ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Людвиг Эрхард. «Благосостояние для всех»
Экономическое положение Советского Союза в 1990 году во многом напоминает
положение Западной Германии в 1948 году: полки магазинов пусты, дефицитные
товары выдаются по карточкам, спекуляция иностранным добром процветает, на
руках у населения и в сберкассах — масса обесцененных денег, в то время как
предприятия хранят „сверхнормативные запасы».
Есть, конечно, и существенные различия. За спиной у немцев было всего 15 лет
нацистского варианта „социализма» и послевоенной разрухи. При том
германский национал-социализм обобществил лишь малую часть предприятий:
учреждения рыночного хозяйства, хотя и в чахлом виде, но сохранились. У нас же
они были разрушены еще в период военного коммунизма и перестали существовать с
ликвидацией НЭПа. Но зато огромная часть германской промышленности тех лет
была уничтожена бомбежками или демонтирована победителями; в СССР же сегодня
военные разрушения — дело далекого прошлого.
Хозяйственная реформа 1948 года в Западной Германии круто повернула судьбу
этой страны: обесцененные бумажные деньги превратились в желаемую всеми
валюту; запасы предприятий в несколько дней перекочевали на полки магазинов,
спекулянты исчезли. За два года производство товаров широкого потребления
увеличилось вдвое, достигнув «досоциалистического» уровня. И началось
победное шествие Западной Германии как передовой страны Западной Европы,
обгоняющей в хозяйственном отношении своих победителей.
В исторической литературе это явление получило имя „германского чуда».
Архитектором этого «чуда» был проф. Людвиг Эрхард, директор
Управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 году, министр
народного хозяйства вновь созданной Федеративной Республики Германии (ФРГ или
ГФР) с 1949 по 1963 год, и канцлер республики после смерти Аденауэра в 1963-66
гг.
Настоящая книга представляет собой мемуары Людвига Эрхарда, вышедшие в 1957
году под названием Wohlstand fur Alle (Благосостояние для всех). Книга сразу
приобрела всемирную известность. Она была отпечатана в русском переводе
типографией “Посева» с помощью издательства Condor-Verlag в 1960 году.
Настоящее, второе русское издание перепечатано с этого издания. Некоторые
стилистические особенности и анахронизмы перевода, надеемся, не помешают
современному читателю воспринять главные мысли автора, не только
ученого-экономиста, но и практического политика, защитника свободного и
ответственного хозяйства, неутомимого в своей полемике с социалистами.
***
Хозяйственная реформа 1948 года в Германии представляла собою на самом деле
две параллельные реформы: денежную реформу и реформу цен.
Задачей денежной реформы было избавиться от “навеса» обесцененных
денег (Gelduberhang) и создать твердую валюту. Реформа проводилась в условиях
неопределенности — никаких обоснованных вычислений желаемого объема денежной
массы не было. И проводилась она не демократическим путем, а на основании
декрета военных оккупационных властей. В ночь на 21 июня 1948 года старые
рейхсмарки были объявлены недействительными, и введены новые деньги —
дойчмарки. Каждый житель страны получил на руки 40 новых марок (потом к ним
было добавлено еще 20). Пенсии, заработная и квартирная плата впредь подлежали
выплате в новых марках, в отношении 1:1. Что же касается наличности и частных
сбережений, то половину их можно было обменять в отношении 1:10, а половина
была заморожена и позже обменивалась по курсу 1:20. Большая часть прошлых
денежных обязательств предприятий пересчитывалась по курсу 1:10; обязательства
банков и учреждений бывшего Рейха были, в основном, аннулированы. Предприятия
получили наличность для выплаты первой заработной платы, но в дальнейшем
должны были существовать за счет продажи своей продукции. Был создан новый
эмиссионный банк — Банк немецких земель — и разработаны правила, регулирующие
его отношения с частными банками, например, размер обязательных денежных
резервов.
Задачей реформы цен, которая вступила в силу через три дня после денежной
реформы, была отмена „принудительного хозяйства» — (Zwangswirtschaft),
упразднение административного распределения ресурсов и контроля над ценами.
Разрегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно, но быстрыми
темпами. Если за денежную реформу отвечали, в существенной мере, оккупационные
власти, то отмена обязательных цен была полностью детищем Людвига Эрхарда и его
хозяйственного управления. Проводил он эту реформу вопреки советам
оккупационных властей (которые опасались слишком быстрого перехода к рыночным
отношениям) и вопреки значительным просоциалистическим настроениям в обществе.
Правильность политики Эрхарда была вскоре подтверждена на опыте; обоснованию
этой политики в течение ее первого десятилетия и посвящена настоящая книга.
Из книги явствует, что Эрхард был далек от раннекапиталистического,
либералистического понимания государства как „ночного сторожа», который
лишь охраняет рынок. Для него рынок не самоцель, а средство для достижения
социальных целей, в частности, для преодоления классовых различий в обществе
и максимального развития творческих сил страны. Свободная частная инициатива и
конкуренция сочетаются с активной ролью государства в хозяйственной жизни. В
идейном смысле, деятельность Эрхарда протекала не в русле либерализма, и уж
конечно, не социализма, а в русле солидаризма. И если сам он этого термина и
избегает, и говорит о себе лишь как о христианском демократе, то ближайшие его
советники, как Освальд фон Нелль-Брейнинг, термином этим пользовались свободно
(см. Освальд фон Нелль-Брейнинг: „Построение общества». Перевод с
немецкого Р. Н. Редлиха. „Посев-Австралия», 1987,144 стр.)
* * *
Людвиг Эрхард родился 4 февраля 1897 года в городе Фюрт (Бавария), где
окончил реальное училище. Оправившись от тяжело ранения, полученного в Первую
мировую войну, он занялся изучением производство-хозяйственных вопросов в
Высшей коммерческой школе в Нюрнберге. Получив там коммерческий диплом, Эрхард
защитил свою докторскую диссертацию во Франкфуртском университете у проф. Франца
Оппенхаймера, с которым его связывала, вплоть до выезда последнего из Германии,
тесная дружба.
В 1928 году Эрхард поступил в „Институт по изучению
хозяйственно-конъюнктурных условий в области германских готовых изделий»
при Высшей коммерческой школе в Нюрнберге и вскоре стал заместителем директора
этого института. Однако, к преподавательской деятельности национал-социалисты его
не допускали и в 1942 году ему пришлось институт покинуть.
Благодаря авторитету, которым Эрхард пользовался в промышленных кругах, ему
была дана частная стипендия на исследовательскую работу, и он объединил вокруг
себя группу сотрудников-специалистов. Группа эта произвела, в частности,
критический разбор национал-социалистической финансовой и денежной политики и
наметила мысли, которые нашли свое осуществление после войны.
С осени 1945 по конец 1946 года Эрхард был министром хозяйства Баварии; в 1947
году — профессором Мюнхенского университета.
Вскоре он возглавил «Особый отдел по вопросам денег и кредита»,
которому была поручена разработка проекта денежной реформы, осуществленной
затем оккупационными властями. Весной 1948 года он стал директором Управления
хозяйства Объединенной экономической области (т. е., трех западных
оккупационных зон) и в этой должности провел свою реформу цен.
При основании Федеративной Республики Германии в сентябре 1949 года он занял
пост министра народного хозяйства, на котором оставался во всех кабинетах
канцлера Аденауэра. В 1957 году он стал заместителем федерального канцлера, а
после смерти Аденауэра в 1963 году, и до декабря 1966 года, был федеральным
канцлером. Умер Эрхард в 1977 году.
***
Сегодня очевидно, что для обновления российского народного хозяйства одних
лишь реформ Эрхарда — денежной реформы и введения свободы ценообразования —
будет мало. Потребуется создание независимых от государства учреждений
кредита, развитие независимой от государства структуры собственности, действующей
в условиях конкуренции; потребуется создание „сетки социальной
безопасности», способной защитить тех, кто иначе пострадает от ударов
переходного периода; потребуется создание новой налоговой системы и новой
системы трудового права. Готовых рецептов для решения всех этих задач в книге
Эрхарда, естественно, нет. Тем не менее, знакомство с этой книгой — с
аргументами и опытом автора — необходимо каждому, кто в обновлении отечественного
хозяйства будет участвовать.
Русский Фонд по
изучению альтернатив советской политике