2. Предмет и метод финансового права :: vuzlib.su

2. Предмет и метод финансового права :: vuzlib.su

5
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2. Предмет и метод финансового права

Известно, что одна отрасль права отличается от другой
предметом и методом правового регулирования. По предмету и особенностям метода
правового регулирования финансовое право занимает в системе права России
самостоятельное место. Оно имеет свой предмет и метод правового регулирования,
отличающиеся от других отраслей права.

К предмету финансового права относятся закрепление
структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между
Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих
органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в
процессе финансовой деятельности.

Входящие в предмет финансового права отношения отличаются
по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью
финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и
распределения.

Итак, предмет финансового права — это общественные
отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному
образованию, распределению и использованию централизованных и
децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования —
государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со
стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим
соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права,
например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем
конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на
властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров
платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей
использования государственных денежных фондов и т.п.

При использовании государством для формирования своих
ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские
обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод
властных предписаний. Таким образом, государство устанавливает условия
проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных
казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и
является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Особенности основного метода финансового права заметно
проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные
предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят в
большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми
другие участники финансовых отношений не находятся в административной
зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности
предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих
органов.

Финансово-правовому регулированию свойственны и иные
методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают
все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня
самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий,
организаций и учреждений.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ