3. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования :: vuzlib.su

3. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования :: vuzlib.su

61
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


3. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования

3.1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его
объекта

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том,
что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не
имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение
деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет
расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех
уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и
утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных
ассигнований.

Сметно-бюджетное финансирование — это безвозвратный и
безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.
Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на
обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего
их подчиненности ; отпуск средств в соответствии с программами и планами
экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их
выполнения ; планирование и финансирование на основе экономических нормативов,
научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с
выбором приоритетных направлений (наука и научные исследования) и контрактного
выполнения при соблюдении режима экономии.

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения
социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и
физической культуры; учреждения культуры.

Среди социально-культурных мероприятий и учреждений,
финансируемых их бюджетов разных уровней, ведущее место занимают народное
образование и подготовка кадров (высшие учебные заведения,
профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты
повышения квалификации и т.п.). Согласно закону Российской Федерации «Об
образовании» от 10 июля 1992 г. Государство должно гарантировать ежегодное
выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 %
национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей
бюджетов всех уровней.

Основой государственных гарантий получения гражданами
России образования в пределах государственных образовательных стандартов
является государственное и муниципальное финансирование образования. Нормативы
финансирования образовательных учреждений устанавливаются в расчете на одного
ученика (воспитанника) по каждому типу и виду этого учреждения при утверждении
федерального бюджета и бюджетов разных уровней. В негосударственных образовательных
учреждениях нормативы финансирования не должны быть ниже, чем в государственных
и муниципальных. Все образовательные учреждения наделены правом привлечения в
законодательно установленном порядке дополнительных финансовых ресурсов, в том
числе и валютных. За счет предоставления платных дополнительных образовательных
и других услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов
юридических и физических лиц, в том числе иностранных и зарубежных. Привлечение
образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения
нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования. Такие
образовательные учреждения, как школы, финансируются в основном за счет местных
бюджетов. Расходы отдельных школ предусматриваются в смете, составляемой на
основе укрупненных нормативов, исходя из количества классов и числа учащихся.

Огромное значение для развития народного хозяйства и
будущего страны имеет организация подготовки кадров. Из федерального бюджета
выделяются средства на усиление поддержки ведущих учебных заведений
Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию,
профессионально-техническим училищам, средним специальным учебным заведениям.

Особенностью финансирования социально-культурных
мероприятий в современных условиях является развитие коммерческих принципов в
деятельности учреждений науки, культуры. Образования и здравоохранения.
Например, источниками финансирования высшего образования являются : средства
бюджета; привлеченные средства за счет коммерческой деятельности по оказанию
платных услуг населению. Выполнения социальных и творческих заказов, работ по
договорам с предприятиями и организациями, выручки от реализации продукции ;
плата учащихся за обучение, вносимая лично либо перечисляемая предприятиями.
Организациями и учреждениями за подготовку для них специалистов ; кредиты
банков ; средства предприятий разных форм собственности; добровольные взносы
отраслей, предприятий , организаций и пожертвования отдельных лиц. Высшее
учебное заведение образует единый фонд оплаты труда и фонд производственного и
социального развития . Образование этих фондов осуществляется на основе
утвержденных единых нормативов.

Закон «Об образовании» предусматривает право
граждан, прошедших конкурс и зачисленных в высшее учебное учреждение, на
получение личного государственного образовательного кредита , предоставляемого
на разных условиях (невозвращаемого, возвращаемого, частично возвращаемого).
Порядок предоставления такого кредита должно определить законодательство. Закон
«Об образовании» предусматривает, что в будущем нормативное
финансирование высшего учебного заведения и послевузовского профессионального
образования будет складываться из прямого финансирования из бюджета и средств,
вносимых каждым учащимся ежегодно за счет полученного им для этой цели кредита.

Значительны государственные расходы на здравоохранение по
долговременным экономическим нормативам. Однако по качественным параметрам наше
здравоохранение уступает современному мировому уровню, поэтому, наряду с
увеличением бюджетных затрат здравоохранение постепенно переходит на страховое
обеспечение. На новые оценки качества труда медиков, новые формы организации
медицинской помощи. Наряду с коммерческими стоматологическими поликлиниками,
получают развитие такие же консультационно-диагностических центры, различные
лаборатории. Платные услуги населению оказываются по ценам и тарифам,
предусмотренным прейскурантами. А новые виды услуг — по ценам (тарифам),
устанавливаемым с разрешения местных властей. Предоставляются платные услуги
взамен деятельности, финансируемой из бюджета.

Помимо средств бюджета, средств, поступающих от оказания
платных услуг населению, источниками финансирования здравоохранения могут быть
такие:

* дополнительные заказы местных органов самоуправления,
вышестоящих органов управления с выделением дополнительных ресурсов на их
реализацию;

* часть сумм, взысканных с юридических лиц и граждан за
ущерб, причиненный нарушением санитарных норм, загрязнением окружающей среды;

* средства, полученные медицинскими учреждениями с
юридических лиц, получивших расстройство здоровья по вине этих юридических лиц
и граждан;

* часть средств, сэкономленных в результате снижения
заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

* добровольные взносы граждан и юридических лиц. Эти
средства поступают в единый фонд финансовых средств и расходуются на общих
основаниях, если вносившие не указали целевое их назначение. Все средства,
получаемые помимо бюджета, не учитываются при ассигнованиях из бюджета.

Средства, полученные из всех источников, образуют единый
фонд финансовых средств учреждения и расходуется по смете учреждения
здравоохранения.

Из бюджета финансируются расходы на физическую культуру,
мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.

Из федерального бюджета покрываются затраты на
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета
отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону
(содержание Вооруженных Сил , закупку вооружений и военной техники,
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное
строительство , пенсии военнослужащим . расходы Министерства Российской
Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений , включая
выполнение международных обязательств.

Важным направлением использования государственных средств
являются расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы
на Управление делами Президента Российской Федерации, Государственную думу Федерального
Собрания Российской Федерации. Министерства и ведомства Российской Федерации.
Территориальные органы государственного управления.

Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и
на правоохранительные органы, органы безопасности судебную систему и органы
прокуратуры российской Федерации.

3.2. Порядок сметно-бюджетного финансирования

Смета — это финансово-плановый акт, определяющий объем,
целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных
на содержание учреждений и организаций.

Она является планом финансирования учреждений и
расходования бюджетных смет.

Правовое значение сметы состоит в том, что она определяет
права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому
использованию средств , отпускаемых из соответствующего бюджета, а также
обязанности финансовых органов по отпуску этих средств и их права на
осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов. На
основании соответствующим образом утвержденной сметы у участников правоотношений
по исполнению расходной части бюджета — руководителей бюджетных учреждений, с
одной стороны, и у финансовых органов, представляющих интересы государства, — с
другой, возникают права и обязанности.

По кругу охватываемых учреждений и мероприятий сметы делятся
на индивидуальные, сметы централизованных мероприятий и сводные.

Сметы на централизованные мероприятия составляются
министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного
самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных
мероприятий, например, проведение конференций , августовских чтений учителей и
т.д.

Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы
подведомственных министерствам , ведомствам , исполнительным органам на местах
учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в
централизованном порядке Министерством финансов РФ.

Индивидуальная смета — это смета, отражающая особенности
отдельного учреждения. Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются
типовые формы смет расходов. Они включают три основные раздела:

1. общие сведения об учреждении, общую сумму расходов с
распределением по кварталам и направлениям расходов;

2. оперативно-производственные показатели, необходимые
для определения расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент
(число классов, коек в больнице и т.д.);

3. расчеты по отдельным статьям сметы.

Смета состоит из статей, каждая из которых содержит
однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер.

Приведем некоторые в качестве примера.

Статья 1. Заработная плата. Сюда включаются все расходы
на выплату заработной платы в соответствии с должностями, установленными
окладами и ставками, профессиональными категориями, выплаты совместителям,
доплаты и установленные надбавки.

Статья 2. Начисления на заработную плату. По этой статье
планируются и учитываются отчисления в фонд социального страхования работников
и в Пенсионный фонд. Исходя из объема фонда заработной платы в размере,
установленном законодательством .

Статья 3 . Канцелярские и хозяйственные расходы В этой
статье сгруппированы расходы , связанные с управлением и хозяйственным
обслуживанием помещением и работ . Это — оплата за печатание бланков,
абонементная плата за телефон, телетайпы, оплата телефонных переговоров, аренды
помещений, вневедомственной охраны , водоснабжения, газа и т.д.

Статья 4. Командировки и служебные разъезды. По этой
статье оплачивается проезд, суточные, квартирные при служебных командировках
административно-управленческого персонала; расходы на приобретение билетов на
внутригородской транспорт для работников, деятельность которых связана с
разъездами по городу. По этой же статье выплачиваются подъемные , если
специалисты приглашаются из других регионов.

Статья 5. Расходы учебные, на производственную практику
студентов и учащихся, научно-исследовательские работы и приобретение книг для
библиотек.

Статья 6. Стипендии. Определение размера ассигнований по
этой статье производится отдельно на выплату стипендий студентам дневной формы
обучения и студентам, которых берут на обучение на контрактной основе;
студентам вечерних и заочных отделений последних курсов в размере месячной
стипендии в период нахождения в отпусках без сохранения содержания, которые
предоставляются им согласно действующему законодательству для ознакомления
непосредственно на производстве с работой по избранной специальности,
аспирантам , ординаторам , слушателям курсов преподавателей иностранного языка
, слушателям подготовительных курсов.

Статья 7. Расходы на питание. По этой статье расходуются
средства на питание в лечебных учреждениях, детских домах и школах —
интернатах, детских дошкольных учреждениях, в училищах, где курсанты находятся
на полном государственном обеспечении; на выдачу бесплатного спецпитания .

Статья 8 . Приобретение медикаментов и перевязочных
средств. Как правило , расходы по этой статье планируются только в медицинских
учреждениях; по этой же статье покупаются кровь и плазма для переливания,
бакпрепараты, химреактивы и химпосуда для проведения анализов.

Статья 9 . Приобретение оборудования и инвентаря. Деньги
выделяются по установленным экономическими нормативам, которые рассчитываются в
процентном отношении к стоимости основных фондов учреждения по данным
последнего годового отчета. Размер зависит от возможности бюджета, из которого
выделяются средства.

Статья 10. Приобретение мягкого инвентаря и спецодежды.
По этой статье приобретается постельное белье (больницы, общежития).

Статья 11. Государственные капитальные вложения. Средства
предназначаются на оплату работ по новому строительству, приобретению и монтажу
оборудования, реконструкции сооружений, оборудования, строений. Расходы
осуществляют только при наличии утвержденной документации.

Статья 12. Капитальный ремонт строений и сооружений.
Финансирование проводится при наличии технической документации, определяющей
объем и стоимость ремонтов и подтверждающей фактическое исполнение. Средства
могут использоваться на улучшение благоустройства и реконструкцию объектов.

Статья 13 . Другие расходы. Ассигнования по этой статье
предусматриваются на культурно-просветительную работу среди студентов.
Учащихся, детей, на физическое воспитание, работу на массовой информации и т.д.

Все средства, полученные учреждениями из бюджета и
различных источников, образуют Единый фонд финансовых средств. Единого фонда
финансовых средств в плановом размере формируются источники для возмещения
материальных и приравненных к ним затрат. К этим затратам относятся затраты,
включенные в статьи 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 13 сметы бюджетного учреждения.
Кроме того. В состав материальных и приравненных к ним затрат включаются также
оплата процентов за краткосрочный кредит и суммы, уплаченные в виде
экономических санкций.

Из оставшихся средств по установленному нормативу
образуется фонд производственного и социального развития, за счет которого
производятся расходы. Оставшаяся часть Единого фонда финансовых средств
направляется на образование фонда материального поощрения.

В течение года сеть бюджетных учреждений и штаты могут
изменяться. Поэтому при планировании расходов осуществляется среднегодовое
исчисление.

Одним из важнейших положений планирования расходов
является соблюдение пропорций в распределении денежных средств в Российской
Федерации с задачами комплексно-целевого финансирования и эффективности
использования средств бюджетов всех уровней. Для этого применяется нормирование
расходов. Нормы разрабатываются на основе общего для всех субъектов Федерации
принципа распределения бюджетных средств, который обеспечивает равные условия
удовлетворения социально-культурных и бытовых нужд населения. Разный уровень
экономического развития субъектов Федерации требует дифференциации норм с
учетом экономических особенностей и потребностей регионов.

Нормы расходов — это установленный компетентным органом
размер затрат на расчетную единицу (койка в больнице, студент в университете).
Нормы бюджетных расходов классифицируются по разным признакам. Прежде всего,
они распределяются по содержанию: материальные и денежные. Денежные нормы
являются стоимостным выражением натуральных (они получаются в результате
умножения затрат в натуральном выражении на государственную цену).

По юридическим свойствам нормы подразделяются на
обязательные (устанавливаемые актами органов государственного управления и не
подлежащие изменению — ставки зарплаты, нормы расходов на питание и т.д.) и
расчетные (средние затраты на расчетную единицу).

Расчетные нормы определяются самим учреждением по
согласованию с финансовыми нормами. При их установлении учитываются конкретные
условия (например, определение объема затрат на отопление в школах или
больницах в Мурманской области или Ставропольском крае), в которых находится
данное учреждение.

При бюджетном нормировании расходов Правительство
устанавливает нормативы — размеры расходов, которые не связаны с единицей
нормирования (например , проценты начисления на заработную плату).

По степени охвата затрат на основную единицу
финансирования расходов подразделяются на индивидуальные и укрупненные.
Индивидуальные нормы, как обязательные, так и расчетные, применяются при
составлении индивидуальных смет; укрупненные — при составлении бюджетов разных
уровней и представляют собой общий объем затрат на плановый показатель.

Большую часть ассигнований на содержание бюджетных
учреждений составляют затраты по статье 1 сметы. Поэтому при составлении сметы
особое место занимает нормирование заработной платы.

Фонд заработной платы для бюджетного учреждения
исчисляется исходя из штата сотрудников ( количество должностей по
установленному для учреждения перечню ) и ставок заработной платы по
установленному нормативу в зависимости от стажа, образования и т.д.

При планировании ассигнований на содержание бюджетных
учреждений критерий определяется так, чтобы он максимально отражал целевую
направленность (школа, детский сад) и виды затрат (зарплата, питание больных,
капитальный ремонт и т.д.).

Формирование и исполнение сметы расходов бюджетных
учреждений осуществляется на основании нормативных актов. Деятельность
государственных организаций и учреждений по формированию и исполнению смет
расходов неотрывна от стадий бюджетного процесса и носит название сметного
процесса. Составление смет — это часть составления проекта бюджета. Лишь после
утверждения бюджета, из которого будут финансироваться расходы по смете, смета
приобретает юридическую силу.

Проект сметы составляется во время разработки проекта
бюджета. Конкретные сроки составления смет для каждого учреждения
устанавливаются вышестоящей организацией. При определении расходов по смете
бюджетные учреждения руководствуются законами, постановлениями правительства,
решениями местных органов, вышестоящей организации, нормами расходов,
нормативами, тарифами на электроэнергию, воду, коммунальные услуги и т.д.
Каждое учреждение обязано обеспечить строгий режим экономии материальных и
финансовых ресурсов. Проекты смет рассматриваются в сроки, установленные
министерствами, ведомствами, управлениями и отделами местных органов
самоуправления, с тем, чтобы сводные итоги рассмотрения могли быть включены в
проекты соответствующих бюджетов, из которых финансируются учреждения.

В двухнедельный срок после утверждения соответствующими
органами бюджетов на уровне Федерации, субъектов Федерации и
административно-территориальных образований вышестоящие распорядители бюджетных
кредитов утверждают сметы расходов учреждений и сметы на централизованные
мероприятия.

Смету расходов в разрезе статей классификации расходов
для бюджетов учреждений утверждает и подписывает, поставив печать на всех
экземплярах сметы, руководитель организации. Сметы расходов бюджетных
учреждений, непосредственно не подчиненных министерствам и ведомствам,
утверждаются вышестоящими организациями, которым они подчинены.

Распределение бюджетных ассигнований в смете по кварталам
производится в соответствии с поквартальной разбивкой соответствующего бюджета
. К смете прилагается пояснительная записка, в которой содержатся подробные
обоснования и расчеты по каждому виду расходов и их объему в целом .

В течение двух месяцев после утверждения бюджетов
финансовые органы контролируют правильность составления и утверждения смет
расходов бюджетных учреждений.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ