5.2. Государственно-правовой статус избирательных комиссий :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

5.2. Государственно-правовой статус избирательных комиссий

 Определяет правовое положение избирательных комиссий как участников избирательного процесса по отношению к государству и его органам, а также к другим субъектам правоотношений в сфере организации и проведения выборов. Это понятие раскрывает их политико-правовое положение в структуре и механизме функционирования самих государственных органов, поскольку ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, как отмечалось выше, являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации в соответствии с установленной федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Рис.1

Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления

Рис.2

Выборы должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления

Правовой статус ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации как государственных органов проявляется в следующем:

в пределах своей компетенции они независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления;

осуществляют свои полномочия на постоянной основе и являются юридическими лицами;

их деятельность финансируется за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъектов Российской Федерации);

они формируются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти на основе предложений избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в законодательных органах;

обладают собственной компетенцией, установленной избирательным законодательством;

их акты, принятые в пределах компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также для нижестоящих избирательных комиссий;

наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

имеют собственные аппараты, структура и штаты которых устанавливаются ими самостоятельно.

Рассмотрим более детально основные составляющие правового положения ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации как ведущих элементов единой системы избирательных комиссий в Российской Федерации.

Наиболее важным компонентом является независимость и самостоятельность избирательных комиссий. Для обеспечения законного и демократического избирательного процесса они должны быть в правовом, организационно-техническом и финансовом отношении независимы от государственных органов и их должностных лиц. Для того, чтобы сделать стабильной работу избирательных комиссий, обеспечить преемственность, потребовалось законодательным путем закрепить их деятельность на постоянной основе. Только постоянно действующие ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в состоянии решать задачи развития избирательной системы России, совершенствования законодательства о выборах и референдумах, освоения новых прогрессивных избирательных технологий, способствующих проведению выборов на уровне международных стандартов в области избирательного права.

Наделение избирательных комиссий четко очерченным кругом полномочий, придание комиссиям высшего уровня статуса особой разновидности постоянно действующих государственных органов явилось важнейшим условием реализации гражданами их избирательных прав.

Независимость избирательных комиссий в пределах их компетенции при проведении соответствующих выборов, как отмечалось выше, установлена в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В реальной жизни независимость избирательных комиссий не только не исключает, но и предполагает их тесное взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами при решении таких вопросов, как регистрация (учет) избирателей, предоставление комиссиям необходимых помещений, транспорта, средств связи, технологического оборудования, сведений и материалов, давать ответы на их обращения в срок, установленный соответствующими законами и т.д.

Согласно ст. 21 и 46 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов и обеспечению их полномочий производятся за счет средств соответствующего бюджета - федерального, регионального или местного. При этом указанные расходы входят в перечень защищенных расходов, подлежащих финансированию в полном объеме, и предусматриваются в соответствующем бюджете отдельной строкой.

Федеральным законом введены дополнительные гарантии в финансировании деятельности избирательных комиссий. В случае, если указанные средства несвоевременно перечислены на расчетный счет избирательной комиссии, то она имеет право получить в банке кредит на конкурсной основе, который затем покрывается из соответствующего бюджета в зависимости от уровня выборов Правительством Российской Федерации, либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным органом местного самоуправления.

Установленный законом порядок финансирования деятельности ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации делает их практически полностью независимыми в финансовом отношении от государственных органов и должностных лиц.

Самостоятельность избирательных комиссий обеспечивается и положением, в соответствии с которым в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законами сроки либо не назначит их при досрочном прекращении полномочий соответствующих органов, выборы проводятся избирательной комиссией в порядке и сроки, установленные п. 3 ст. 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В этом законе определены сроки полномочий избирательных комиссий всех уровней. Так, срок полномочий ЦИК России - четыре года. Срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не может быть более пяти лет и менее срока полномочий региональных законодательных (представительных) органов государственной власти. Законом предусмотрена возможность организации и деятельности территориальных избирательных комиссий на постоянной основе, если соответствующие нормы установлены в региональных законах или уставах муниципальных образований. Окружные избирательные комиссии действуют, как правило, на срок полномочий соответствующих представительных органов, а срок полномочий участковых избирательных комиссий ограничен временными рамками избирательной кампании и истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Как видно из установленных сроков полномочий, законодатель позаботился об обеспечении необходимой степени координации и организационной стройности в деятельности избирательных комиссий всех уровней, определил дополнительные условия для улучшения взаимодействия комиссий с органами государственной власти и местного самоуправления, предусмотрел возможность использования ими новых избирательных технологий.

Как отмечалось, одним из признаков избирательных комиссий является то, что они обладают собственной компетенцией, установленной федеральными и региональными законами о выборах. Являясь правоприменительными органами, избирательные комиссии в своей деятельности строго придерживаются норм и положений, закрепляющих их полномочия, права и обязанности при подготовке и проведении избирательных кампаний.

Закрепление в законах о выборах полномочий, прав, обязанностей и ответственности избирательных комиссий, их членов делает комиссии независимыми при принятии собственных решений, ограждает от вмешательства в их деятельность со стороны государственных органов и их должностных лиц.

Важным признаком принадлежности ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации к государственным органам является их право принимать решения и акты, которые являются обязательными для федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, общественных объединений, кандидатов и граждан. Аналогичный уровень государственной защиты принимаемых решений имеют и нижестоящие (окружные, территориальные и участковые) избирательные комиссии.

Федеральное законодательство о выборах возлагает на избирательные комиссии обязанность не только реализовывать, но и защищать избирательные права граждан. Так, избирательным комиссиям предоставлены полномочия по рассмотрению заявлений и жалоб на нарушения избирательных прав граждан, при этом противоправные решения избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.

На основании п. 7 ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае, если избирательные права граждан нарушены вышестоящей избирательной комиссией (например, территориальной - при проведении муниципальных выборов, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - при проведении региональных выборов), ее решения или действия могут быть обжалованы соответственно в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации или в ЦИК России. При этом указанные комиссии могут отменить решения нижестоящих комиссий и принять новое решение по существу жалобы.

Развивая принцип независимости избирательных комиссий высшего уровня, в п. 7 ст. 22 указанного Федерального закона ЦИК России совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации наделена правом осуществлять контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, при этом ЦИК России - независимо от уровня выборов на всей территории России, а избирательные комиссии субъектов Российской Федерации - при проведении любых выборов на территории соответствующего региона.

Указанные полномочия комиссий не только подчеркивают их статус как государственных органов, но свидетельствуют о федеративной природе системы избирательных комиссий в Российской Федерации. На основании ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении России и ее субъектов находится защита прав и свобод человека и гражданина. Одно из этих прав - избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32 Конституции) как раз и защищают ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

Деятельность ЦИК России по осуществлению контроля за соблюдением прав граждан на участие в выборах подробно определена в Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности избирательных комиссий высшего уровня в качестве государственных органов, согласно п. 13 ст. 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации имеют собственные аппараты. Работники этих аппаратов являются государственными служащими, на которых распространяется действие Федерального закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации".

В соответствии с целями и основными задачами ЦИК России аппарат обеспечивает ее деятельность, в частности:

подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, Президента Российской Федерации;

осуществление мероприятий, связанных с соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;

подготовку заседаний ЦИК России, общероссийских и межрегиональных семинаров, селекторных совещаний;

реализацию комплекса мер по развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", повышению правовой культуры избирателей, подготовки кадров организаторов выборов, организации общегосударственной системы регистрации (учета) избирателей;

контроль за целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов;

оказание правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим избирательным комиссиям и так далее.

Структура и штаты работников аппаратов избирательных комиссий высшего уровня устанавливаются в пределах выделяемых им бюджетных средств. В настоящее время аппарат ЦИК России составляет 175 человек, а избирательных комиссий субъектов Российской Федерации - 5-10 человек.


Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.