Лекция 25. Теории государственного воздействия на общественное благосостояние :: vuzlib.su

Лекция 25. Теории государственного воздействия на общественное благосостояние :: vuzlib.su

27
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Лекция 25. Теории государственного воздействия на общественное
благосостояние

.

Лекция 25. Теории государственного воздействия на
общественное благосостояние

Роль государства обосновывается в рамках теорий государствен­ных
финансов и социального выбора (Т. Безли, Дж. Бьюкенен, Д. Мил­лер). В целом по
проблеме масштабов экономической деятельности государства, основанного на
демократических принципах, ведётся широкая дискуссия с разными точками зрения.
Поскольку некото­рые современные западные теории государственного вмешательства
в экономику имеют общеэкономический характер, их исследование приобретает
сейчас особенную актуальность для экономики России. Несомненно, что активное и
объёмное участие государства в пере­ходных к рынку процессах следует сохранить,
имея в виду обеспе­чение экономической стабилизации, проведение структурной пере­стройки
хозяйства, обеспечение ведущей роли социальной сферы, сохранение национального
пути развития. Государство должно кон­струировать национальный рынок,
преобразуя планово-распреде­лительные структуры управления во вспомогательные
структуры конкурентного рынка.*

* Экономические науки. 1982. № 1. С. 73.

Аргумент распределения и перераспределения стоит одним из
первых в системе аргументов необходимости государственного осу­ществления
равновесия всех социальных групп.*

* Journal of public economics. 1988. V. 35. N 3. P. 371-382.

Базовой проблемой государства является выявление путей оп­тимального
использования ресурсов в целях рациональности совре­менного потребления.* Ряд
благ государство предоставляет в силу их общественной ценности, независимо от
индивидуальных предпо­чтений потребителя. Наилучшим способом коррекции
индивидуаль­ных предпочтений считается индикативное планирование.

* Ор. cit. P. 395-398; 1989. V. 37. N 3.

Успешность функционирования экономики зависит от установ­ления
конституционного порядка и прав собственности, отсутствие которых увеличивает
неопределённость и риск в принятии эконо­мических решений, уменьшая ожидаемые
выгоды от долгосрочных проектов и вложений.

Важнейшей является проблема распределения ресурсов в госу­дарственном
секторе, решаемая путем анализа пропорции «за­траты — доходы» (СВА).*
Анализ СВА основан на принципе компен­сации убытков потребителя доходами. Самой
сложной является про­блема определения неудовлетворенности сравнительно с
удовлет­воренностью. В рамках СВА издержки и доходы рассчитываются в сфере
потребления.

* Price С. Welfare economics in Theory and Practice. L.,
1977. P. 97.

С целью получения максимальной общественной и индивиду­альной
прибыли распределять ресурсы в условиях их ограничения должно государство.

Проблемами благосостояния в результате применения государ­ственных
инвестиций занимается сензитивный анализ. Поскольку рыночное распределение не
гарантирует права индивида на стан­дарт благосостояния, обеспечивающий
достойную жизнь вне зави­симости от экономической деятельности, государство
должно вме­шиваться в проблему распределения доходов. Эффективность госу­дарства
измеряется объемом и динамикой его социальных расхо­дов, так как последние
являются средством и условием развития индивидуальности.

Социальные государственные программы по созданию развитой
социальной инфраструктуры являются одной из важных функций по снижению
неравенства доходов. На этой конкретной деятельнос­ти основана концепция
«государства благосостояния» (Р. Титмус, Э. Хансен, П. Самуэльсон, С.
Лейден, Д .Нейл, Дж. Гэлбрейт и др.).

Как представляется, оптимальность и социальную справедли­вость
можно объединить понятием социального благосостояния. Функция социального
благосостояния равна невзвешенной функ­ции индивидуального благосостояния.
Социально-экономическая оптимальность означает максимизацию социального
благосостояния в условиях ограничений, налагаемых законами природы. Достиже­ние
социальной оптимальности посредством государственной поли­тики особенно важно
для экономики экологии и производства обще­ственных благ, а также
информационной обеспеченности крупных проектов и политических издержек, которые
несет государство.

Равенство благосостояния не подразумевает равенства доходов,
поэтому справедливое распределение не связано с получением рав­ных доходов.

Существует, однако, и другая точка зрения, связанная с тем,
что всякое расширение потребления исторически связано с нерав­ным
распределением благ. Вынужденное равенство препятствует прогрессу. Поэтому
можно говорить об оптимальном распределений покупательной способности. Тогда
возникает вопрос: если в резуль­тате перераспределения спрос на одни блага
возрастет, на другие — снизится или прекратится, сможет ли государство
поддержать утра­ченную деятельность? Очевидно, сначала следует максимизировать
индивидуальную, а затем общую полезность. Отклонение от максиму­ма
индивидуального благосостояния представляется нелогичным, так как вмешательство
в максимизацию индивидуального благосостоя­ния снижает суммарный показатель
благосостояния, является откло­нением от достигнутой точки равновесия. Поэтому
государственное вмешательство там, где этого не делает рынок, противоречит
целям индивидуального благосостояния.

Положительное влияние государственной политики распределе­ния
можно принять лишь в плане формирования доходов людей со средними и низкими
доходами. Главным здесь представляется госу­дарственное стимулирование
индивидуальной деятельности через систему налогообложения, так как получающий
доход индивид — это предприниматель, косвенно увеличивающий национальный про­дукт,
а индивидуальный доход является социально потребляемым. Государственная
политика всегда потенциально опасна в плане по­давления индивидуальной
активности инфляционными и другими стимулами. Изменения в налоговой структуре
влияют на уровень и структуру экономической активности индивида.

Распределение доходов связано с проблемой инфляции. Нельзя
допускать потери доходов средних слоев, самой массовой и эконо­мически активной
части общества (увеличивая, например, выплаты бедным). Избирательность в
распределении противоинфляционной компенсации усиливает социальную
несправедливость, деформирует структуру доходов, подрывает стимулы к труду,
растет социальная напряженность.

В целом усиление технологической многоукладности экономики,
многообразие форм и субъектов присвоения, экономических связей, условий
использования ресурсов предопределяет необходимость существования смешанной
рыночной экономики, глобальный пере­ход от государства благосостояния к
приватизации. Возникают вопро­сы о возможности производства общественных благ
на частном или смешанном предприятии, о единственности критерия общественно­го
блага для решения вопроса о месте его производства и т.д.

Условием для создания общества котором максимально удов­летворяются
потребности личности, является любая форма смешан­ной экономики. В обществе,
основанном на множестве разнообраз­ных форм собственности и контроля, наряду с
государственным пла­нированием и значительной ролью рыночного механизма расширя­ется
автономность личности, позволено делать реальный выбор и участвовать в
различных формах потребления и производства, воз­растает возможность создания
конституционных и коммуникацион­ных предпосылок для оптимизации удовлетворения
основных по­требностей.

Социальная смешанная экономика должна быть основана на прин­ципах
свободы принятия решения об инвестициях для индивида, свободы выбора работы,
свободной конкуренции, разумного соотно­шения между рыночными экономическими
принципами и перерас­пределением благ через государственную систему социальной
по­мощи. Для эффективности такой экономики политика стимулирова­ния роста
должна сочетаться с политикой увеличения занятости, расширения области личных
потребностей и потребления, активи­зации деятельности отдельного человека.
Этого можно достичь ин­тенсивным использованием достижений НТП, развитием
инициа­тивы и укреплением дисциплины.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ