Людвиг Эрхард. «Благосостояние для всех» :: vuzlib.su

Людвиг Эрхард. «Благосостояние для всех» :: vuzlib.su

67
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Людвиг Эрхард. «Благосостояние для всех»

Экономическое положение Советского Сою­за в 1990 году во многом напоминает
положение Западной Германии в 1948 году: полки магази­нов пусты, дефицитные
товары выдаются по карточкам, спекуляция иностранным добром процветает, на
руках у населения и в сберкас­сах — масса обесцененных денег, в то время как
предприятия хранят „сверхнормативные запасы».

Есть, конечно, и существенные различия. За спиной у немцев было всего 15 лет
нацист­ского варианта „социализма» и послевоенной разрухи. При том
германский национал-социа­лизм обобществил лишь малую часть предприя­тий:
учреждения рыночного хозяйства, хотя и в чахлом виде, но сохранились. У нас же
они были разрушены еще в период военного ком­мунизма и перестали существовать с
ликвида­цией НЭПа. Но зато огромная часть германской промышленности тех лет
была уничтожена бом­бежками или демонтирована победителями; в СССР же сегодня
военные разрушения — дело далекого прошлого.

Хозяйственная реформа 1948 года в Запад­ной Германии круто повернула судьбу
этой страны: обесцененные бумажные деньги превра­тились в желаемую всеми
валюту; запасы пред­приятий в несколько дней перекочевали на пол­ки магазинов,
спекулянты исчезли. За два го­да производство товаров широкого потребления
увеличилось вдвое, достигнув «досоциалистичес­кого» уровня. И началось
победное шествие Западной Германии как передовой страны За­падной Европы,
обгоняющей в хозяйственном отношении своих победителей.

В исторической литературе это явление получило имя „германского чуда».
Архитекто­ром этого «чуда» был проф. Людвиг Эрхард, директор
Управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 году, министр
народного хозяйства вновь созданной Федера­тивной Республики Германии (ФРГ или
ГФР) с 1949 по 1963 год, и канцлер республики после смерти Аденауэра в 1963-66
гг.

Настоящая книга представляет собой мемуа­ры Людвига Эрхарда, вышедшие в 1957
году под названием Wohlstand fur Alle (Благосостоя­ние для всех). Книга сразу
приобрела всемир­ную известность. Она была отпечатана в русском переводе
типографией “Посева» с помощью из­дательства Condor-Verlag в 1960 году.

Настоящее, второе русское издание пере­печатано с этого издания. Некоторые
стилисти­ческие особенности и анахронизмы перевода, надеемся, не помешают
современному чита­телю воспринять главные мысли автора, не только
ученого-экономиста, но и практического политика, защитника свободного и
ответствен­ного хозяйства, неутомимого в своей полемике с социалистами.

***

Хозяйственная реформа 1948 года в Герма­нии представляла собою на самом деле
две параллельные реформы: денежную реформу и ре­форму цен.

Задачей денежной реформы было избавить­ся от “навеса» обесцененных
денег (Gelduberhang) и создать твердую валюту. Реформа про­водилась в условиях
неопределенности — ника­ких обоснованных вычислений желаемого объе­ма денежной
массы не было. И проводилась она не демократическим путем, а на основании
декрета военных оккупационных властей. В ночь на 21 июня 1948 года старые
рейхсмарки были объявлены недействительными, и введе­ны новые деньги —
дойчмарки. Каждый житель страны получил на руки 40 новых марок (потом к ним
было добавлено еще 20). Пенсии, зара­ботная и квартирная плата впредь подлежали
выплате в новых марках, в отношении 1:1. Что же касается наличности и частных
сбереже­ний, то половину их можно было обменять в отношении 1:10, а половина
была заморожена и позже обменивалась по курсу 1:20. Большая часть прошлых
денежных обязательств пред­приятий пересчитывалась по курсу 1:10; обяза­тельства
банков и учреждений бывшего Рейха были, в основном, аннулированы. Предприятия
получили наличность для выплаты первой зара­ботной платы, но в дальнейшем
должны были существовать за счет продажи своей продукции. Был создан новый
эмиссионный банк — Банк немецких земель — и разработаны правила, регулирующие
его отношения с частными банка­ми, например, размер обязательных денежных
резервов.

Задачей реформы цен, которая вступила в силу через три дня после денежной
реформы, была отмена „принудительного хозяйства» — (Zwangswirtschaft),
упразднение административ­ного распределения ресурсов и контроля над ценами.
Разрегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно, но быстрыми
темпами. Если за денежную реформу отвечали, в существенной мере, оккупационные
власти, то отмена обязательных цен была полностью детищем Людвига Эрхарда и его
хозяйственно­го управления. Проводил он эту реформу во­преки советам
оккупационных властей (кото­рые опасались слишком быстрого перехода к рыночным
отношениям) и вопреки значитель­ным просоциалистическим настроениям в об­ществе.
Правильность политики Эрхарда была вскоре подтверждена на опыте; обоснованию
этой политики в течение ее первого десятилетия и посвящена настоящая книга.

Из книги явствует, что Эрхард был далек от раннекапиталистического,
либералистического понимания государства как „ночного сторожа», который
лишь охраняет рынок. Для него рынок не самоцель, а средство для достижения
социаль­ных целей, в частности, для преодоления клас­совых различий в обществе
и максимального развития творческих сил страны. Свободная частная инициатива и
конкуренция сочетаются с активной ролью государства в хозяйственной жизни. В
идейном смысле, деятельность Эрхар­да протекала не в русле либерализма, и уж
конеч­но, не социализма, а в русле солидаризма. И ес­ли сам он этого термина и
избегает, и говорит о себе лишь как о христианском демократе, то ближайшие его
советники, как Освальд фон Нелль-Брейнинг, термином этим пользовались свободно
(см. Освальд фон Нелль-Брейнинг: „Построение общества». Перевод с
немецкого Р. Н. Редлиха. „Посев-Австралия», 1987,144 стр.)

* * *

Людвиг Эрхард родился 4 февраля 1897 года в городе Фюрт (Бавария), где
окончил реаль­ное училище. Оправившись от тяжело ранения, полученного в Первую
мировую войну, он занял­ся изучением производство-хозяйственных во­просов в
Высшей коммерческой школе в Нюрн­берге. Получив там коммерческий диплом, Эрхард
защитил свою докторскую диссертацию во Франкфуртском университете у проф. Фран­ца
Оппенхаймера, с которым его связывала, вплоть до выезда последнего из Германии,
тес­ная дружба.

В 1928 году Эрхард поступил в „Институт по изучению
хозяйственно-конъюнктурных усло­вий в области германских готовых изделий»
при Высшей коммерческой школе в Нюрнбер­ге и вскоре стал заместителем директора
этого института. Однако, к преподавательской дея­тельности национал-социалисты его
не допуска­ли и в 1942 году ему пришлось институт поки­нуть.

Благодаря авторитету, которым Эрхард поль­зовался в промышленных кругах, ему
была дана частная стипендия на исследовательскую работу, и он объединил вокруг
себя группу сотрудников-специалистов. Группа эта произвела, в частности,
критический разбор национал-социалистической финансовой и денежной поли­тики и
наметила мысли, которые нашли свое осуществление после войны.

С осени 1945 по конец 1946 года Эрхард был министром хозяйства Баварии; в 1947
году — профессором Мюнхенского университета.

Вскоре он возглавил «Особый отдел по вопросам денег и кредита»,
которому была поручена разработка проекта денежной реформы, осу­ществленной
затем оккупационными властями. Весной 1948 года он стал директором Управле­ния
хозяйства Объединенной экономической области (т. е., трех западных
оккупационных зон) и в этой должности провел свою рефор­му цен.

При основании Федеративной Республики Германии в сентябре 1949 года он занял
пост министра народного хозяйства, на котором оставался во всех кабинетах
канцлера Аденауэ­ра. В 1957 году он стал заместителем федераль­ного канцлера, а
после смерти Аденауэра в 1963 году, и до декабря 1966 года, был федеральным
канцлером. Умер Эрхард в 1977 году.

***

Сегодня очевидно, что для обновления рос­сийского народного хозяйства одних
лишь реформ Эрхарда — денежной реформы и введе­ния свободы ценообразования —
будет мало. Потребуется создание независимых от государ­ства учреждений
кредита, развитие независимой от государства структуры собственности, дейст­вующей
в условиях конкуренции; потребует­ся создание „сетки социальной
безопасности», способной защитить тех, кто иначе пострадает от ударов
переходного периода; потребуется создание новой налоговой системы и новой
системы трудового права. Готовых рецептов для решения всех этих задач в книге
Эрхарда, естественно, нет. Тем не менее, знакомство с этой книгой — с
аргументами и опытом автора — необходимо каждому, кто в обновлении отечест­венного
хозяйства будет участвовать.

Русский Фонд по
изучению альтернатив советской политике

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ