Преодолеть проклятое наследие прошлого :: vuzlib.su

Преодолеть проклятое наследие прошлого :: vuzlib.su

58
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Преодолеть проклятое наследие прошлого

Исходя из такой установки, я стремился к тому, чтобы повсюду, где я
усматривал хоть какую-нибудь возможность успеха, способствовать отказу
националистических госу­дарств от примитивной торговой политики, меняющейся в
зависимости от их отношения к той или иной стране. Чем меньше проявляется
тенденция к использованию обмена то­варами или иными экономическими услугами
между государ­ствами в качестве инструмента государственной политики, тем
меньше и опасность отравления международной атмос­феры. Только такая установка
может освободить внешне­торговую политику от лежащего на ней проклятия
прошлого. При таких условиях на первый план выступают трезвые коммерческие
соображения и может развиваться честное соревнование между отдельными народными
хозяйствами. Осу­ществление этого требования ведет к тому, что отдельные
государства договорным путем отказываются от права одно­стороннего
посягательства на свободный и всеобщий миро­вой экономический порядок.

Особенно Германская Федеративная Республика должна была бы чувствовать себя
обязанной предпочесть такую ус­тановку чисто политическим соображениям. Помимо
прин­ципиальных соображений, в пользу такой установки можно выдвинуть и
политический аргумент — германская экономи­ка в сильной степени зависит от
импортных и экспортных операций. Достаточно вспомнить, что за последние годы в
валовой национальной продукции доля оборота внешней торговли не переставала
расти. Из года в год растет коли­чество ценностей, — то есть произведенных в
Федеративной Республике товаров или оказываемых услуг, — отправляе­мых за
границу в обмен на соответствующие ценности, про­изводимые народным хозяйством
других стран. Как внешней торговле, так и, в особенности, принципу социального
ры­ночного хозяйства, без применения которого рост внешней торговли был бы
немыслим, принадлежит все растущее зна­чение.

Такое положение вещей уже больше не могут оставлять без внимания даже те,
кто еще сегодня думает, что торговую политику следует проводить, не исходя из
нужд экономики или экономической политики, а ради других целей и надобностей.
Было бы прямо уродливой идеей — лишить нашу, столь очевидно успешную,
экономическую политику ее це­лостности и законченности путем отделения от нее
торговой политики. Мы и без того страдаем от дробления политико-экономических
компетенции.

Год

Валовая национальная продукция

Ввоз

Вывоз

Оборот внешней торговли

1948

100

9,9

5,2

15,1

1950

100

12,7

9,3

22,0

1952

100

12,9

13,4

26,3

1954

100

13,3

15,2

28,5

1955

100

14,9

15,7

30,6

1956 1-е полугодие

100

15,5

17,1

32,6

Показанное выше развитие той части валовой нацио­нальной продукции, которую
составляет оборот внешней тор­говли, наглядно подчеркивает то, что нами было по
этому вопросу сказано.

Но читатель ошибется, если выскажет предположение, что приведенные здесь
принципы повсеместно принимаются без спора или возражения. И в Германии в самом
недавнем прошлом имели место бурные дискуссии по вопросу прове­дения этих
принципов в жизнь. Потребовалось приложить всю мою энергию, чтобы
воспрепятствовать передаче торго­вой политики во всем ее объеме воздействию
тех, кто осу­ществляет внешнюю политику. Здесь необходимо еще прове­сти большую
разъяснительную работу. Этот решающий воп­рос поставлен не только в Германии.
Необычайно важно, чтобы все те, кто исповедует идею, охватывающей весь мир, а
потому свободной экономической политики, не щадили труда для того, чтобы во
всех государствах западного мира эти мысли стали воплощаться в действиях и
поступках.

Непосредственный обмен мнениями между ответствен­ными деятелями в политико-экономической
области может особенно способствовать этому. Например, я стою на той точке
зрения, что переговоры о создании «общего рынка», представляющего собой
необычайно важную хозяйственно-политическую проблему, относятся к
непосредственной ком­петенции специалистов, то есть к компетенции министров
хозяйства. Помимо отдельных конкретных поводов для моих поездок за границу,
последние были в большинстве случаев запланированы и проведены, исходя из этой
принципиальной установки.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ