ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Статья 16.4. Неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств
о пересечении таможенной границы Российской Федерации
.
Статья 16.4. Неуведомление при ввозе товаров и (или)
транспортных средств о пересечении таможенной границы Российской Федерации
1. Объектом правонарушения является порядок таможенного
оформления (на стадии предварительных операций) в части установленных
таможенным законодательством требований об уведомлении таможенного органа о
пересечении таможенной границы РФ при ввозе товаров и (или) транспортных
средств на таможенную территорию РФ.
2. Требование о таком уведомлении обусловлено необходимостью
осуществления таможенным органом на границе контроля за законностью ввоза
товаров (транспортных средств), выявления товаров, ввоз которых запрещен либо
ограничен.
В связи с этим в уведомлении, в какой бы форме оно ни
осуществлялось, должна содержаться информация, касающаяся:
отправителя, получателя и перевозчика товаров;
реквизитов товаротранспортных, расчетных или коммерческих
документов;
количества грузовых мест, характера и способа упаковки и
маркировки товаров;
самих товаров: наименование; фактурная стоимость; коды по
Товарной коменклатуре внешнеэкономической деятельности России (ТН ВЭД),
количество единиц, вес либо объем.
3. Порядок и форма уведомления перевозчиком таможенного органа
при ввозе товаров и (или) транспортных средств зависит от ряда факторов:
характера ввозимого товара; вида транспортного средства, на котором
осуществляется международная перевозка; страны ввоза и др.
В соответствии с Положением о предварительных операциях
таможенного оформления в автомобильных пунктах пропуска, утвержденным приказом
ГТК России от 24 февраля 2000 г. при ввозе товаров и транспортных средств на
таможенную территорию РФ автомобильным транспортом перевозчик уведомляет о
пересечении таможенной границы РФ таможенный орган (либо его структурное
подразделение), который расположен непосредственно в автомобильном пункте
пропуска. Такое уведомление должно быть сделано лицом, управляющим транспортным
средством, не позднее чем через 30 минут после завершения пограничного и
транспортного контроля.
Форма уведомления при ввозе на таможенную территорию РФ
железнодорожным транспортом определена в п.3.1 Временной технологии
взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении
грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденной ГТК России и МПС
России 20 апреля 1995 г. Согласно данному документу таможенное оформление
грузов, ввозимых из-за границы на таможенную территорию РФ, начинается после
уведомления работниками пограничной станции должностных лиц таможенного органа
о прибытии груза из-за границы. Уведомление выражается в форме представления в
таможенный орган двух экземпляров передаточной ведомости или натурного листа, а
также перевозочных и товаросопроводительных документов.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ через
российско-белорусскую границу уведомления (в зависимости от вида транспорта)
принимаются на железнодорожных передаточных станциях или специально созданных
пунктах приема уведомлений.
В качестве уведомления представляются:
на железнодорожных станциях — железнодорожные накладные (с
приложением товаросопроводительных документов);
в пунктах приема уведомлений — книжки МДП, документы
контроля за доставкой товара (с приложением транспортных и товаросопроводительных
документов).
Иной перечень документов рассматривается в качестве
уведомления при ввозе в Россию из Белоруссии через общую границу товаров,
подлежащих маркировке и (или) лицензированию.
В таких случаях на тех же железнодорожных станциях и пунктах
приема уведомлений в качестве уведомления о ввозе товаров принимаются следующие
документы:
транспортные и товаросопроводительные документы;
сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1;
оригиналы заявления на покупку марок и обязательства о ввозе
товаров или их копии, заверенные печатью уполномоченного таможенного органа
(для маркированных товаров);
копии лицензий, выданных в установленном порядке, заверенные
печатями таможенных органов, осуществивших прием и регистрацию лицензии (для
лицензируемых при ввозе на территорию РФ товаров).
В случаях, когда форма и порядок уведомления не определены
документами ГТК России, они устанавливаются пограничными таможнями
самостоятельно.
4. Объективная сторона правонарушения выражается в
противоправном бездействии, заключающемся в невыполнении перевозчиком
установленной для него ст.139 ТК обязанности уведомить таможенные органы при
ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ, а также при
ввозе указанных товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных
складов на остальную часть таможенной территории РФ о пересечении таможенной
границы РФ.
Указанное требование не распространяется только на морские,
речные и воздушные суда, пересекающие таможенную территорию РФ без остановки в
порту или аэропорту, расположенном на территории РФ.
5. Субъектом правонарушения является перевозчик (см. п.8
комментария к ст.16.1).
6. Субъективная сторона для физических лиц характеризуется
виной в форме умысла или неосторожности.
.