Создание механизма парламентского контроля над уголовной политикой в сфере борьбы с экономической преступностью...

Создание механизма парламентского контроля над уголовной политикой в сфере борьбы с экономической преступностью :: vuzlib.su

17
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Создание механизма парламентского контроля над уголовной политикой в
сфере борьбы с экономической преступностью

.

Создание механизма парламентского контроля над уголовной
политикой в сфере борьбы с экономической преступностью

Важным направлением социально-правового контроля над
экономической преступностью является эффективное использование
гражданско-правовых инструментов. Не будучи связанным с применением
уголовно-процессуального законодательства эти меры позволяют на совершенно
легитимной основе, без применения сомнительных репрессивных действий
существенно подорвать финансово-экономическую основу наиболее опасных видов
преступности, в том числе коррупционной. Рассмотрим в качестве примера ситуацию
в сфере приватизации.

На денежном этапе приватизации значительная часть
государственной собственности была передана в частную собственность по
заниженном, иногда чисто символическим ценам. Это во многих случаях явилось
результатом злонамеренного соглашения представителя одной стороны – покупателя
с другой стороной – представителями государства. Результатом подобных
коррупционных по своей природе соглашений явилось причинение государству
существенного ущерба.

Примером последнего варианта сделки можно назвать передачу
51% голосующих акций компании «Пурнефтегаз», стоимость которой
оценивается приблизительно в 600 млн. долл., в счет погашения долгов на сумму
10 млн. долл. В подобной ситуации новое гражданское законодательство позволяет
государству вернуть потерянное судебным путем, добившись признания сделки
денежной приватизации государственного имущества недействительной.

К недействительным, в частности, относятся сделки,
совершенные под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК), обмана либо злонамеренного
соглашения представителя одной стороны с другой стороной (ст. 179 ГК). В случае
недействительности сделки в результате обмана либо злонамеренного соглашения
потерпевшему (в данном случае государству) не только возвращается другой
стороной все полученное при этой сделке, но возмещается причиненный ему
реальный ущерб.

Перспективы применения гражданско-правовых инструментов в
такой криминогенной сфере, какой является приватизация, весьма широки. Так,
аудиторы Счетной Палаты пришли к выводу, что практически все проверенные ими
предприятия должны быть возвращены в государственную собственность (подробнее).

Значительные нарушения были выявлены Счетной Палатой РФ по
результатам комплексной проверки финансовой деятельности АО «Красноярский
алюминиевый завод», АО «Красноярскуголь»,
финансово-хозяйственной деятельности АО «Саянский алюминиевый завод»
(подробнее). Подобный подход возможен к любым решениям, принятым когда-либо
правительством или его высокопоставленным чиновниками и принесшим гигантские
прибыли группам специальных интересов и убытки государству. В качестве примера
можно привести практику незаконного предоставления различных льгот.

При этом выигранные государством гражданские дела могут
получить и свое уголовно-правовое продолжение. Учитывая опасную тенденцию к
экспансии в сферу экономики организованной преступности, эффективный контроль
над экономической преступностью должен включать специальный комплекс мер,
направленных на противодействие организованной преступности и предотвращение ее
проникновения в легальный бизнес.

Транснационализация экономической преступности обусловили усиление
международного сотрудничества в борьбе с ней различных государств. Координация
осуществляется в рамках различных международных организаций, среди которых
ключевую роль играет ООН. К числу основных международных документов,
направленных на повышение эффективности борьбы с преступностью, в том числе
экономической, можно отнести:

Руководящие принципы в области предупреждения преступности и
уголовного правосудия в контексте развития и нового международного
экономического порядка;

Миланский план действий, предложенный Седьмым Конгрессом
Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ