10.3 Государственный финансовый контроль над экономической преступностью в России :: vuzlib.su

10.3 Государственный финансовый контроль над экономической преступностью в России :: vuzlib.su

15
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


10.3 Государственный финансовый контроль над экономической преступностью
в России

.

10.3 Государственный финансовый контроль над экономической
преступностью в России

Государственный финансовый контроль осуществляется
федеральными органами законодательной власти, федеральными органами
исполнительной власти, в том числе специально созданными органами
исполнительной власти.

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по
обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»
от 25 июля 1996 г. установлено, что в Российской Федерации государственный
финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального
бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного
обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением
финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Рассмотрим структуру и функции
системы государственного финансового контроля на федеральном уровне. Она
представляет собой совокупность двух основных элементов:

парламентский бюджетный контроль;

финансовый контроль органов исполнительной власти.

Рассмотрим основные элементы системы государственного
финансового контроля на федеральном уровне более подробно. Парламентский
бюджетный контроль. В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ для
осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и
Государственная Дума образуют Счетную Палату РФ, состав и порядок деятельности
которой определяется федеральным законом.

Счетная Палата РФ является постоянно действующим органом
государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием
Российской Федерации и подотчетным ему. В рамках задач, определенных
действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и
функциональной независимостью. Задачами Счетной палаты являются:

организация и осуществление контроля за своевременным
исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов
государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также
нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти,
предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета,
или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка
предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование
бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью и своевременностью движения средств
федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном
банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных
учреждениях Российской Федерации;

регулярное представление Совету Федерации и Государственной
Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых
контрольных мероприятий.

В процессе реализации задач, изложенных в статье 2
настоящего Федерального закона, Счетная палата осуществляет контрольно –
ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности,
обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

организацию и проведение оперативного контроля за
исполнением федерального бюджета в отчетном году;

проведение комплексных ревизий и тематических проверок по
отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;

экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных
нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации,
федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального
бюджета и финансов Российской Федерации;

анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном
процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу
предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного
законодательства в целом;

подготовку и представление заключений в Совет Федерации и
Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов в отчетном году;

подготовку и представление заключений и ответов на запросы
органов государственной власти Российской Федерации.

Статус, функции, задачи и другие стороны деятельности
Счетной палаты РФ регламентируются Федеральным Законом от 11.01.95 N 4-ФЗ
«О Счетной Палате Российской Федерации».

Финансовый контроль органов исполнительной власти. В
структуре правительственного контроля в зависимости от объектов контроля
выделяют следующие его виды:

бюджетный контроль;

налоговый контроль;

валютный контроль;

контроль за кредитно-денежными отношениями.

Рассмотрим задачи и функции некоторых федеральных органов
исполнительной власти РФ, осуществляющих финансовый контроль. Министерство
финансов РФ в соответствии с Положением о нем осуществляет контроль за
исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых
из федерального бюджета предприятиям, учреждениям, организациям, а также
средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. В составе
Министерства финансов РФ создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ),
осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.

Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе»
от 8 декабря 1992 г. образована единая централизованная система органов
Федерального казначейства (казначейство), включающая Главное управление
Федерального казначейства Министерства финансов РФ и территориальные органы. В
целях обеспечения эффективного бюджетного контроля органам федерального
казначейства предоставлены необходимые права. Министерству финансов РФ переданы
функции Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю и
Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью. Министерство
финансов Российской Федерации в целях эффективного осуществления
государственного финансового контроля, наделено соответствующими правами:

Министерство по налогам и сборам РФ. В соответствии с
Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе
РСФСР» была создана при Министерстве финансов РСФСР единая система
контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов
и других обязательных платежей, установленных законодательством. Указом
Президента РФ от 1 декабря 1991 г. № 340′ утверждено Положение о
Государственной налоговой службе Российской Федерации (ныне – министерство по
налогам и сборам РФ).

Главной задачей МНС РФ является контроль за соблюдением
законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и
других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик
в ее составе, органами государственной власти краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в
городах в пределах их компетенции. Министерство по налогам и сборам России,
осуществляя свою главную задачу, выполняет предусмотренные законодательством
функции, а должностные лица пользуются предоставленными правами.

Государственные налоговые инспекции на территории субъектов
Российской Федерации и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные
законодательством для МНС РФ и Государственной налоговой инспекции по районам,
городам без районного деления и районах в городах. Функции и права
Государственной налоговой инспекции закреплены в Положении о Министерстве
Российской Федерации по налогам и сборам.

Федеральная служба налоговой полиции. В марте 1992 г. при
Государственной налоговой службе РФ было создано Главное управление налоговых
расследований. Законом РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах
налоговой полиции» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным
законом от 17 декабря 1995г.) организованы федеральные органы налоговой полиции
(правопреемники ГУНР), которые являются правоохранительными органами и
составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ. Основными
задачами Федеральной службы налоговой полиции РФ являются:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых
преступлений и правонарушений;

обеспечение безопасности деятельности государственных
налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных действий при
исполнении служебных обязанностей;

предупреждение, выявление, пресечение коррупции в налоговых
органах.

Права, обязанности ФСНП закреплены Законом РФ от 24 июня
1993 г. 5238-I «О Федеральных органах налоговой полиции» (с изменениями
от 17 декабря 1995 г.) Среди правоохранительных органов, осуществляющих
финансовый контроль, следует также назвать Прокуратуру РФ, МВД России (в
частности, Управление по борьбе с экономическими преступлениями),
Государственный таможенный комитет РФ. Для осуществления государственного
финансового контроля за отдельными специфическими сферами деятельности созданы
дополнительные органы контроля. Центральный банк РФ (Банк России) осуществляет
государственный финансовый контроль в области кредитования, проведения
расчетов, организации и регулирования денежного обращения, валютных операций.
Основными целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его
покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы Российской
Федерации;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования
системы расчетов.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка
России. Банк России выполняет следующие функции:

во взаимодействии с Правительством Российской Федерации
разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику,
направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует
их обращение;

является кредитором последней инстанции для кредитных
организаций, организует систему рефинансирования;

устанавливает правила осуществления расчетов в Российской
Федерации;

устанавливает правила проведения банковских операций,
бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

осуществляет государственную регистрацию кредитных
организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций,
занимающихся их аудитом;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в
соответствии с федеральными законами;

осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства
Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения
основных задач Банка России;

осуществляет валютное регулирование, включая операции по
покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов
с иностранными государствами;

организует и осуществляет валютный контроль как
непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с
законодательством Российской Федерации;

принимает участие в разработке прогноза платежного баланса
Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской
Федерации;

в целях осуществления указанных функций проводит анализ и
прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам,
прежде всего денежно – кредитных, валютно – финансовых и ценовых отношений;
публикует соответствующие материалы и статистические данные;

осуществляет иные функции в соответствии с федеральными
законами.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ