10. Органы и агенты валютного контроля :: vuzlib.su

10. Органы и агенты валютного контроля :: vuzlib.su

58
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


10. Органы и агенты валютного контроля

Органами валютного контроля согласно Закону являются
Центральный банк РФ и Правительство РФ. В качестве агентов валютного контроля
определены уполномоченные банки.

С точки зрения полномочий одно из главных отличий органов
валютного контроля от агентов заключается в праве первых издавать нормативные
акты, обязательные для всех резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции
этих органов имеют право: получать как устную, так и документальную информацию,
связанную с осуществлением функций валютного контроля, а также изымать
документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного контроля;
приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае
непредставления упомянутых в Законе документов и информации; приостанавливать
действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также
нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;
другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Контроль за полнотой и своевременностью перечисления валютной
выручки в Россию и обоснованностью платежей за границу по внешнеэкономическим
операциям осуществляют также органы Федеральной налоговой службы.

Органы валютного контроля:

o Центральный банк Российской Федерации;

o Правительство Российской Федерации;

o Федеральная служба России по валютному и экспортному
контролю;

o агенты валютного контроля — организации, которые могут
осуществлять функции валютного контроля. Среди них важное место занимают
уполномоченные банки, которые подотчетны ЦБ РФ.

Закон «О валютном регулировании и валютном
контроле» дает определение понятия «уполномоченные банки», под
которыми подразумеваются банки и другие кредитные учреждения, по лучившие
лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций. Лицензии на
проведение операций с иностранной валютой выдаются коммерческим банкам и другим
кредитным учреждениям как правило через год после начала их работы.

Во избежание недоразумений, следует отметить, что термин
«уполномоченные банки» в действующих правовых актах может иметь
совершенно иное значение. Так, под уполномоченными банками правительства г.
Москвы, например, подразумеваются банки, получившие право осуществлять
расчетно-кассовое обслуживание государственных и муниципальных учреждений и
организаций г. Москвы. Таким образом, второе значение термина
«уполномоченные банки» не совпадает с первым значением, содержащимся
в Законе о валютном регулировании и валютном контроле.

Среди указанных мер наиболее важным следует признать
разработку порядка осуществления валютного контроля за поступлением в РФ
валютной выручки от экспорта товаров — как главного звена поступления
иностранной валюты в РФ. На этот счет Государственным таможенным комитетом и
Центральным банком была разработана Инструкция от 12 октября 1993 года № 19.

В целях обеспечения полного и своевременного поступления
экспортной валютной выручки в РФ был установлен следующий порядок контроля за
поступлением валютных средств на счета предприятий, учреждений, организаций —
резидентов РФ, осуществляющих экспорт товаров, в уполномоченных банках.

Созданный механизм валютного контроля за поступлением
валютной выручки предписывает экспортерам зачислять иностранную валюту как
выручку от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Для
действия данного механизма были введены следующие основные понятия:

Экспортер — предприятие, учреждение, организациями
физическое лицо — резидент РФ, от имени которого заключается контракт на
экспорт товаров.

Банк — уполномоченный банк или его филиал, где ведется
счет, на который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по
данному контракту. Зачисление валютной выручки на иной счет возможно только по
специальному разрешению ЦБ РФ. Механизм валютного контроля может быть
эффективным только при активном взаимодействии таможенных органов и
уполномоченных банков, которые имеют необходимый объем полномочий.

Паспорт сделки — базовый документ валютного контроля,
оформляющийся экспортером по каждому заключенному контракту в уполномоченном
банке. В паспорте сделки включаются сведения о внешнеэкономическом контракте,
необходимые для осуществления рассматриваемого контроля. Он оформляется в двух
экземплярах, один из них возвращается экспортеру, а второй экземпляр должен
храниться в банке и служить основанием для открытия досье валютного контроля.
Паспорт сделки имеет две подписи: первая — подпись экспортера, имеющего право
первой подписи, вторая — одним из представителей уполномоченного банка, на
транзитный валютный счет в котором должна в последующем поступить от
импортера-нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному
контракту. Если в паспорте сделки есть сведения, не соответствующие контракту,
банк должен отказать в его подписании.

Учетная карточка таможенно-банковского контроля, которая
составляется таможенными органами и направляется в банк для осуществления
последним контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Вся
информация по экспорту товаров поступает в вычислительный центр
Государственного таможенного комитета, где она обрабатывается и на ее основе
составляется учетная карточка таможенного валютного контроля. Информация из
вычислительного центра передается органам валютного контроля, то есть
Правительству, ЦБ и Государственному таможенному комитету. Кроме того, она
также передается в Государственную налоговую службу и Министерство внешних
экономических связей.

Средства с транзитного текущего валютного счета на
обязательную продажу части валютной выручки от экспорта товаров должны быть
переведены не позднее 10 дней со дня зачисления выручки. Инструкция содержит
полный перечень видов ответственности банков, экспортеров, сотрудников
экспортеров и ответственных лиц банков за нарушение валютного контроля за
поступлением валютной выручки. Данная Инструкция вступила в силу с 1 января
1994 года в отношении товаров стратегического значения, а остальных товаров с 1
марта 1994 года. Создание системы данного валютного контроля является
значительным мероприятием в валютном регулировании Российской Федерации. Эта
система охватывает собой около 40 тысяч юридических лиц, которые в течение года
осуществляют около 1 млн. экспортных сделок и в этой системе задействовано
около 600 коммерческих банков, обслуживающих экспортно-импортные операции. А
это означает, что наряду с уполномоченными банками будут привлекаться коммерческие
банки, которые для осуществления функций по экспортно-импортным операциям
получают валютные лицензии с ограниченным объемом полномочий.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ