Государственный социально-правовой контроль в сфере экономики :: vuzlib.su

Государственный социально-правовой контроль в сфере экономики :: vuzlib.su

17
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Государственный социально-правовой контроль в сфере экономики

.

Государственный социально-правовой контроль в сфере
экономики

Субъектами государственного контроля в сфере экономики
являются наделенные специальными полномочиями органы исполнительной власти.
Особое положение среди них занимает Прокуратура РФ.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная
централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации
надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов,
действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской
Федерации осуществляет следующие функции социально-правового контроля:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами,
государственными комитетами, службами и иными федеральными органами
исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными
органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а
также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными
федеральными органами исполнительной власти, представительными
(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, органами военного управления, органами
контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций;

прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством
Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами
(далее – суды) опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры,
определения и постановления судов;

принимает участие в правотворческой деятельности.

Органы прокуратуры осуществляют: надзор за законностью
финансово-хозяйственной деятельности экономических структур; надзор за
законностью создания, лицензирования и ликвидации предприятий; контроль за
законностью деятельности органов, наделенных соответствующими полномочиями.

Прокуроры вправе истребовать и проверить с точки зрения
соответствия закону любой правовой акт независимо от его содержания и степени
закрытости имеющихся в нем предписаний. Требование прокурора о предоставлении
актов и иных документов строго обязательно для выполнения руководителями
предприятий разных форм собственности. За его невыполнение предусмотрена
ответственность.

Регистрационный контроль. Это вид государственного контроля,
осуществляемого Государственной регистрационной палатой. Этот орган производит
регистрацию предприятий различных организационно-правовых форм. Законом РФ
«О местном самоуправлении в Российской Федерации» полномочия по
регистрации предпринимательской деятельности предоставлены также районной,
городской и районной в городе администрации (п. 5 ст. 57, п. 5 ст. 68, п. 3 ст.
78).

Разрешительный способ возникновения юридических лиц является
средством контроля за надлежащим их образованием, который позволяет осуществлять
предварительный контроль до фактического начала их деятельности. Контроль при
создании предприятий имеет целью исключить или воспрепятствовать осуществлять
незаконную экономическую деятельность. В частности, в интересах борьбы с
коррупцией не могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей и
работать по совместительству в коммерческих структурах должностные лица органов
государственной власти и управления и государственные служащие.

Юридический статус любое предприятие приобретает только в
результате государственной регистрации. При внесении изменений и дополнений в
уставные документы учредитель обязан представить их на перерегистрацию. В
процессе перерегистрации регистрационная палата и местная администрация
осуществляют текущий контроль за их деятельностью.

Несовершенство действующего законодательства о регистрации
предприятий в определенной степени способствует криминализации экономики.
Гражданский кодекс РФ (ст. 51) по этому вопросу делает отсылку на закон о
регистрации юридических лиц, который не принят. Специалистами предложены ряд
мер по усилению регистрационного контроля предпринимательской деятельности. К
ним, в частности, относятся – установление ответственности за нарушение порядка
регистрации как для потенциальных руководителей регистрируемых предприятий, так
и для должностных лиц регистрирующих органов; предусмотреть правовые основания
для отказа в регистрации некоторым категориям лиц (например, ранее судимым за
корыстные или корыстно-насильственные преступления, в отношении которых
возбуждены уголовные дела либо имеются иные достоверные данные об их
противоправной деятельности).

Лицензионный контроль и надзор. Лицензирование различных
видов деятельности регулируется Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 года
N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с
изменениями от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.). Целью лицензирования
является обеспечение защиты интересов потребителей, повышение качества
обслуживания населения, соблюдение градостроительных, экологических и
санитарных норм, правил торговли. Лицензирующие органы осуществляют следующие
полномочия:

лицензирование;

надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и
условий;

приостановление действия лицензий;

возобновление действия лицензий;

переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

формирование и ведение реестра лицензий.

Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и
условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами,
лицензирующими органами. Лицензирующие органы имеют право:

проводить проверки деятельности лицензиата на предмет
соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и
условиям;

запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения
и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;

составлять на основании результатов проверок акты
(протоколы) с указанием конкретных нарушений;

выносить решения, обязывающие лицензиата устранить
выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

выносить предупреждение лицензиату;

осуществлять иные предусмотренные законодательством
полномочия.

Государственные надзорные и контрольные органы, иные органы
государственной власти при выявлении нарушений лицензионных требований и условий
сообщают об этом лицензирующему органу. Контроль за соблюдением лицензионных
условий осуществляют лицензирующие органы. В случае грубых или систематических
нарушений условий лицензирования лицензия аннулируется или ее действие
приостанавливается.

За осуществление предпринимательской деятельности,
подлежащей лицензированию, без лицензии, а также за нарушение установленных
условий лицензирования предприниматели привлекаются к административной или
уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ). Антимонопольный контроль и контроль
за соблюдением законодательства о правах потребителей.

Принятый 22 марта 1991 г. Закон РФ «О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определил
организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения
правонарушений, связанных с монополистической деятельностью и нарушением прав
потребителей. Государственным органом, осуществляющим контроль в этой сфере
является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства. Положение о Министерстве РФ по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства утверждено постановлением Правительства РФ от 12
июля 1999 г. N 793.

Министерство является федеральным органом исполнительной
власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в
области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической
деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и
конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании и
контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на
транспорте.

Под монополистической деятельностью понимаются действия
(бездействие) хозяйствующих субъектов или органов власти и управления,
направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или)
причиняющие ущерб потребителю. В статьях 5-8 Закона содержатся запреты на
совершение различных действий и соглашений, ограничивающих конкуренцию:

Статья 5. Злоупотребление хозяйствующим субъектом
доминирующим положением на рынке

Статья 6. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих
субъектов, ограничивающие конкуренцию.

Статья 7. Акты и действия федеральных органов исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции.

Статья 8. Соглашения (согласованные действия) федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления, ограничивающие
конкуренцию.

В статье 10 вышеуказанного Закона запрещены недобросовестная
конкуренция в различных ее формах.

Министерство и его территориальные формирования имеют право
давать обязательные для исполнения предписания о прекращении хозяйствующим
субъектом нарушений Закона РФ «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности па товарных рынках». Должностные лица
хозяйствующего субъекта, не выполнившие в срок законное предписание
Антимонопольного комитета, привлекаются к административной ответственности.
Задачи, функции, права Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства определены соответствующим Положением. Монополистическая деятельность
и ограничение конкуренции влечет в соответствии с действующим законодательством
уголовную ответственность (ст. 178 УК РФ).

Торговый контроль. Важнейшими государственными органами, осуществляющими
контроль в этой криминогенной сфере экономики являются:

Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации
(Госстандарт России), Госторгинспекции МВЭС России, Государственный санитарный
надзор России, Министерство сельского хозяйства и продовольствия
(Минсельхозпрод России), Государственный таможенный комитет РФ, Министерство РФ
по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

В обеспечении контрольных функций принимают участие также и
другие органы и организации – Министерство здравоохранения РФ, МВД РФ,
Государственная ветеринарная служба и ряд других.

Рассмотрим задачи и функции некоторых государственных
органов, осуществляющих торговый контроль.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ