10.1. Монополия :: vuzlib.su

10.1. Монополия :: vuzlib.su

106
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


10.1. Монополия

.

10.1. Монополия

Как единственный производитель товара монополист находится в
уникальном положении. Если монополист ре­шает повысить цену продукта, ему не
приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену,
захватят большую часть рынка. Монополист удер­живает рынок в своей власти и
полностью контролиру­ет объем выпуска продукции, предназначенной для про­дажи.

Но это не означает, что монополист может назначить любую
сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере если его целью является
максимизация прибыли. Данная книга тому пример. Компания «Макмиллан Паблишинг»
обладает правом на ее издание (копирай­том) и, следовательно, является ее
монопольным издате­лем. Тогда почему она не продает книгу по 350 долл. за
экземпляр? Потому что большинство из вас откажется покупать ее и прибыль
издателя резко снизится.

Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале
определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка
спроса и издержек явля­ется решающей в процессе принятия фирмой экономи­ческого
решения. Располагая такими сведениями, моно­полист должен принять решение об
объемах производст­ва и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая
монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса (это означает,
что монополист может установить цену и определить объем производства в со­ответствии
с характером кривой рыночного спроса).

РЕШЕНИЕ МОНОПОЛИСТА ОТНОСИТЕЛЬНО ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА

Какое количество товара должен производить монопо­лист? Как
мы показали в гл. 8, чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого
объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издерж­кам. В
этом — решение проблемы и для монополиста. На рис. 10.1 кривая рыночного спроса
D является кри­вой среднего дохода монополиста. Цена единицы продук­ции,
которую получит монополист, является функцией объема производства. Здесь также
показаны кривая пре­дельного дохода MR и кривые средних и предельных издержек —
AC и MC. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске Q*. С
помощью кривой спроса мы можем определить цену P*, которая соответ­ствует
данному количеству продукции Q*,

Как мы можем проверить, что Q* — объем произ­водства,
максимизирующий прибыль? Предположим, мо

Рис. 10.1. График максимизации прибыли при равенстве
предельного дохода предельным издержкам

нополист производит меньшее количество продукции — Qi и
соответственно получает более высокую цену pi. Как показывает рис. 10.1, в
таком случае предельный доход монополиста превышает предельные издержки, и если
бы он производил большее количество продукции, чем Qi, он получил бы добавочную
прибыль (MR—MC), т. е. уве­личил бы свою совокупную прибыль. Фактически монопо­лист
может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до
объема производ­ства Q*, при котором дополнительная прибыль, получае­мая от
выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество
продукции Qi не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить
более высокую цену. При объеме произ­водства Qi вместо Q* совокупная прибыль
монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной пло­щади между
кривой MR и кривой MC, между Qi и Q*. На рис. 10.1 больший объем производства
Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объ­еме предельные
издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее
количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на MC—MR). Монополист
мог бы увеличить прибыль еще больше, со­кращая объем производства до Q*.
Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Qa дано
площадью ниже кривой MC и выше кривой MR, между Q* и Q2.

Мы также можем показать алгебраически, что объем производства
Q* максимизирует прибыль. Прибыль я рав­на разности между доходом и издержками,
которые пред­ставляют собой функцию от Q:

Ji(Q)-R(Q) -C(Q).

По мере того как Q растет, начиная с нуля, прибыль будет
возрастать до тех пор, пока не достигнет максимума, а затем станет снижаться.
Таким образом, объем про­изводства Q максимизирует прибыль в том случае, когда
приращение прибыли от дополнительного увеличения Q рав­но нулю (т. е. Ая/AQ =
О). Тогда

Ал/AQ = AR/AQ — ДС/AQ = О.

Но AR/AQ является предельным доходом, a AC/AQ — предельными
издержками, и поэтому условием максими­зации прибыли является

MR — MC = О или MR = MC.

ЧИСЛОВОЙ ПРИМЕР

Чтобы более четко представить данный результат, раз­берем
следующий числовой пример. Пусть функция из­держек есть

C(Q) =50 + Q2

(т. е. постоянные издержки составляют 50 долл., а пе­ременные
— Q2). Тогда средние издержки равны С (Q) /Q = 50/Q + Q, а предельные издержки
AC/AQ = = 2Q.

Пусть спрос задан как

P(Q) = 40-Q,

поэтому доход равен R(Q) = P(Q)Q= 4OQ — Q2, а пре­дельный
доход MR = AR/AQ = 40 — 2Q. Установив предельный доход равным предельным
издержкам, вы можете убедиться, что прибыль максимизируется, когда Q= 10 (это
соответствует цене в 30 долл.).

Данные функции издержек и дохода графически пред­ставлены на
рис. 10.2а, как и функция прибыли я (Q) = = R (Q) — С (Q). Отметим, что, когда
фирма производит мало или совсем не производит, прибыль отрицательна, т. е.
фирма несет убытки из-за постоянных издержек. Прибыль растет одновременно с
объемом производства Q, пока не достигает максимума в 150 долл. при Q* = = 10,
а затем уменьшается по мере дальнейшего роста Q. В точке максимальной прибыли
угловые коэффициен­ты кривых дохода и издержек равны. (Касательные гг’

Рис. 10.2. График максимизации прибыли 296

и ее параллельны.) Угловой коэффициент кривой дохода
составляет AR/AQ, или предельный доход, а угловой коэф­фициент кривой издержек
— ДС/AQ, или предельные из­держки. Прибыль максимальна, когда предельный доход
равен предельным издержкам и обе кривые имеют равные угловые коэффициенты.

Рис. 10.2Ь показывает соответствующие кривые сред­него и
предельного доходов, а также кривые средних и предельных издержек. Кривые
предельного дохода и предельных издержек пересекаются при Q* =10. При данном
объеме производства средние издержки составля­ют 15 долл. на единицу продукции,
цена равна 30 долл. за единицу и поэтому средняя прибыль: 30 долл. — 15 долл. =
15 долл. за единицу. Так как продано 10 единиц, прибыль составляет 10-15 долл.=
150 долл. (площадь заштрихованного прямоугольника).

ПРАВИЛО «БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА» ДЛЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Мы знаем, что цена и объем производства должны быть такими,
чтобы предельный доход равнялся предель­ным издержкам, но как может практически
руководи­тель фирмы правильно определить соответствующие цену и объем
производства? Большинство руководителей рас­полагают ограниченной информацией о
кривых средних и предельных доходов, с которыми сталкиваются их фирмы. Они
также располагают информацией о предель­ных издержках фирмы лишь для
изменяющихся в опре­деленных пределах объемов производства. Мы, следователь­но,
хотим перевести условие равенства предельного дохода и предельных издержек в
универсальное правило, которым легче пользоваться на практике.

Чтобы сделать это, мы должны переписать формулу предельного
дохода следующим образом:

Отметим, что дополнительный доход, получаемый в результате
выпуска дополнительной единицы продукции, A(PQ)/AQ обладает двумя свойствами.
Произведя одну дополнительную единицу продукции и продавая ее по цене P, мы
получим доход: (I)-(P) = P. Но фирма стал­кивается с кривой спроса, имеющей
наклон вниз, и по­этому производство и продажа данной дополнительной единицы приводят
к небольшому снижению в цене

AP/AQ, которое уменьшает доход от всей проданной

продукции (т. е. изменение дохода Q[AP/AQ]). Таким образом:

MR=AQ

Правую часть формулы мы получили, умножив выра­жение
Q(AP/AQ) на P, а затем разделив его на P. Вспом­ним, что эластичность спроса
выражается как Ed = == (P/Q) (AQ/AP). Таким образом, (Q/P) (AP/AQ) есть
выражение, обратное эластичности спроса 1/E4 следова­тельно, при объеме
производства, максимизирующем при­быль, можно записать:

MR= P +P (l/Ed).

Теперь, так как целью фирмы является максимизация прибыли,
мы можем приравнять предельный доход к предельным издержкам:

P +P (1/Ed) = МС,

(10.1)

Данная формула представляет собой правило «большо­го пальца»
для ценообразования. Левая часть уравнения выражает превышение цены над
предельными

издержками как процент от цены. Уравнение показывает, что
данное превышение равняется величине, обратной эластичности спроса, взятой с
отрицательным знаком. Точно так же мы можем переписать это уравнение, чтобы
выразить цену через предельные издержки:

Например, если эластичность спроса равняется —4, а
предельные издержки 9 долл. на единицу продукции, цена должна составить: 9/(1 —
‘Д) = 9/0,75= 12 долл. за еди­ницу.

Как сравнить цену, устанавливаемую монополистом, с ценой в
условиях свободной конкуренции? В гл. 8 мы видели, что на совершенном
конкурентном рынке цена равна предельным издержкам. Монополист назначает цену,
превышающую предельные издержки на величину, обратно пропорциональную
эластичности спроса. Как по­казывает уравнение (10.1), если спрос чрезвычайно
элас­тичен, Ed представляет собой большую отрицательную величину, а цена будет
близка к предельным издержкам и, таким образом, монополизированный рынок будет
очень похож на рынок свободной конкуренции. Фактически, когда спрос очень
эластичен, монополисту достается незначительная прибыль.

СМЕЩЕНИЯ СПРОСА

На конкурентном рынке существует прямая зависи­мость между
ценой и объемом предложения. Эта зави­симость отражена кривой предложения,
которая, как мы видели в гл. 8, совпадает с кривой издержек производства для
отраслей в целом. Кривая предложения показывает, сколько будет производиться
продукции по каждой цене.

В условиях монополизированного рынка кривая пред­ложения
отсутствует. Другими словами, нет пропорцио­нальной зависимости между ценой и
производимым коли­чеством. Причина заключается в том, что решение моно­полиста
по объему производства зависит не только от

Рис. 10.3 а. Зависимость цены от изменения спроса при том же
объеме производства

Рис. 10.3. Ь. Изменение спроса при переменном объеме произ­водства
и постоянной цене

предельных издержек, но и от формы кривой спроса. Из­менения
в спросе не приводят к пропорциональным из­менениям цены и предложения, как это
происходит с кривой предложения для рынка свободной конкуренции. Вместо этого
изменения в спросе могут привести к изме­нению цен при постоянном объеме
производства, изме­нения в объеме производства могут произойти без изме­нения
цены или же измениться могут как цена, так и объем производства. Это показано
на рис. Ю.За и Ю.ЗЬ. На обоих частях рисунка кривой первоначального спроса di
соответствуют кривая предельного дохода MRi, перво­начальная монопольная цена
pi и объем производства Qi. На рис. Ю.За кривая спроса смещается вниз и повора­чивается.
Новые кривые спроса и предельного дохода обозначены D2 и MRs. Отметим, что MRj
пересекает кривую издержек в той же точке, что и MRi. В итоге объем произ­водства
продукции остается прежним. Цена, однако, снизит­ся до P2.

На рис. Ю.ЗЬ кривая спроса поднимается вверх и пово­рачивается.
Кривая нового предельного дохода MR2 пере­секает кривую предельных издержек в
точке, соответствую­щей большему объему производства, т. е. Q2 больше Qi. Но
смещение кривой спроса таково, что цена остается прежней.

Изменение спроса обычно вызывает изменения как цены, так и
объема выпуска продукции. Но особые слу­чаи, приведенные на рис. 10.3,
показывают важное раз­личие между монопольным и конкурентным предложени­ем.
Отрасль с конкурирующими производителями пред­лагает определенное количество
продукции по каждой цене. Такой взаимосвязи нет для монополиста, который в
зависимости от того, как изменится спрос, может пред­лагать разное количество
продукции по одной и той же це­не или одинаковое количество по разным ценам.

ВОЗДЕЙСТВИЕ НАЛОГА

Налог на объем производства также влияет на моно­полиста
иначе, чем на отрасль с конкурирующими произ­водителями. В гл. 9 мы видели, что
введение налога на единицу продукции в отрасли с конкурирующими произ­водителями
приводит к увеличению рыночной цены на ве­личину, которая несколько меньше
налога, и что бремя налога несут как производители, так и потребители. При
монополии, однако, цена может возрастать на величину, превышающую размер
налога.

Рис. 10.4. График изменения издержек производства при
введении налога на объем производства моно­полистической фирмы

Проанализировать воздействие налога на монополиста несложно.
Предположим, каждая единица продукции об­лагается определенным налогом в t
долл., так что моно­полист должен платить правительству t долл. за каждую
проданную единицу продукции. Следовательно, предельные (и средние) издержки
фирмы возросли на величину на­лога t. Если первоначальные издержки фирмы
составляли MC, ее решение по оптимальному объему производства теперь выглядит
так:

MK = MC + t.

На графике мы смещаем кривую предельных издержек вверх на
величину t и обнаруживаем новую точку пере­сечения с кривой предельного дохода
(рис. 10.4). Здесь Qo и P0 — соответственно объем производства и цена до
обложения налогом, a Qi и Pi — объем выпуска и цена после введения налога.

Смещение кривой предельных издержек вверх при­водит к
уменьшению объема производства и повышению Цены. Иногда цена растет на величину
меньше налога, но Далеко не всегда (на рис. 10.4 цена поднялась выше размеров
налога). Это было бы невозможно на конкурент­ном рынке, но может случиться на
монопольном рынке, так как в последнем случае отношение цены к предельным
издержкам зависит от эластичности спроса. Предположим, например, что монополист
сталкивается со спросом с по-

стоянкой эластичностью —2. Тогда согласно уравнению (10.2)
цена будет равна двойным предельным издержкам. При налоге t предельные издержки
увеличиваются до MC +1 и цена возрастает до 2 (MC -f-1) = 2MC + 2t, т. е.
возрастает на удвоенную величину налога.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ