5. Финансовые органы субъектов РФ :: vuzlib.su

5. Финансовые органы субъектов РФ :: vuzlib.su

4
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


5. Финансовые органы субъектов РФ

Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении
государственного контроля за использованием ассигнований соответствующего
бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

ФЗ от 26 марта 1998 г. № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 г.» установлено, что руководители министерств финансов
республик, финансовых управлений (главных управлений, комитетов,
департаментов), администрации краев, областей и т.д. назначаются на должности и
освобождаются от должностей соответственно главами исполнительной власти
республик и главами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной
области и автономных округов по согласованию с Министерством финансов РФ.

Министерство по налогам и сборам (Государственная
налоговая служба РФ), как субъект государственного финансового контроля

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в
области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих
субъектов, как хозяйственные товарищества и общества, превращение налогов в
основной источник государственных доходов и т.д. обусловили необходимость
появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его
проведения.

В соответствии с Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. «О государственной налоговой службе» при Министерстве финансов РСФСР была создана
единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за
правильность исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий
бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством.
Указом Президента РФ от 1 декабря 1991 г. № 340 утверждено Положение о Государственной налоговой службе РФ, которым предусмотрено, что органы
Государственной налоговой службы РФ составляют единую централизованную систему
контроля за соблюдением налогового законодательства. ГНС РФ, входящая в систему
федеральных органов исполнительной власти, подчиняется Президенту РФ и
Правительству РФ. В соответствии с Положением о ГНС РФ единая централизованная
система органов ГНС РФ состоит из центрального республиканского (РФ) органа
государственного управления (ГНС РФ) и государственных налоговых инспекций по
республикам в составе РФ, краям, областей, городам (за исключением городов
районного подчинения) и районам в городах.

Главная задача ГНС РФ — осуществление контроля за
соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и
других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и органов РФ
и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

ГНС РФ, осуществляя свою главную задачу, выполняет
следующие функции:

* проводит непосредственно и организует работу
государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением
законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

* производит в министерствах и ведомствах, на
предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах
собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров
бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с
исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

* организует работу ГНИ по учету, оценке и реализации
конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к
государству, и вкладов;

* осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных
налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

* анализирует отчетные, статистические данные и
результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о
разработке инструктивных методических указаниях и других документов по применению
законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет.

ГНИ, инспекции на территории субъектов РФ и городов с
районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для
ГНС РФ (ст. 16 Положения) и ГНИ по районам, городам без районного деления и
районах в городах (ст. 18 Положения). В соответствии со ст. 18 Положения ГНИ
выполняет большое количество функций, среди которых следует назвать:

* осуществление контроля за соблюдением законодательства
о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные фонды;

* обеспечение своевременного и полного учета плательщиков
налогов и других платежей в бюджет, правильности начисления платежей гражданами
РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства;

* контроль за своевременностью представления
плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов ,
деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в
бюджет, а также проверка достоверности этих документов в части правильности
определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и
других платежей в бюджет;

* передача правоохранительным органам материалов по
фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

* предъявление в суд соответствующих исков о признании
сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по
таким сделкам (речь идет о сделках, совершенных с целью, противоречащей основам
правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ));

* приостановление операций предприятий, учреждений,
организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях в
случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов,
балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой
налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Органы Министерства внутренних дел РФ обязаны оказывать
практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при
исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных
законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом
препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных
функций.

Налоговая инспекция имеет право применять к предприятиям,
учреждениям и гражданам определенные законодательством финансовые санкции.

Проверки предприятий, организаций должностными лицами ГНС
РФ оформляются актами, в которых отражаются выявленные нарушения
законодательства о налогах и других платежах в бюджет, факты невыполнения
требований должностных лиц государственных налоговых инспекций, а также даются
указания об устранении выявленных нарушений. Акт подписывается должностными
лицами ГНС РФ, другими участниками проверок и руководителями и главными
бухгалтерами проверяемых предприятий, организаций. В случае несогласия с фактами,
указанными в акте, руководители и главные бухгалтеры обязаны подписать акт и
сделать запись о возражениях, прилагая одновременно письменные пояснения и
документы, подтверждающие эти возражения.

Федеральная служба налоговой полиции РФ как субъект
государственного финансового контроля

Новыми органами исполнительной власти, осуществляющими
государственный финансовый контроль, являются также федеральные органы
налоговой полиции. В марте 1992 г. при ГНС РФ было создано Главное управление
налоговых расследований. Законом РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» (с изменениями и дополнениями, внесенными
ФЗ от 17 декабря 1995 г.) организованы федеральные органы налоговой полиции
(правопреемники ГУНР), которые являются правоохранительными органами и
составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ.

Основными задачами ФСНП РФ являются:

* выявление, предупреждение и пресечение налоговых
преступлений и правонарушений;

* обеспечение безопасности и деятельности государственных
налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных действий при
исполнении служебных обязанностей;

* предупреждение, выявление, пресечение коррупции в
налоговых органах.

Федеральные органы налоговой полиции — централизованная
система органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов
вышестоящим и Директору Федеральной службы налоговой полиции РФ.

В систему федеральных органов налоговой полиции России
входят:

* ФСНП РФ;

* органы ФСНП по республикам, краям, областям, городам
федерального значения и т.д.;

* органы налоговой полиции в городах Москве и
Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной
службы налоговой полиции — местные органы налоговой полиции.

ФСНП РФ возглавляет Директор ФСНП РФ. Общее руководство
деятельностью федеральных органов налоговой полиции и координацию их
деятельности с другими правоохранительными, налоговыми и иными государственными
органами осуществляет Директор Федеральной службы налоговой полиции РФ.

Для выполнения поставленных перед ФСНП РФ задач на нее
возлагаются обязанности и предоставляются соответствующие права:

* проведение в соответствии с законодательством
оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия в целях
выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществление розыска лиц,
совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

* пользовании при исполнении служебных обязанностей
правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов
и агентам валютного контроля;

* осуществление при наличии достаточных данных проверок
налогоплательщиков в полном объеме, с составлением актов по результатам этих
проверок;

* приостановление операций налогоплательщиков по счетам в
банках и иных кредитных организациях на срок до одного месяца в случаях
непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Решение
о приостановлении операций по указанным счетам принимают начальник органа
налоговой полиции и его заместитель;

* в соответствии с компетенцией федеральных органов
налоговой полиции право выносить в качестве предупредительной меры письменные
предостережения руководителям, главным бухгалтерами иным должностным лицам
банков и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности, а также гражданам с требованиями устранения нарушений
законодательства, своевременной полнотой уплаты налогов и других обязательных
платежей, представления отчетной и иной документации в установленные сроки,
ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при
необходимости — восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств
налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований;

* наложение административного ареста на имущество ю/л и
ф/л с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях
невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других
обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых
налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты;

* право выплачивать лицу, представившем информацию о
налоговом преступлении или нарушении, вознаграждение в размере 10% от сокрытых
сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в
соответствующий бюджет;

* принятие решения о наложении административного штрафа в
размере до стократного установленного законом минимального размера месячной
оплаты труда за определенные нарушения и др.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ