§5. Избирательные комиссии: система, правовой статус, порядок формирования, расформирования, компетенция :: vuzlib.su

§5. Избирательные комиссии: система, правовой статус, порядок формирования, расформирования, компетенция :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§5. Избирательные комиссии:
система, правовой статус, порядок формирования, расформирования, компетенция

К.ю.н., доц.
А.Яшин

На основании
ст. 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации (далее — ЦИК России), избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации, нижестоящие избирательные комиссии
обеспечивают подготовку и проведение в Российской Федерации федеральных,
региональных и муниципальных выборов.

После
принятия в 1993 году Основного Закона страны в России создана система
избирательных комиссий, выполняющая исключительную роль в обеспечении
основополагающих конституционных прав граждан Российской Федерации — права
избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы государственной
власти, органы местного самоуправления.

Следует
подчеркнуть, что с момента принятия Конституции России, а затем в октябре 1994
года Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации» деятельность избирательных комиссий существенно
изменилась. Выборы на федеральном, региональном и местном уровнях организуются
и проводятся в условиях многопартийности, состязательности кандидатов,
гласности, свободы мнений, где каждый волен отдать свой голос за того, кого он
считает наиболее достойным возглавлять государство, регион, район, город или
представлять его интересы в законодательных (представительных) органах
государственной власти, органах местного самоуправления.

Гражданин
России, обладающий активным и пассивным избирательным правом, может свободно
выдвинуть свою кандидатуру либо иную другую, агитировать «за» или
«против» любого кандидата, участвовать или не участвовать в
голосовании. На страже его прав стоят избирательные комиссии — сегодня реально
участвующие в организации и проведении выборов, независимые в своих решениях от
органов государственной власти, органов местного самоуправления, подчиняющиеся
только закону. Этот основополагающий принцип в деятельности избирательных
комиссий закреплен в п. 11 ст. 21 Федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» и в соответствующих федеральных и региональных
законах о выборах.

Следует
отметить, что полномочия избирательных комиссий подробно установлены в
избирательном законодательстве, избирательных кодексах ряда регионов, а также в
законах и положениях об избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации.
Всего в базе данных функционального комплекса задач «Право» в ЦИК
России находится более 300 законов субъектов Российской Федерации о выборах.

В помощь
региональным законодательным органам ЦИК России подготовила модельные законы о
выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления, об избирательных комиссиях субъектов Российской
Федерации. Данные законопроекты разработаны с учетом требований Конституции
Российской Федерации, Федерального закона «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,
других федеральных законов, а также международных стандартов в области
избирательного права, установленных Всеобщей декларацией прав человека,
Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Декларации о
критериях свободных и справедливых выборов и других международных актах.

Для более
полного понимания роли и места избирательных комиссий в Российской Федерации
рассмотрим принципы построения системы избирательных комиссий, их статус,
порядок формирования и компетенцию.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ