Картели как средство преодоления кризисов :: vuzlib.su

Картели как средство преодоления кризисов :: vuzlib.su

55
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Картели как средство преодоления кризисов

Одним из главных аргументов сторонников картелей яв­ляется утверждение, что
экономические объединения типа картелей необходимы для того, чтобы избежать или
по крайней мере ослабить разрушительные последствия кризисов, как конъюнктурных
так и структурных.

Я далек от того, чтобы приписать огулом все экономи­ческие кризисы
распространению картелей, — это было бы, само собой разумеется, глупостью. Но я
также совершенно уверен в том, что попытка при помощи картельных объеди­нений
спастись от кризисов непригодна для народного хо­зяйства в целом и ни в каком
случае к успеху не приведет.

Предложению товара в народном хозяйстве противосто­ит всегда только
покупательная сила определенного объема и поэтому не все могут сразу и
одновременно увеличить сбыт своих товаров. Это было бы практикование волшебной
таблицы умножения. Из соединений картельного типа может вырасти, в первую
очередь, та большая опасность, что от­расли хозяйства, которые должны
удовлетворять неотложные потребности населения, смогут действительно привлечь
большую покупательную силу, чем при свободном рынке. Но выгода этих
привилегированных продавцов постепенно вы­лилась бы в тяжелый ущерб для тех,
чьей продукции проти­востоял бы тогда соответственно меньший объем покупа­тельной
способности.

Все, что говорилось об удовлетворении неотложных потребностей, можно отнести
также ко всем случаям, когда экономическое могущество создает для себя привилегированное
положение при помощи сильных позиций. Сторонники картелей, правда, все время
указывают на необходимость предотвращения экономических катастроф; они
полагают, что в установлении картелями принудительных цен они наш­ли
универсальное средство против такого рода бедствий.

Но такой способ, напротив, препятствует органическому разрешению кризисных
явлений. Если какой-нибудь опреде­ленный продукт является ходким лишь при
определенной цене и в определенном, но для промышленности недостаточ­ном,
количестве, или же, если вследствие изменения характе­ра потребления спрос на
такой продукт снизится, то введе­ние твердых цен ничего не даст. Если сниженные
цены прив­лекают новых покупателей и повышают потребление, а завы­шенные,
напротив, покупателей отталкивают, то тогда кар­тель, который хотел бы
регулировать падение цен и обеспе­чить покрытие себестоимости, может оказать
воздействие только таким образом, что объем продукции искусственно будет
задержан и в то же время себестоимость продукции повысится. Расчет никогда не
сойдется — кризис будет обо­стряться все больше.

Внутренняя закономерность такого образа действий не­избежно приведет ко все
более сильному снижению народно­хозяйственной активности. А если так будут
поступать мно­гие, то мы придем к полному застою рынка и, в конце кон­цов, к
неразрешимому углублению кризисов. Никакие картельные соглашения тогда не
смогут больше оживить конъ­юнктуру и создать условия для восстановления
упавшего производства.

Напротив, при свободном рынке наступление кризисных явлений значительно
затруднено, так как свободные цены в силу своей гибкости как раз и выявляют
всякие колебания и перемены, происходящие на рынке. Конкуренция тогда вы­зывает
к жизни силы, которые стремятся к уравновешиванию и выравниванию.

В свободном рыночном хозяйстве появляющиеся все же напряженные ситуации
излечиваются более органическим путем, а именно благодаря количественной
конъюнктуре, зарождающейся из динамики этого напряжения. Но именно это —
единственный обещающий успех и освобождающий путь для хозяйства и даже для
отдельных предприятий. И если в ходе этого процесса приходится порой
отказываться от прибыли или даже нести убытки, все же беспрестанно
подтверждается, что свободное предпринимательское хозяй­ство обладает почти
невероятной приспособляемостью, и что именно эта «необходимость показать себя
на деле», являет­ся на рынке тем фактором, который гарантирует хозяйст­венный
прогресс и который приводит к тому, что выгода от повышенной производительности
в то же время всегда пой­дет на пользу потребителю, то есть народу в целом. На
осно­вании этих внутренних взаимозависимостей наша политика может с полным
правом называться «политикой социально­го рыночного хозяйства». [14]
Для морального обоснования своего положения предприниматель не может сделать
ничего лучшего, как показать себя готовым нести всю ответствен­ность за риск, а
не бежать в картели, не искать защиты в коллективе. Это более чем опасный путь
для предпринима­теля, когда он стремится уйти от личной ответственности и
заменить ее коллективной. [32]

В столь же малой степени можно оправдать картели с точки зрения социальной
политики, а именно тем, что они якобы имеют целью защиту предприятий и
обеспечение спроса на работу, и что поэтому-де рабочий класс должен быть
заинтересован в таком порядке. В глазах каждого, кто хоть немного может судить
о внутренних взаимосвязях в народном хозяйстве, такое объяснение не выдерживает
кри­тики.

Единственно, что может быть картелями искусственно защищено и обеспечено,
это, — в лучшем случае, — непроиз­водительные рабочие места, с вытекающей из
этого опасно­стью, что все народное хозяйство, в смысле производитель­ности,
закостенеет на мертвой точке, что при международ­ном соревновании может со
временем оказаться роковым; закрывать глаза на эту опасность мы не имеем права,
даже учитывая наши теперешние экспортные излишки.

Такую политику нельзя назвать социальной, ибо она тормозит прогресс и этим
препятствует созданию новых, продуктивных и обеспеченных возможностей для
приложе­ния рабочей силы. [36]
Никогда в истории немецкого хозяй­ства поэтому и не было столько безработных,
как во времена наиболее полного расцвета картелей. Существование карте­лей
всегда оплачивается дорогой ценой — понижением жиз­ненного стандарта.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ