Проблемы и направления контроля над наркоситуацией в России :: vuzlib.su

Проблемы и направления контроля над наркоситуацией в России :: vuzlib.su

12
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Проблемы и направления контроля над наркоситуацией в России

.

Проблемы и направления контроля над наркоситуацией в России

В последние годы был принят ряд серьезных мер, направленных
на повышение эффективности организационно-правового обеспечения
государственного контроля над наркобизнесом и наркоситуацией:

принятие Концепции государственной политики по контролю за
наркотиками в Российской Федерации, 1993 г.

создание в 1994
г
. Правительственной комиссии по противодействию
злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

принятие Федеральной целевой программы «Комплексные
меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на
1995-1997 гг». в настоящее время Программа продлена до 2001 г.

Вопросы борьбы с наркобизнесом в России сегодня находятся в
компетенции следующих государственных структур.

Общегосударственную координацию по вопросам борьбы с
наркобизнесом осуществляет Межведомственная комиссия Совета Безопасности
Российской Федерации по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе
с преступностью и коррупцией. Антинаркотические подразделения
правоохранительных органов и спецслужб России:

Специальное подразделение Управления экономической
контрразведки (УЭК) ФСБ России. Функционирует на основе методов
контрразведывательной и разведывательной деятельности, направленной прежде
всего против крупных наркоструктур, носящих международный и межрегиональный
характер. Эта целевая работа началась в 1994 г.

Специальная структура Оперативно-розыскного управления (ОРУ)
ФПС России. Занимается выявлением каналов контрабанды наркотиков с 1995 г.

Отдел в составе Управления по борьбе с таможенными
правонарушениями (УБТП) ГТК России. Действует с 1992 г.

Вопросами борьбы с наркобизнесом, относящимися к их
ведомственной компетенции, занимаются во внешней и военной разведках, налоговой
полиции, прокуратуре, других правоохранительных органах и спецслужбах страны.
Например, Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков – УБНОН МВД
России. Действует с 1991 г.
и несет основную правоприменительную нагрузку в противодействии незаконному
обороту наркотиков.

Вместе с тем, организационные структуры, обеспечивающие
деятельность по контролю над наркобизнесом, сравнительно молоды, не в полной
мере отлажен механизм межведомственного взаимодействия в области анализа
наркоситуации в России, отсутствует федеральная система мониторинга проблемы
наркотиков.

Перспективными путями решения рассматриваемой проблемы, по
мнению исследователей в правоохранительных системах, могут стать следующие
межведомственные мероприятия:

Образование межведомственного научного центра (института)
изучения наркоситуации в России. Этой структуре помимо функций аналитической
разведки проблем незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими
целесообразно поручить также проведение мониторинга наркоситуации в стране.

Создание федеральной правоохранительной структуры (с
функциями спецслужбы) по борьбе с наркобизнесом.

Закрепление в федеральном законодательстве функций борьбы с
незаконным оборотом наркотиков и профилактики наркомании за всеми
заинтересованными ведомствами, фактически занятыми в этой сфере деятельности.

Организация федерального и международного банков данных,
постоянно пополняемого детальными сведениями, отражающими параметры
наркобизнеса.

Налаживание дополнительного финансирования межведомственной
борьбы с наркопреступностью за счет денежных и иных материальных средств,
конфискованных у дельцов наркобизнеса. Основываясь на передовом международном
опыте, необходимо ввести в практику работы правоохранительной системы России
положения, в соответствии с которыми после вынесения судебного решения в
отношении лиц, привлеченных к уголовной или административной ответственности, в
виде штрафа (конфискации имущества) за незаконный оборот наркотиков, часть
изымаемых финансовых средств (30-50%) перечислялась бы в специально созданный
внебюджетный фонд.

Создание такого фонда оговаривается Федеральным законом от 8
января 1998 г.
«О наркотических средствах и психотропных веществах».

В целях лишения транснациональных наркогруппировок
финансовой мощи в двусторонних межправительственных соглашениях о
сотрудничестве следует предусматривать аналогичные конфискационные положения в
пользу государств-участников, изобличивших дельцов наркобизнеса в незаконной
деятельности.

В качестве критериев эффективности работы по борьбе с
незаконным оборотом наркотиков определить такие показатели, как выявление
организаторов преступлений и их сообщников, установление источников
финансирования и каналов поступления наркотиков.

Создание эффективной системы контроля над прекурсорами. В
России на проблему перемещения через границу прекурсоров серьезно обратили
внимание в связи с участившимися фактами изъятия значительного количества этих
химических веществ правоохранительными органами.

В 1996 г.
Правительством Российской Федерации принято специальное постановление 278,
согласно которому все вещества, находящиеся под международным контролем, должны
импортироваться и экспортироваться через российские границы лишь с разрешения
Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздраве России. Этот комитет
при принятии решений руководствуется квотами ООН, установленными в соответствии
с потребностями промышленности, медицинскими нуждами и обязательствами
Российской Федерации по экспорту химикатов. Кроме того, в настоящее время
завершается совместная с Минздравом России работа над проектами положений о
лицензировании производства лекарственных средств (в том числе наркотических и
психотропных) и фармацевтической деятельности.

Принятие указанных правовых актов и соответствующих
организационных мер, ставящих под государственный контроль производство,
экспорт и импорт прекурсоров, значительно сократит возможности незаконных
производителей наркотиков как в России, так и за рубежом.

Укрепление на всех уровнях подразделений МВД, занимающихся
борьбой с незаконным оборотом наркотиков, а также структур Государственного
таможенного комитета. При этом особое внимание должно быть уделено ключевым
зонам – Москва и Санкт-Петербург, Калининград, Астрахань, Краснодарский край и
Северный Кавказ, и Дальний Восток.

Повышение уровня технического оснащения всех служб,
борющихся с незаконным оборотом наркотиков. Целесообразно более широкое
применение новых технических средств для борьбы с транспортировкой наркотиков,
в частности газоанализаторов, которые способны улавливать наркотические
микрочастицы в любых средах. Такими приборами должны быть оборудованы все
таможенные посты, а также они должны находиться в распоряжении подразделений
МВД на транспорте и в зонах наиболее активного распространения наркотиков.

Привлечение государственными структурами к участию в
антинаркотическом движении всех здоровых сил общества, их общественных
организаций, трудовых коллективов и родительских объединений. Большая часть
российских граждан в активном противодействии немедицинскому потреблению
наркотиков сегодня не участвует. Вместе с тем, не создав в обществе атмосферы
резко негативного отношения к распространению наркотиков в самое ближайшее
время, риск стать самой крупной страной в мире по их потреблению многократно
возрастает.

Организацию широкой и последовательной антинаркотической
пропаганды во всех средствах массовой информации.

Принятие мер не только по расширению сокращения
специализированных медицинских учреждений с тем, чтобы оказать как можно
большему числу лиц, попавших в наркозависимость, квалифицированной медицинской
помощи. На фоне обострения наркоситуации, роста числа потребляющих наркотики и
одновременно все большего количества желающих избавиться от наркозависимости
ежегодно снижается возможность получения медицинской помощи нуждающимся в ней.
За послдение годы число наркологических диспансеров в стране сократилось на 30
процентов, койко-мест на 60, а врачей-наркологов – 25 процентов. Недостаточными
темпами осуществляется открытие реабилитационных центров для наркозависимых.

Принятие общероссийской медицинской антинаркотической
программы, предусматривающей обеспечение контроля за функционированием
предпринимательских структур, занимающихся лечением наркоманов и алкоголиков.

Внесение поправок, в частности в такие законы как «О
средствах массовой информации», «О рекламе», «О
государственной поддержке средств массовой информации и книжной продукции»
и другие с целью пресечения и предупреждения пропаганды потребления
наркотических средств.

Организация системы постоянного и полномасштабного
мониторинга злоупотребления наркотиками, их оборота и преступности, связанной с
ними. Имеется в виду, что он должен включать в себя непрерывное проведение
репрезентативных выборочных исследований с целью сравнительно точного выяснения
латентного массива нелегального производства, сбыта и потребления наркотиков,
их структур и источников.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ