1.5. Голосование на выборах. :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

1.5. Голосование на выборах.

Голосование является наиболее ответственной стадией избирательного процесса. Именно на ней находит выражение "развязка" всей избирательной кампании. Действующее законодательство подробно оговаривает условия и виды голосования, а также требования, предъявляемые к деятельности избирательных комиссий по обеспечению волеизъявления избирателей.

Условия голосования закрепляются в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований. Основными из них являются следующие. Во-первых, каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Во-вторых, голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается в зависимости от уровня выборов федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. При этом территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей о времени и месте голосования не позднее, чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - в порядке и сроки, предусмотренные федеральными законами, законами субъектов Федерации, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования. В-третьих, избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей по предъявлении паспорта или заменяющего его документа, а в случае, если избиратель голосует по открепительному удостоверению для голосования на выборах, - также по предъявлении и открепительного удостоверения. В-четвертых, при получении избирательного бюллетеня, отвечающего требованиям ст. 51 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя данные об этих документах могут быть внесены в список членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В-пятых, голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"). Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня и заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения (блока), доверенным лицом кандидата, избирательного объединения (блока), наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении, а в соответствующей графе списка избирателей указывается фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю. В-шестых, избирательный бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования. В-седьмых, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам), их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению кандидатов, избирательных объединений (блоков) и иных заинтересованных субъектов, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.

Что касается видов голосования, используемых на выборах в Российской Федерации, то ни законодательство, ни юридическая наука не содержат их исчерпывающего перечня. Наиболее удачная попытка их классификации предложена Е.Н. Хрусталевым, который полагает необходимым различать следующие виды голосования: досрочное голосование, голосование в помещении избирательного участка в день выборов, голосование вне помещения для голосования, голосование по открепительным удостоверениям, повторное голосование. Вместе с тем, и этот набор охватывает не все известные современной российской избирательной системе виды голосования, оставляя за своими рамками такую их разновидность как голосование на передвижном избирательном участке. Кроме этого нельзя не отметить, что зарубежной избирательной практике известны и другие виды голосования. Так, на прошедшей в ноябре 1998 г. в Вильнюсе (Литва) конференции Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы на тему "Обеспечение целостности и доступности избирательного процесса" среди самостоятельных видов голосования, применяемых в различных странах, назывались также голосование по почте, заочное голосование и голосование по доверенности. Голосование по почте является очень распространенным во многих странах и обеспечивает хорошую возможность проголосовать для многих граждан, которые не могут прийти на избирательные участки в день голосования. Заочное голосование обеспечивает возможность лицам, находящимися за пределами своего округа, проголосовать за кандидатов своего округа на любом избирательном участке. Этот вид голосования сопряжен с огромными организационными усилиями и значительными материальными затратами, так как требует, чтобы на всех избирательных участках был полный список всех кандидатов по всем округам, имелись в наличии необходимые бюллетени, которые по завершении голосования должны быть пересланы в соответствующий округ для подсчета голосов. Голосование по доверенности встречается крайне редко. Оно представляет собой возможность для избирателя, который в день выборов будет отсутствовать в месте своего постоянного проживания, доверить по своему усмотрению любому другому избирателю проголосовать за себя на избирательном участке.

Все виды голосования, используемые в Российской Федерации, имеют свои специфические особенности, отличаются кругом участвующих субъектов, характером осуществляемых действий. Все они в своей совокупности нацелены на создание наиболее оптимальных организационно-правовых предпосылок для реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Голосование в помещении избирательного участка в день голосования представляет собой наиболее распространенную форму волеизъявления избирателей, вследствие чего оно нередко характеризуется в качестве "обычного" голосования. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования, а в случае, если уставом должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями.

Желательно, чтобы все избирательные участки располагались в хорошо знакомых и легко доступных избирателям местах. Каждый избирательный участок должен быть оборудован в соответствии с требованиями ст. 49 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" до того, как начнется голосование. При этом помещение должно быть достаточным по размеру, чтобы члены избирательной комиссии предприняли меры и обеспечили удобный доступ к оборудованию для голосования так, чтобы это оборудование находилось в поле зрения членов комиссии и наблюдателей.

Законодательство некоторых субъектов Российской Федерации предъявляет повышенные требования к помещениям для голосования на избирательном участке. Так, например, Закон Приморского края от 5 сентября 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Приморского края "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Приморском крае" (ст. 1) предусматривает, что помещение для голосования должно располагаться в одном здании с помещением участковой избирательной комиссии. Не допускается также расположение двух и более избирательных участков или проведение выборов двумя и более избирательными комиссиями в одном помещении (зале, холле здания).

Досрочное голосование предусмотрено ст. 53 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Правом досрочного голосования обладают: во-первых, избиратели, которые в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прийти проголосовать в участковую избирательную комиссию; во-вторых, избиратели, которые в день выборов будут пребывать на судах, находящихся в плавании, а также на полярных станциях, в других отдаленных и труднодоступных районах. Общим для этих групп избирателей является то, что они пользуются правом проголосовать досрочно не ранее установленного законодательством срока.

Досрочное голосование избирателей, которые в день голосования будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прийти проголосовать, осуществляется в помещении соответствующей территориальной (окружной) комиссии за 15-4 дня до дня голосования, а в участковой - за три дня до дня голосования. При этом избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования и определении результатов выборов. Заявления досрочно проголосовавших избирателей с указанием причины, побудившей их воспользоваться данным правом, приобщаются к списку досрочно проголосовавших избирателей. В качестве специальной гарантии, предотвращающей возможные злоупотребления при досрочном голосовании, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 56) предусматривает, что в случае, если число досрочно проголосовавших в помещении территориальной (окружной) и участковой избирательной комиссии избирателей будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список (но не менее 10 избирателей), участковая избирательная комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей. На такие "досрочные" бюллетени перед началом голосования в соответствии со ст. 53 Федерального закона на оборотной стороне проставляется печать участковой избирательной комиссии, что и позволяет их идентифицировать при раздельном подсчете голосов избирателей.

Что касается второй группы избирателей, то соответствующая избирательная комиссия в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, вправе по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией принять решение о проведении досрочного голосования, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, на одном и более избирательных участках.

Голосование вне избирательного участка (вне помещения для голосования) имеет целью обеспечить в день выборов волеизъявление тех избирателей, которые внесены в списки на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность голосования вне помещения для голосования в точном соответствии с требованиями ст. 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Голосование вне помещения для голосования проводится только в день выборов и только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее срока, установленного федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, который не должен отстоять от времени окончания голосования менее чем на 4 часа. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления в специальном реестре. По прибытии членов комиссии к избирателю на основании зарегистрированного устного обращения оно подтверждается письменным заявлением.

Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством, но не более трех, переносных ящиков для голосования, которое определяется решением вышестоящей избирательной комиссии. Голосование вне помещения избирательного участка проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса. При этом могут присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. Члены комиссии, выезжающие по заявлениям граждан, должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в комиссии переносной ящик для голосования; необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы; заверенную выписку из реестра регистрации поступивших заявлений; поступившие письменные заявления избирателей о возможности проголосовать вне помещения для голосования; необходимые письменные принадлежности для заполнения гражданином избирательного бюллетеня.

Сведения об избирателе, проголосовавшем вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой комиссии, выезжавшими по заявлениям. Одновременно в особой графе делается отметка "Голосовал вне помещения для голосования". Число письменных заявлений, а также число выданных, использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте, в котором указываются также сведения о членах участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения избирательного участка. Организация голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав, а равно искажения волеизъявления избирателей.

Голосование по открепительным удостоверениям предусматривается для избирателей, которые не будут иметь возможность прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где они включены в список избирателей, в день голосования. В такой ситуации они вправе получить в соответствующей избирательной комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах и проголосовать на том избирательном участке, на котором они будут находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, где они обладают активным избирательным правом. В соответствии со ст. 50 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основания и порядок выдачи открепительных удостоверений и голосования по ним определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время такой вид голосования применяется, в частности, на выборах Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы.

Повторное голосование применяется в тех случаях, когда федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации при проведении выборов предусматривается мажоритарная избирательная система абсолютного или квалифицированного большинства. Повторное голосование проводится по кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов избирателей в первом туре голосования, но меньшее, чем необходимо в соответствии с законом для избрания.

Организация и проведение повторного голосования при проведении выборов, в том числе расположение в избирательном бюллетене данных о кандидатах, по которым проводится повторное голосование, осуществляется в соответствии с избирательным законодательством. В случае, если один из кандидатов, по которому в соответствии с итогами ранее проведенного голосования должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру до дня голосования, его место по решению избирательной комиссии, устанавливающей итоги выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах. Федеральными законами и законами субъектов Федерации при проведении повторного голосования может предусматриваться проведение голосования по одной кандидатуре в случае, если после снятия всеми остальными кандидатами своих кандидатур в избирательном бюллетене на день проведения повторного голосования остается только один кандидат. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

К сожалению, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 59) не устанавливает конкретных правил, касающихся сроков проведения повторного голосования, делегируя это право соответственно уровню выборов федеральным законам и законам субъектов Федерации. Однако практика проведения избирательных кампаний свидетельствует, что нередко даже наличие в законе прямых указаний на сроки проведения повторного голосования вовсе не гарантирует от различных манипуляций на этом этапе избирательного процесса. Так, несмотря на то, что Федеральный закон от 17 мая 1995 г. "О выборах Президента Российской Федерации" (ст. 56) не обходил стороной вопрос о временных параметрах повторного голосования, тем не менее это не послужило препятствием для изменения сроков повторного голосования на президентских выборах 1996 г., когда оно первоначально было назначено на 7 июля, а затем перенесено на 3 июля. В юридической литературе уже обращалось внимание на недопустимость подобных опасных прецедентов. Представляется, что для обеспечения четкого функционирования института повторного голосования было бы целесообразно предусмотреть в законе его проведение в последнее воскресенье до истечения двухнедельного срока со дня установления результатов общих выборов, одновременно запретив перенос даты повторного голосования какими бы причинами не мотивировалась его необходимость.

Голосование на передвижных избирательных участках применяется в тех случаях, когда использование обычных (стационарных) избирательных участков или мест для голосования не представляется возможным. Федеральное законодательство не оговаривает такой формы голосования. Ее появление во многом было обусловлено потребностями, связанными с проблемами реального обеспечения всеобщности и равенства избирательных прав граждан при возникновении экстремальных ситуаций в масштабах отдельных избирательных участков. Апробированные на практике методы голосования в условиях пожара, минирования (или реальной его угрозы) избирательных участков уже получили закрепление в законодательстве некоторых регионов. Так, в соответствии со ст. 71 первоначальной редакции Избирательного кодекса Свердловской области, если голосование на избирательном участке невозможно вследствие действия непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах), по решению окружной избирательной комиссии допускалось использование передвижных избирательных участков. Порядок организации голосования на таких избирательных участках определялся окружной избирательной комиссией.

И хотя Законом Свердловской области от 24 декабря 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Свердловской области" данная норма была отменена, это вовсе не снимает вопроса о необходимости регуляции данного вида голосования применительно ко всей территории Российской Федерации. Думается, что в федеральном законодательстве вполне могла бы получить самостоятельный статус специальная норма, которая не только предусмотрела принципиальную возможность подобного института, но и в общих чертах обозначила его правовой режим. Кроме этого, не следует в перспективе исключать и возможности расширения границ использования мобильных избирательных участков, тем более, что, как свидетельствует зарубежная практика, сфера их применения не замыкается только на экстраординарные ситуации.


Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.