2. Валютное регулирование: основные понятия :: vuzlib.su

2. Валютное регулирование: основные понятия :: vuzlib.su

52
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2. Валютное регулирование: основные понятия

Валютное регулирование представляет собой законодательную
форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная
политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной,
политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения
страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности,
обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту,
приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала,
укрепление российского рубля и т.д. Юридически опосредуя реализацию валютной
политики, валютное регулирование способствует решению перечисленных задач и
является одним из важнейших направлений финансовой деятельности государства.

Валютное регулирование в нашей стране до второй половины
80-х годов обладало всеми характерными признаками валютной государственной
монополии. К их числу можно отнести: централизацию валютных доходов в руках
государства, минимальное число участников внешнеэкономической деятельности,
концентрацию выручки от экспорта в иностранной валюте на счетах Внешторгбанка
СССР, монополизировавшего международные расчеты СССР, плановое распределение
валютных ресурсов по отраслям и регионам и т.д. С 1986 г. началось постепенное формирование валютного рынка в РФ. Возросло число участников
внешнеэкономической деятельности, развивался процесс становления системы
коммерческих банков, поступления в иностранной валюте начали распределяться
между государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной
продукции.

Государство вообще и Российская Федерация в частности
регулируют валютные отношения с учетом экономических задач государства. Для
Российской Федерации с момента провозглашения ее суверенитета (1990 год)
характерна политика либерализации в регулировании валютных отношений. Отменена
существовавшая в годы советской власти государственная монополия на валюту и на
часть валютных ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под контролем
государства, вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей. Допускается в
известных пределах обращение на территории страны иностранной валюты в качестве
платежного средства.

Принятие в 1991 г. Закона СССР «О валютном
регулировании» положило начало специальному законодательному регулированию
валютных отношений в стране.

В настоящее время валютный рынок в Российской Федерации
находится в стадии формирования. С известной долей условности под валютным
рынком можно понимать законодательно урегулированную сферу экономических
отношении формирующихся при осуществлении операций купле-продаже иностранной
валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию
валютного капитала. Наряду с другими отраслями права валютные отношения
регулируют нормы финансового права, которые в этом качестве и представляют
собой особый финансово-правовой институт валютное регулирование.

К основным элементам валютного регулирования указанных
экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных
операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и
валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные
отношения, является Закон РФ «О валютном регулировании и валютном
контроле», принятый 9 октября 1992 г.

Закон устанавливает основные принципы проведения операций
с валютой РФ и с иностранной валютой на территории РФ, разграничивает
полномочия органов власти и определяет функции банковской системы в валютном
регулировании и валютном управлении валютными ресурсами.. В соответствии с
Законом важнейшим органом, осуществляющим широкие управленческие полномочия в
сфере валютных отношений, является Центральный банк РФ, который имеет право:
определять сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты
и ценным бумаг в иностранной валюте; издавать нормативные акты, обязательные
для всех субъектов валютных отношений; устанавливать правила проведения
операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, с
валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ; устанавливать общие правила выдачи
лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций
и выдавать такие лицензии; устанавливать единые формы учета, отчетности,
документации и статистики валютных операций, порядок и сроки их предоставления;
осуществлять иные регулирующие функции. Названный Закон закрепляет систему
юридических понятий регулирования валютных отношений.

Закон формулирует понятия «резидент» и
«нерезидент», тем самым разделяя всех действующих на валютном рынке
субъектов на эти две категории. Такое разделение диктуется потребностями
проведения внешнеэкономических операций страны и отделения последних от
операций внутрихозяйственных. Анализ зарубежного и международного валютного
законодательства позволяет сделать вывод, что выработка универсальных
определений «резидент» и «нерезидент» является на
сегодняшний день необходимой, но еще не реализованной задачей. Так, документы
Международного валютного фонда в качестве ориентира при формулировании понятия
«резидент» используют «более тесную связь соответствующей
хозяйственной единицы с данной территорией, нежели с какой-нибудь иной
территорией».

Национальное валютное законодательство развитых
государств с рыночной экономикой при отнесении субъектов валютных отношений к
числу резидентов также придерживается критерия их тесной связи с национальной
экономикой. Так, в США резидентами считаются правительственные учреждения,
национальные компании и граждане, постоянно находящиеся или проживающие в
стране. Заграничные же филиалы американских корпораций и дочерние компании
считаются для США иностранными фирмами.

В ФРГ к числу резидентов относятся физические и
юридические лица, предприятия, для которых «центр их хозяйственных
интересов находится в данной стране независимо от и национальной
принадлежности».

Во Франции резидентами считаются физические лица
французской национальности, находящиеся во Франции или за пределами Франции не
менее двух лет. А также иностранцы находящиеся во Франции более двух лет, за
исключением иностранных служащих. Резидентами считаются также юридические лица
во Франции, за исключением дипломатических и консульских представителей,
работающих во Франции.

Резидентами по российскому законодательству являются:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в
Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;

б) юридические лица, созданные в соответствии с
законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской
Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими
лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с
местонахождением в Российской Федерации;

г) дипломатические и иные официальные представительства
Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации;

д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы
и представительства резидентов, указанных в подпунктах «б» и
«в».

Нерезидентами являются:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за
пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской
Федерации;

б) юридические лица, созданные в соответствии с
законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами
Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими
лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с
местонахождением за пределами Российской Федерации;

г) находящиеся в Российской Федерации иностранные
дипломатические и иные официальные представительства, а также международные
организации, их филиалы и представительства;

д) находящиеся в Российской Федерации филиалы и
представительства нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и
«в».

Таким образом, основными критериями разделения субъектов,
действующих на валютном рынке РФ, являются:

а) создание их в соответствии с законодательством РФ или
иностранных государств (в части, касающейся юридических лиц, иных предприятий и
организаций);

б) их место жительства или местонахождение.

В сфере валютных операций резиденты и нерезиденты могут
наделяться различными правами и обязанностями, в отношении их по-разному может
осуществляться и валютный контроль. Так, Центральный банк РФ, в соответствии с
Законом о валютном регулировании и валютном контроле, устанавливает случаи и
условия открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте за пределами
Российской Федерации (ст. 5). В отношении нерезидентов Центральный банк таких
полномочий, естественно, не имеет.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ