1.1. Правовое регулирование регистрации (учета) избирателей. :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

1.1. Правовое регулирование регистрации (учета) избирателей.

Для обеспечения подготовки и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов и референдумов в Российской Федерации установлена Государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума. Получаемые с помощью данной системы сведения о зарегистрированных избирателях и их численности используются для определения схемы избирательных округов, образования избирательных участков, совершения других действий, определяемых избирательным законодательством, а базы данных об избирателях могут использоваться для проверки правильности оформления подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов).

Значение Государственной системы регистрации избирателей трудно переоценить, так как достоверность итогов голосования и результатов выборов любого уровня напрямую зависит от правдивой и точной информации о числе зарегистрированных избирателей, участвующих в электоральном процессе. Это обстоятельство обусловливает исключительную важность надлежащего правового обеспечения Государственной системы регистрации (учета) избирателей.

Основным документом, специально посвященным регулированию учета избирателей в Российской Федерации, является Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума Российской Федерации, утвержденное постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 г.. В соответствии с Положением правовую основу (нормативную базу) Государственной системы регистрации (учета) избирателей составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "Об обеспечении конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", "Об информации, информатизации и защите информации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", другие законодательные акты и нормативные документы как федерального, так и регионального и муниципального уровня.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в России установлена обязательная система регистрации избирателей, так как регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом. Обязательная система регистрации имеет целью гарантирование избирательных прав граждан при составлении списков избирателей, образовании избирательных округов, избирательных участков, совершении других действий, связанных с подготовкой и проведением выборов. Помимо этого она обеспечивает единую технологию регистрации и учета граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом, и составления Единых форм сведений о зарегистрированных избирателях.

Правовой режим регистрации (учета) избирателей включает в себя юридическую фиксацию организаторов Государственной системы регистрации, основание регистрации, исполнителей и сроков регистрации, порядка хранения, использования и предоставления сведений о зарегистрированных избирателях, ответственности за функционирование Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума.

Организаторами системы регистрации (учета) избирателей являются избирательные комиссии, федеральные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, во взаимодействии которых обеспечиваются условия для подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации; депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации; выборов в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными и региональными законами, а также уставами муниципальных образований. Несмотря на широту охвата организаторами Государственной системы регистрации (учета) избирателей электоральных отношений, обеспечивающих подготовку и проведение федеральных, региональных и муниципальных выборов, нельзя не оговориться, что масштабы приложения их усилий не должны замыкаться только на внутрироссийские избирательные кампании. Представляется, что организаторам регистрации (учета) избирателей в полной мере необходимо ориентировать свою деятельность и на межгосударственные электоральные связи, и, в частности, на обеспечение выборов в Союзный парламент Российской Федерации и Республики Беларусь.

Основанием для регистрации (учета) избирателей согласно действующему законодательству является, по общему правилу, факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с Законом Российской Федерации "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Вместе с тем, при регистрации избирателей предусматриваются два исключения, согласно которым в качестве основания регистрации (учета) может выступать факт временного пребывания российских граждан на соответствующей территории, который устанавливается компетентными органами.

Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума специально оговаривает, что по месту временного пребывания граждан регистрация осуществляется в случаях: во-первых, проживания в местах временного поселения по направлениям Федеральной миграционной службы России или ее территориальных органов, факт которого устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; во-вторых, пребывания в длительной командировке (не менее трех месяцев) на территории иностранного государства, факт которого устанавливается дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями Российской Федерации.

Несомненно, указанные категории граждан нуждаются в особом подходе к определению оснований их регистрации в качестве избирателей, что служит существенной дополнительной гарантией реального осуществления принадлежащих им избирательных прав. Однако закрепление в законодательстве двух различных оснований регистрации несомненно порождает проблему двойного учета избирателей. Для того, чтобы избежать одновременной регистрации граждан и по месту постоянного или преимущественного проживания, и по месту временного пребывания, прямо оговаривается необходимость постоянного уточнения базы данных об избирателях, для проведения которого может использоваться Государственная автоматизированная система "Выборы".

Исполнение государственной регистрации возлагается законодательством на глав муниципальных образований (в случаях, если уставами муниципальных образований такая должность не предусмотрена, - на лиц, уполномоченных на то представительными органами местного самоуправления), которые должны осуществлять учет избирателей на 1 января и 1 июля каждого года при участии территориальных (окружных) избирательных комиссий. Исходные данные для учета избирателей предоставляются главам муниципальных образований или иным уполномоченным должностным лицам местного самоуправления паспортно-визовыми службами, военными комиссариатами, органами записи актов гражданского состояния, территориальными органами Федеральной миграционной службы России, а также иными учреждениями и организациями, осуществляющими учет населения.

Вместе с тем, для отдельных категорий граждан в качестве исполнителей Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума упоминаются не должностные лица муниципальной власти, а иные компетентные субъекты. Согласно действующему законодательству регистрация (учет) избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, дислоцированной на территории муниципального образования или размещенной на территории иностранного государства, осуществляется командиром воинской части. Особые правила регистрации закреплены и в отношении избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках. Их учет осуществляется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения, который по результатам регистрации заполняет Единую форму сведений о зарегистрированных избирателях и устанавливает общую численность избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего консульского округа (отдельно по каждому иностранному государству, если консульский округ охватывает несколько иностранных государств).

Сроки регистрации (учета) избирателей дифференцированы в зависимости от уровня накопления данных об избирателях и их численности. Во-первых, не позднее 10 января и 10 июля каждого года глава муниципального образования (иное уполномоченное должностное лицо местного самоуправления), командир воинской части, руководитель дипломатического представительства (консульского учреждения) заполняют установленную Положением о Государственной регистрации (учете) избирателей, участников референдума Единую форму сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума и устанавливает общую численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования, в пределах расположения воинской части или в границах консульского округа. Во-вторых, не позднее 15 января и 15 июля каждого года глава муниципального образования (иное уполномоченное должностное лицо местного самоуправления), руководитель дипломатического представительства (консульского учреждения) представляет по установленной форме данные о численности зарегистрированных избирателей, участников референдума соответственно в исполнительный орган государственной власти и избирательную комиссию субъекта Российской Федерации или в Министерство иностранных дел Российской Федерации. В-третьих, не позднее 20 января и 20 июля каждого года на основании данных о численности избирателей, представленных главами муниципальных образований (иными уполномоченными должностными лицами местного самоуправления), руководителями дипломатических представительств (консульских учреждений), исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, устанавливают общую численность избирателей, зарегистрированных соответственно на территории субъекта Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации, и направляют указанные данные в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. В-четвертых, не позднее 1 февраля и 1 августа каждого года на основании сведений, представляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, а также сведений, представляемых Министерством иностранных дел Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации устанавливает общую численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Порядок хранения, использования и предоставления сведений о зарегистрированных избирателях детально определяется Положением о Государственной регистрации (учете) избирателей, участников референдума. В нем, в частности, предусмотрено, что Единая форма сведений о зарегистрированных избирателях хранится на бумажном или защищенном от записи магнитном носителе у главы муниципального образования или иного уполномоченного лица. Электронная версия Единой формы сведений о зарегистрированных избирателях, в которую постоянно вносятся необходимые изменения, находится у системного администратора комплекса средств автоматизации территориальной информационной службы ГАС "Выборы".

Порядок использования базы данных об избирателях, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, определяется совместным решением избирательной комиссии и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. По запросу Центральной избирательной комиссии Российской Федерации база данных об избирателях, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, передается в Центризбирком России с использованием ГАС "Выборы".

Для хранения и использования сведений о зарегистрированных избирателях существенное значение имеет указание законодательства на обеспечение защиты соответствующей информации от несанкционированного доступа. Специальный правовой режим имеют данные о численности находящихся в воинской части избирателей-военнослужащих, которые составляют государственную тайну, не подлежат разглашению и могут использоваться только для определения общей численности избирателей, проживающих на соответствующей территории.

Необходимо учитывать также, что сведения об избирателях, участниках референдума согласно Федеральному закону "Об информации, информатизации и защите информации" являются конфиденциальными. Вместе с тем, каждый избиратель, участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированным данным (персональной информации) о себе, в том числе находящимся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также знать, кто и в каких целях использует и использовал эту информацию.

Ответственность за регистрацию (учет) избирателей, в том числе за несвоевременность, неточность и недостоверность представляемых сведений об избирателях, а также за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с федеральным законодательством несут руководители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, председатели избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований (иные уполномоченные должностные лица местного самоуправления), руководители учреждений, организаций, осуществляющих учет населения, руководители дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, системные администраторы комплексов средств автоматизации ГАС "Выборы".


Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.