1.2. Правовой статус Государственной автоматизированной системы "Выборы". :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

1.2. Правовой статус Государственной автоматизированной системы "Выборы".

Создание и использование Государственной автоматизированной системы "Выборы" является одной из существенных гарантий избирательных прав российской граждан, обеспечивающей достоверность и полноту электоральной информации, максимально быстрое и широкое информирование общества о ходе и результатах выборов, повышение эффективности информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, унификацию технологий избирательных процессов и реализацию единой технической политики стандартизации технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий в рамках единого информационного пространства Российской Федерации.

Решение о создании ГАС "Выборы" было оформлено Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 1994 г. "О создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 1995 г. "Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1995 г. "Об обеспечении деятельности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", а также рядом постановлений Правительства Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Впервые элементы ГАС "Выборы" были апробированы при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 17 декабря 1995 г. И хотя система применялась в небольшом числе субъектов Российской Федерации, она смогла зарекомендовать себя с самой лучшей стороны, что послужило веским основанием для принятия совместного решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информации от 11 июня 1996 г. "О приемке в опытную эксплуатацию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".

После приема ГАС "Выборы" в опытную эксплуатацию она активно применялась при проведении избирательных кампаний и референдумов всех уровней при одновременном развитии ее функциональных возможностей, совершенствовании программно-технических средств. По данным Центральной избирательной комиссии России, за период опытной эксплуатации с использованием ГАС "Выборы" было проведено около 2200 электоральных кампаний различного уровня ( в среднем более 10 голосований в неделю). Система эксплуатировалась при проведении всех выборов федерального уровня (47 избирательных кампаний), в 95% выборов регионального и более чем в 60% выборов муниципального масштаба.

Разработанное за период опытной эксплуатации программное обеспечение, развернутое на комплексах средств автоматизации всех уровней, соединило в единый процесс все этапы (стадии) проведения выборов - от назначения даты выборов, выдвижения и регистрации кандидатов до наблюдения за ходом голосования и определением результатов. Созданная автоматизированная технология обеспечила единообразный подход к применению ГАС "Выборы" при проведении избирательных кампаний федерального, регионального и местного уровней, а также позволила избирательным комиссиям создавать собственные банки данных об избирателях, участниках референдума по всем проводимым выборам и референдумам.

Принимая во внимание результаты, достигнутые в процессе опытной эксплуатации ГАС "Выборы", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации своим постановлением от 7 июля 2000 г. "О вводе Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" и входящих в нее изделий в постоянную эксплуатацию" определила, что с 1 июля 2000 г. ГАС "Выборы" вводится в постоянную (промышленную) эксплуатацию. В этой связи председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Федеральному центру информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации было предписано провести инвентаризацию программно-технических средств автоматизации ГАС "Выборы", приобретенных избирательными комиссиями с 1995 по 2000 год за счет федерального бюджета технических и программных средств и обеспечить функционирование ГАС "Выборы" и всех образующих ее элементов (подсистем) в строгом соответствии с действующим законодательством.

В настоящее время правовую основу использования ГАС "Выборы" образуют федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "Об информации, информатизации и защите информации", другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иные нормативные правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения выборов с использованием ГАС "Выборы", изданные в пределах их полномочий.

Говоря о правовой основе ГАС "Выборы", нельзя не отметить, что по инициативе Центральной избирательной комиссии России уже давно обсуждается идея принятия специального закона, который бы комплексно урегулировал все вопросы, связанные с эксплуатацией данной автоматизированной информационной системы. Думается, однако, что для этого нет серьезных оснований, так как большая часть вопросов, возникающих при использовании ГАС "Выборы", нуждаются не в законодательном, а в техническом, финансовом, кадровом и методическом обеспечении, которое вполне может быть предметом регуляции на подзаконном уровне. Вместе с тем, вряд ли можно утверждать, что правовой режим ГАС "Выборы" совершенно не нуждается в доработке. Представляется, что в этом отношении в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" было целесообразно зафиксировать нормы, определяющие возможность (невозможность) создания наряду с ГАС "Выборы" аналогичных по своему характеру региональных и муниципальных систем. Это тем более важно, что в электоральной практике на уровне субъектов Федерации и самоуправляющихся территорий достаточно распространены случаи отказа от использования ГАС "Выборы" за рамками федеральных избирательных кампаний и даже попытки создания собственных автоматизированных систем, ориентированных на электоральные нужды.

Действующее законодательство определяет, что использование ГАС "Выборы" осуществляется на основе следующих принципиальных условий: недопустимость вмешательства органов государственной власти, иных государственных органов, их должностных лиц в информационные процессы ГАС "Выборы"; сочетание централизованного управления эксплуатацией и развитием системы с самостоятельностью субъектов Российской Федерации в решении вопросов регионального и местного значения при условии соблюдения общего порядка сохранения целостности и работоспособности системы; открытость системы и доступность пользователей накапливаемой в ГАС "Выборы" информации, за исключением конфиденциальной; обеспечение информационной безопасности системы; строгое соблюдение утвержденных регламентов и графиков информационного обмена в рамках ГАС "Выборы", исключающее использование при проведении выборов и референдумов всех уровней на штатных комплексах средств автоматизации ГАС "Выборы" несертифицированных программно-технических средств; совместимость с федеральными и региональными автоматизированными информационными системами с целью обеспечения их взаимодействия.

ГАС "Выборы" включает в себя работников, обеспечивающих функционирование и развитие системы, структуру управления системой, информационные ресурсы, программно-технические и телекоммуникационные средства. Организационную структуру ГАС "Выборы" составляет единый информационно-технологический комплекс информационных центров и служб, обеспечивающих в своем взаимодействии выполнение функций и задач ГАС "Выборы". В состав этого комплекса входят:

- Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, выполняющий функции информатизационного центра Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

- информационные центры, действующие в составе аппаратов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;

- окружные информационные службы, действующие в составе аппаратов окружных избирательных комиссий, если иное не предусмотрено совместным постановлением избирательной комиссии и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- территориальные информационные службы, действующие в составе аппаратов глав муниципальных образований (администраций городов и районов).

Особую роль в функционировании ГАС "Выборы" играет Федеральный центр автоматизации, который осуществляет общее руководство и управление процессами использования ГАС "Выборы" при подготовке и проведении выборов и референдумов всех уровней и в межвыборный период, а также информационное обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Федеральный центр информатизации является представителем государственного заказчика по эксплуатации и развитию ГАС "Выборы", осуществляет оперативное управление деятельностью центров (служб) избирательных комиссий при подготовке и проведении федеральных выборов, отвечает за организационно-методическое руководство деятельностью информационных центров (служб) избирательных комиссий при подготовке и проведении региональных и муниципальных выборов и в межвыборный период.

Информационный центр избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является подразделением аппарата этой комиссии, действующим в целях автоматизации информационных процессов, осуществляемых в ходе подготовки и проведения на территории субъекта Российской Федерации выборов и референдумов, информационного обслуживания данной избирательной комиссии, а также решения в установленном порядке задач, не связанных с избирательным процессом в межвыборный период. В соответствии с Положением о системном администраторе информационного центра избирательной комиссии, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14 апреля 1996 г., обеспечение эксплуатации комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы" возлагается на системного администратора избирательной комиссии субъектов Российской Федерации.

Имущественный комплекс ГАС "Выборы" составляют комплексы средств автоматизации ГАС "Выборы", информационные ресурсы ГАС "Выборы", а также финансовые и прочие средства, обеспечивающие функционирование и развитие ГАС "Выборы". Особую значимость для электоральных нужд представляют информационные ресурсы. В них входят массивы и базы данных, содержащие:

- картографическую информацию об административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации, используемую при проведении избирательных кампаний;

- персональные данные об избирателях, кандидатах, членах избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса;

- сведения об избирательных объединениях и избирательных блоках, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов);

- информацию о ходе и результатах голосования;

- служебную информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий;

- эксплуатационную документацию ГАС "Выборы";

- нормативную правовую информацию;

- иную информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации и эксплуатационной документацией ГАС "Выборы".

Накопление, обработка и хранение информационных ресурсов ГАС "Выборы" осуществляется на базе специального программного обеспечения, которое представляет собой разработанный пакет многоцелевых и многофункциональных программ, обеспечивающих решение всего комплекса задач, стоящих перед ГАС "Выборы" как в период проведения избирательных кампаний, так и в период между выборами. Данный пакет состоит из следующих основных программных продуктов:

"Избиратель" - совокупность задач по регистрации и учету избирателей, составлению и распечатке списков избирателей;

"Территория" - совокупность задач по ведению классификаторов территорий, населенных пунктов, избирательных комиссий;

"Итоги" - совокупность задач по получению оперативных данных об участии избирателей в голосовании, обобщению предварительной информации по итогам голосования и подготовке материалов к публикации;

"Кандидат/депутат" - совокупность задач по ведению списков и персональных досье по зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам, избирательным объединениям и блокам, выдвинувшим кандидатов, по депутатам, подготовке и регистрации выдачи кандидатских и депутатских удостоверений;

"Финансы" - совокупность задач по планированию, исполнению и контролю за исполнением бюджетов избирательных кампаний, по бухгалтерскому учету;

"Право" - совокупность задач по работе с текстами нормативных и распорядительных документов в электронном виде;

"Делопроизводство" - совокупность задач по работе с документами (входящие, исходящие, распорядительные, регистрируемые в аппарате избирательных комиссий), контролю за прохождением и исполнением избирательной документации;

"Статистика" - совокупность задач по обработке и анализу статистической информации по результатам голосования, ее графическому и картографическому отображению, взаимодействию с другими сетями для получения статистической информации;

"Картография" - совокупность задач по оперативному картографическому отображению сведений о подготовке, ходе и результатах избирательных кампаний;

"Планирование" - совокупность задач по комплексной автоматизации работы избирательных комиссий при планировании и подготовке мероприятий и проведении выборов и референдумов.

Одним из важных условий функционирования ГАС "Выборы" является обеспечение надлежащего уровня защиты информации, соответствующего статусу ГАС "Выборы" и определяемого требованиями нормативных правовых документов. В соответствии с Положением об обеспечении информационной безопасности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июля 1999 г,, целью обеспечения информационной безопасности ГАС "Выборы" является достижение такого уровня ее защищенности, который позволит осуществлять достоверное, оперативное информационное обслуживание проведения выборов и референдумов в условиях возможного случайного или преднамеренного воздействия на информацию, обрабатываемую, передаваемую и хранящуюся в системе, или несанкционированного доступа к ней.

Информационная безопасность ГАС "Выборы" обеспечивается средствами защиты информации, поддерживаемые комплексом инженерно-технических, организационных и правовых мер. Данные средства в совокупности обеспечивают защиту информации посредством контроля за целостностью технических, программных средств и функциональных комплексов задач; организации использования средств защиты от несанкционированного доступа в полном объеме их функциональных возможностей; организации комплексной антивирусной защиты; контроля за сохранением баз данных; контроля за изменением режимов работы комплексов средств автоматизации; организации безопасного использования систем передачи данных; контроля за безопасностью использования информационных ресурсов ГАС "Выборы"; организации физической защиты технических и программных средств; обеспечения безопасности конфиденциальной информации; организации службы обеспечения безопасности информации; разработки организационно-руководящих документов; регламентирования процессов опубликования данных о функционировании ГАС "Выборы".

Использование ГАС "Выборы" ориентировано на постоянный режим как при проведении избирательных кампаний, так и в период между выборами. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 62) информация, получаемая с применением ГАС "Выборы", является предварительной и не имеет юридического значения. Вместе с тем, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации может быть определен и иной правовой статус этой информации.

В случае использования ГАС "Выборы" в целом или отдельных ее технических средств при проведении выборов, в том числе при составлении списков избирателей, установлении итогов голосования и определении результатов выборов, соответствующая избирательная комиссия образует группу из числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса для контроля за использованием ГАС "Выборы" (отдельных ее технических средств). Право знакомиться с любой информацией, вводимой в ГАС "Выборы", имеют также все члены избирательной комиссии и наблюдатели. Помимо этого необходимо учитывать, что данные ГАС "Выборы" об участии избирателей в голосовании, о предварительных и окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение") абонентам информационно-коммуникационной сети общего пользования.

Эксплуатация ГАС "Выборы" в межвыборный период отвечает интересам ее постоянной функциональной загруженности, которая обеспечивает оптимальную атмосферу для поддержания работоспособности и развития ГАС "Выборы". При этом использование накопленных информационных ресурсов может осуществляться не только для решения электоральных, но и общегосударственных (региональных, муниципальных) задач.

Можно выделить два основных направления использования ресурсов ГАС "Выборы" в межвыборный период: во-первых, обеспечение взаимодействия администраций городов и районов с региональными и федеральными органами власти путем телекоммуникационного обмена с использованием электронной почты ГАС "Выборы"; во-вторых, предоставление органам публичной власти всех уровней возможности доступа к информационным ресурсам ГАС "Выборы", включая базы данных правового характера и другие информационные фонды. Весьма перспективным представляется также использование потенциала ГАС "Выборы" для создания автоматизированной системы "Государственный регистр населения". Принимая во внимание то обстоятельство, что программно-технический комплекс ГАС "Выборы" позволяет в настоящее время осуществлять учет более 108 миллионов избирателей, создание автоматизированной системы "Государственный регистр населения", особенно на начальном этапе, может быть осуществлено со значительно меньшими финансовыми затратами и в более сжатые сроки. Не следует исключать и других возможностей использования ресурсов ГАС "Выборы", которые имеют практически неограниченный характер.


Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.