1.3. Зачем изучать микроэкономику! :: vuzlib.su

1.3. Зачем изучать микроэкономику! :: vuzlib.su

125
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


1.3. Зачем изучать микроэкономику!

.

1.3. Зачем изучать микроэкономику!

Мы полагаем, что после прочтения данной книги у вас не
останется сомнений в важности и широком при­менении микроэкономики. Фактически
одна из наших ос­новных целей — показать, как применять принципы микроэкономики
при принятии хозяйственных решений. Приведем два примера, показывающих
применение микро­экономики на практике.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ НА УРОВНЕ КОРПОРАЦИИ: «ФОРД» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
«ТАУРУС»

В конце 1985
г
. «Форд» представил на рынок новую модель автомобиля
«Таурус», имеющую эффективную аэродинамическую форму и передний привод. Маши­на
пользовалась огромным успехом и позволила «Фор­ду» почти удвоить прибыль к 1987 г. Дизайн и эффек­тивное
производство этого автомобиля были связаны с использованием новейших достижений
инженерной мысли, затрагивали также немало экономических вопросов.

Менеджеры фирмы должны были понять, насколько благоприятно
новый дизайн модели будет воспринят по­купателями. Будут ли потребители
удовлетворены внешним видом и техническими характеристиками машины? Каков будет
начальный спрос, как он будет изменяться во вре­мени и как на него повлияет
цена автомобиля? Изуче­ние запросов потребителя, прогнозирование спроса на но­вый
автомобиль, изменение спроса в связи с изменением цены на машину составили
существенную часть програм­мы «Таурус».

Затем «Форд» должен был определить стоимость моде­ли: установить
издержки производства и их изменение в зависимости от объема ежегодного выпуска
машины. Не­обходимо было также учесть и результаты переговоров с профсоюзами о
размере заработной платы, цене на сталь и другое сырье. Следовало
проанализировать размер и скорость снижения издержек производства по мере на­копления
производственного опыта. Эти данные требова­лись для того, чтобы ответить на
вопрос, как получить максимальную прибыль и какой при этом запланировать объем
ежегодного выпуска автомобилей.

«Форд» должен был также разработать стратегию це­нообразования,
а кроме того, взвесить, как отреагируют на эту стратегию конкуренты. Например,
следует ли на­значить низкую цену за базовую «облегченную» модель, но высокую
цену за индивидуальные модели с кондици­онером воздуха и системой
гидравлического управления? Или будет более выгодно производить машины как
«стан­дартные» и назначать более высокую цену за весь на­бор? Как отреагируют
конкуренты вроде ДМ («Дженерал Моторс») и «Крайслер» независимо от назначенной
«Фор­дом» цены? Попытаются ли ДМ и «Крайслер» сбить цены «Форда» за счет
снижения собственных цен? Сможет ли «Форд» удержать ДМ и «Крайслер» от снижения
цен, угрожая ответить на это скидкой с собственных цен?

Программа по «Таурусу» требовала больших капитало­вложений в
новое производственное оборудование, и ком­пания должна была оценить связанный
с этим риск и возможные последствия. Часть риска была связана с не­определенностью
будущих цен на бензин (более высокие цены на бензин приведут к увеличению спроса
на мало­литражные машины), а часть — с неопределенностью размеров заработной
платы рабочим фирмы. Что произой­дет, если мировые цены на нефть снова
поднимутся в 2—3 раза или правительство введет новый налог на бен­зин?
Насколько сильны будут профсоюзы при переговорах по заработной плате и как это
повлияет на ее размер? Каким образом учесть неопределенность в ответах на
поставленные вопросы при принятии решений о капитало­вложениях?

«Форд» должен был также решить и определенные
организационные проблемы, поскольку он представляет собой интегрированную
фирму, в которой одни подраз­деления производят отдельные узлы, а другие потом
про­водят сборку автомобилей. Необходимо было назначить вознаграждение
менеджерам различных подразделений. Какую цену назначать подразделению сборки
автомоби­лей за двигатели, получаемые им из другого подразде­ления? Следует ли
получать все детали и части со своих заводов или некоторые из них лучше
приобретать на сто­роне?

Наконец, «Форду» было необходимо учесть в своей деятельности
требования правительственных и законода­тельных органов. Например, модель
нового автомобиля должна отвечать федеральным предельно допустимым
концентрациям (стандартам) по выбросу выхлопных га­зов, а процесс сборки на
поточной линии должен со­ответствовать правилам техники безопасности и охраны
труда. Каково наиболее вероятное изменение этих правил и стандартов во времени?
Как они повлияли бы на расходы и доходы компании?

ПЛАНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: СТАНДАРТЫ ПО
АВТОМОБИЛЬНЫМ ВЫХЛОПНЫМ ГАЗАМ

В 1970 г.
федеральный закон об охране воздушного пространства установил жесткие
ограничения на содер­жание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей.

Эти ограничения стали значительно жестче, и если пра­вительственная
программа будет реализована к 90-м го­дам, содержание окиси азота, углеводорода
и окиси уг­лерода в выхлопных газах автомобилей должно снизиться примерно на 90
% по сравнению с уровнем 1970
г
.

Принятие программы, включающей закон об охране воздушного
пространства, связано с тщательным анализом воздействия выхлопных газов на
здоровье людей и окру­жающую среду. Однако она обусловлена и экономиче­скими
вопросами. Во-первых, правительство должно оце­нить финансовое воздействие
программы на доходы потре­бителей. Стандарты по выхлопным газам влияют как на
цену автомашины (потребуется преобразователь-катали­затор, который поднимет
стоимость автомобиля), так и на стоимость ее эксплуатации (расход бензина будет
ни­же, но преобразователи потребуют ремонта и ухода). В конечном итоге большая
часть дополнительных расходов ложится на потребителей, и поэтому важно
определить, как программа повлияет на уровень жизни. Это потре­бует анализа
потребительских приоритетов и спроса. Например, будут ли потребители меньше
пользоваться автомобилями и тратить больше средств на другие това­ры? Если так,
то останется ли уровень жизни на прежнем уровне?

Чтобы ответить на эти вопросы, правительству не­обходимо
определить, как введение новых стандартов по­влияет на издержки производства
автомобилей. Смогли бы автомобилестроительные компании использовать альтерна­тивные
материалы для производства машин, с тем чтобы рост издержек оказался
незначительным? Затем прави­тельству необходимо знать, как изменения в
издержках производства повлияют на объемы выпуска продукции и цену на новые
автомобили — будут ли дополнительные издержки возмещены за счет компаний или
будут пере­ложены на потребителей в форме более высоких цен?

Наконец, правительству необходимо понять, почему проблемы,
связанные с загрязнением воздуха, не реша­ются в условиях рыночной экономики.
Ответ заключа­ется в том, что издержки по охране воздушного прост­ранства
являются как бы внешними для фирмы. Если фирмы не заинтересованы в решении
проблемы выхлоп­ных газов, то необходимо определить наиболее эффек­тивные
стимулы производства экологически чистых дви­гателей. Стоит ли устанавливать
ограничения или более рентабельным было бы ввести штраф за загрязнение воз-

духа? Сможет ли правительство разрешить эти проблемы?
Основной вопрос заключается в том, имеет ли смысл раз­работка программы
контроля над автомобильными вы­хлопными газами на основе расчета затрат и
результа­тов.

Оправдывают ли эстетические, медицинские и другие

выгоды чистого воздуха более высокие расходы, связан­ные с
производством машин?

Это только два примера применения микроэкономики. Вы
встретитесь с большим количеством примеров на стра­ницах этой книги. Многие из
ее предложений связаны с рынками и ценами. Эти два слова вошли в наш повсед­невный
язык, но важно уяснить, что они означают в мик­роэкономике.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ