2.6. Контроль государства над ценами :: vuzlib.su

2.6. Контроль государства над ценами :: vuzlib.su

125
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2.6. Контроль государства над ценами

.

2.6. Контроль государства над ценами

В США и большинстве других промышленно развитых стран рынки
редко являются независимыми от вмешатель­ства государства. Помимо введения
налогов и предоставле­ния субсидий, правительство часто регулирует рынки (да­же
рынки свободной конкуренции) различными способами. Здесь мы рассмотрим, как
использовать зависимости между предложением и спросом для анализа воздействия
одной общераспространенной формы государственного регулиро­вания: контроля над
ценами. Более детально эти вопросы рассматриваются в гл. 9.

На рис. 2.19 показано воздействие контроля над цена­ми: Po и
Qo представляют собой равновесные цену и количество (т. е. цену и объем продаж,
которые уста­новились бы без правительственного вмешательства). Пра­вительство,
однако, находит цену P0 слишком высокой и устанавливает, что цена не должна
быть выше макси­мальной цены, которую мы обозначаем как Ршах. Каков

Рис. 2.19. График изменения цен при их контроле со сто­роны
государства

будет результат? Из-за того, что цена ниже равновесной,
производители (особенно те, у кого высокие издержки) будут производить меньше и
предложение будет равно Qi. С другой стороны, потребители увеличат спрос при
этой низкой цене — они захотят приобретать количество Q2. Поэтому спрос
превышает предложение, и вскоре воз­никнет дефицит, или избыточный спрос. Объем
этого из­быточного спроса составит Q2 — Qi.

Этот избыточный спрос принимает форму очередей, как это
происходило зимой 1974 г.
и летом 1975 г.,
когда води­тели выстраивались в колонну, чтобы купить бензин (в обоих случаях
очереди за бензином были результатом контроля над ценами. Правительство не
допустило, чтобы на внутреннем рынке цены на масло и бензин поднялись вместе с
мировыми ценами на нефть). Иногда избыточный спрос принимает форму ограничений
и нормирования поставок, как это было с контролем цен на природный газ, что
привело в середине 70-х годов к нехватке газа, когда промышленные потребители
газа сократили потреб­ление и некоторые заводы были вынуждены закрыться.
Иногда, когда искусственно завышается спрос, он пере­ключается на другие рынки.
Например, в 60-е годы кон­троль над ценами на природный газ еще не вызвал огра­ничений,
но потенциально новые покупатели не могли подключаться к системе трубопроводов
и были вынуждены вместо газа использовать нефть.

От контроля над ценами кто-то выигрывает, а кто-то и
проигрывает. Рис. 2.19 предполагает, что производители проигрывают — они получают
низкую цену и некоторые прекращают деятельность в рамках отрасли промышлен­ности.
Некоторые потребители, но далеко не все, выигры­вают. Потребители, которые
могут приобрести товар по более низкой цене, явно в выигрыше, но те, кто был
поса­жен на «норму» и не смог вообще купить товар, оказыва­ются в трудном
положении. Насколько выигрывают одни и проигрывают другие и насколько общий
выигрыш превы­шает общие потери? Мы постараемся ответить на эти вопросы в гл.
9.

Пример 2.7 КОНТРОЛЬ НАД ЦЕНАМИ И ДЕФИЦИТ ПРИРОДНОГО ГАЗА

С 1954 г.
федеральное правительство регулировало отпускную цену на природный газ.
Поначалу контроль не ограничивал производителей, и максимальные цены были выше
уровня равновесных. Но примерно в 1962 г. эти мак­симальные цены превратились в
путы, и чрезмерный спрос на природный газ принял осязаемые черты, которые мед­ленно
стали усиливаться. В 70-е годы этот чрезмерный спрос, подхлестнутый ростом цен
на нефть, привел к ши­роко распространенным ограничениям. Максимальные це­ны
оказались значительно ниже тех, которые преобладали бы на свободном рынке.

Чтобы проанализировать воздействие контроля над ценами,
возьмем за базу 1975 г.
На основе эконометриче-ских исследований рынков природного газа и их поведения
по мере изменения контроля над ценами в 80-е годы мы по­лучили следующие данные
по рынку в 1975 г.
При сво­бодной торговле цена природного газа составляла бы 2 долл. за 1 тыс.
куб. футов, его производство и потребление — около 20 трлн. куб. футов. Средняя
цена нефти (включая как импорт, так и добычу внутри страны), которая повлияла и
на предложение, и на спрос на при­родный газ, была в пределах 8 долл. за
баррель.

Разумная оценка эластичности предложения от цены составляет
0,2. Более высокие цены на нефть ведут также к большему объему производства
газа, потому что нефть и газ добываются вместе. Оценка перекрестной
эластичности предложения составляет 0,1. Что касается спроса, то его
эластичность по цене составляет около — 0,5, а перекрест­ная эластичность по
отношению к цене нефти приблизи­тельно равна 1,5. Вы можете проверить, что
следующие линейные функции предложения и спроса соответствуют этим данным:

Предложение: Q= 14 + 2P0 +0,25P0. Спрос: Q = -5P0 + 3,75P0,

где Q — количество природного газа, трлн. куб. футов; pg —
цена природного газа, долл. за 1 тыс. куб. футов; p(i — цена нефти за 1
баррель.

Проверьте также, приравнивая предложение и спрос и подставив
P0 = 8 долл., что эти кривые предложения при­водят к равновесной цене
природного газа в 2,0 долл. в условиях свободной конкуренции.

Регулируемая цена газа в 1975 г. составляла примерно
Долл. за 1 тыс. куб. футов. Подставив эту цену вместо g в функцию предложения,
получаем предлагаемое коли­чество (Q, на рис. 2.19) в 18 трлн. куб. футов.
Замена G B функции спроса дает спрос (Q2 на рис. 2.19) в 25 трлн. куб. футов.
Таким образом, контроль над ценами создал избыточный спрос 25—18 = 7 трлн. куб.
футов, ко­торый проявился в форме широко распространенных ограничений.

Регулирование цен было важной составной частью
энергетической политики США в 60—70-е годы и продол­жало влиять на эволюцию
рынка природного газа в 80-е годы.

Выводы

1. Анализ кривых спроса и предложения является одним из
основных инструментов микроэкономики. На конкурентном рынке кривые предложения
и спроса ука­зывают, сколько продукции будет произведено фирмами и каким будет
спрос потребителей при определенной цене.

2. Рыночный механизм имеет тенденцию к равновесию (т.е. цена
движется к уровню рыночной распродажи), с тем чтобы не было ни избыточного
спроса, ни избыточ­ного предложения.

3. Эластичность характеризует реакцию предложения и спроса
на изменение цены, дохода и других переменных. Например, эластичность спроса от
цены показывает из­менение требуемого количества в процентах в результате
увеличения цены на 1 %.

4. Эластичность относится к тем или иным временным рамкам, и
для большинства товаров важно различать кратковременный и долговременный
коэффициенты элас­тичности.

5. Если мы можем рассчитать, хотя бы приблизи­тельно, кривые
предложения и спроса на определенный товар, мы можем вычислить равновесную
цену, приравни­вая предложение и спрос. Если мы также знаем, насколько
предложение и спрос зависят от других экономических переменных величин (таких,
как доход или цены на другие товары), мы можем вычислить, как будут меняться
равно­весные цена и объем продаж при изменении других пере­менных. Это одно из
средств, объясняющих или прогно­зирующих поведение на рынке.

6. Простой численный анализ можно выполнить, ап­проксимируя
данные о ценах и количествах кривыми предложения и спроса и оценивая
эластичность. По мно­гим рынкам такие данные существуют, и простейшие расчеты
могут помочь нам лучше понять характеристики и поведение рынка.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ