ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Понятие, содержание и основные принципы исполнительной власти
1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки.
2. Основные функции исполнительной власти
3. Основные принципы организации и функционирования исполнительной
власти.
4. Соотношение понятий «государственное
управление» и «исполнительная власть».
1. Исполнительная власть – это деятельность по
управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей
власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении
специально созданными органами гос. власти особых функций и установленной
законом компетенции.
Признаки исполнительной власти:
1. Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной
ветвями государственной власти.
2. Подконтрольность законодательной и судебной ветвям государственной
власти.
3. Осуществляется специальными государственными органами и
органами местного самоуправления, имеющими в установленном нормативном порядке
компетенцию.
4. Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции
должны основываться на нормах Конституции РФ, федерального закона и иных
нормативно-правовых актах.
5. Организующая деятельность и реализация властных полномочий.
6. Применение норм административного принуждения.
7. Подготовка и издание правовых актов управления.
8. Правоприменительная и охранительная деятельность спец. органов
и должностных лиц (государственных и муниципальных служащих).
2. Функции исполнительной власти:
1. Исполнительная, т.е. исполнение законов. Органы
исполнительной власти имеют право издавать подзаконные акты.
2. Прогнозирование – предвидение изменений в развитии
каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в т. ч. научной.
3. Планирование – определение направлений, целей,
задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности.
4. Организация – создание органов управления,
определение их функций и т.д.
5. Правовое регулирование деятельности и функционирования
соответствующих структур.
6. Общее руководство и оперативно-распорядительная работа.
7. Координация (согласование) действий различных органов
управления, должностных лиц и организаций.
8. Контроль, т.е. проверка фактического положения дел для выявления
и устранения нарушений законов.
9. Учет людских, материальных, денежных и иных средств для
осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.
10. Информационное обеспечение и информационно-аналитическая
работа.
11. Методическое руководство.
12. Кадровое, МТО, финансирование и т.д.
3. Принципы исполнительной власти – это общие положения,
идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности.
1. Принцип народовластия – народ осуществляет свою власть непосредственно
и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является
исполнительная власть.
2. Принцип верховенства закона, ст. 15 ч. 2 Конституции РФ.
3. Принцип разделения и взаимодействия властей.
4. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных
органов.
5. принцип гласности предполагает открытость
законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и
должностных лиц.
6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности, ст.
2 Конституции РФ.
7. Принцип федеративного устройства.
8. Принцип сочетания централизации и децентрализации.
Централизация – сосредоточение большей части
государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной
власти.
Децентрализация — закрепление предметов ведения и
полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно
без вмешательства со стороны вышестоящих органов.
9. Принцип плановости выражается в развитии разработки программ
отраслей народного хозяйства, прогнозирование хода экономических реформ,
установление государственного заказа на наиболее значительную продукцию и т.д.
10. Принцип дифференциации функций и полномочий каждого из
этих органов и должностных лиц.
4. Государственное управление – это целенаправленное
организующая подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов
исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления в
отраслях и сферах хозяйственного, социально-культурного и
административно-политического (устройства) строительства.
Существует 2 подхода к определению понимания государственного
управления.
1. Широкое понимание – это регулирующая деятельность государства
в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной)
органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры.
В этом понимании государственное управление – более широкое
понятие, чем исполнительная власть.
2. Узкое понимание – это административная деятельность органов
исполнительной власти. Сюда относится практическая деятельность Президента,
Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов и т.д.
В этом понимании государственное управление и исполнительная
власть тождественны.