Является ли Европа островом разъединения? :: vuzlib.su

Является ли Европа островом разъединения? :: vuzlib.su

49
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Является ли Европа островом разъединения?

Поскольку мы в политическом аспекте все же вступаем на путь интеграции шести
государств, членов Европейского объединения угля и стали, то мы должны особенно
тщатель­но следить за тем, чтобы либерализация и свобода экономи­ческой
деятельности осуществлялись в этой менее крупной зоне интеграции быстрее, чем
на всем пространстве Запад­ного мира. Ни в коем случае не должно случиться,
чтобы устранение многочисленных перегородок, еще отделяющих друг от друга
отдельные страны в экономическом отношении, было проведено в международном
масштабе быстрее, чем, например, в рамках будущего общего рынка Западной Евро­пы.
Особенно уродливым явлением было бы, если этот Ев­ропейский союз стал бы тогда
островом разъединения.

Эта европейская интеграция, на первых порах в виде та­моженного союза,
представляется нам оправданной нравст­венно, экономически и политически лишь в
том случае, — и принимая при этом во внимание упомянутое требование об
относительно более быстром устранении всего разъединяющего, — если это
объединение с своей стороны не вызовет новых расхождений и трений. Это
означает, что торговая по­литика таможенного союза по отношению к третьим госу­дарствам
должна быть либеральной и не допускать их дис­криминации.

В связи с этим следует упомянуть крайне важную ини­циативу Великобритании
осенью 1956 года, согласно которой предлагалось расширить общий рынок шести
государств ЕОУС и включить в него государства зоны свободной тор­говли стран
Организации европейского экономического со­трудничества (ОЕЭС), (которых тогда
было 16. — Прим. перев.). Мне вполне понятно указание Лондона, что тамо­женная
стена, ограждающая от остального мира предполагае­мый меньшего масштаба
европейский общий рынок не соот­ветствует общим интересам всей Европы. За этой
формули­ровкой скрыты именно те опасности, на которые я только что хотел
указать. Вполне последовательным выводом из этих истин является отказ от
валютно-денежного хозяйства и возвращение к свободнообратимым валютам.
Националь­ная политика, которая еще сегодня окапывается за этой вар­варской
системой преград и ограничений, препятствует на­стоящему и широкому
экономическому и социальному прог­рессу. Это препятствие столь чудовищно, что
лишь незнание действительной взаимосвязанности вещей препятствует всем
свободным людям и свободным народам энергично восстать против такого порядка.

Мы не должны также забывать, что устранением этих ограничений свободы, и
по-видимому именно только этим путем, мы сможем восстановить утраченные основы
настоя­щего общественного строя в лучшем смысле этого слова.

Чем больше мы преуспеваем в том, чтобы люди себя чувствовали свободными
индивидуумами и свою силу и свое достоинство как раз черпали в рамках личной
свободы, тем лучше и благодетельнее будет общественное устройство в целом. Это
общество будет покоиться на более высоких нрав­ственных основах, чем то,
которое нуждается в постоянном создании новых организаций и учреждений, чтобы
совладать с хаосом в лишенном внутреннего единства народном хозяй­стве. Я
охотно беру на себя неблагодарную роль одного из самых яростных глашатаев
свободы. Я поступаю так, исходя из заботы о построении свободного мира и
свободного со­трудничества между народами. Я стремлюсь к честному по­рядку
вещей и в наднациональных рамках. Сюда в первую очередь относится ограждение
человеческой свободы. Мы повсюду должны стремиться к осуществлению принципов об­щественного
порядка, обеспечивающих свободные и истинно человеческие отношения между
людьми, — как в области экономики, так и в области политической жизни. [29]

При этом мы должны заботиться о том, чтобы — как это было до 1914 года — в
наших руках были не только при­менимые на практике методы и орудия; теперь дело
идет о том, чтобы сверх этого мы соединили наши духовные устрем­ления в одном
направлении — на преодоление национально­го эгоизма и протекционизма в новых
формах настоящих и подлинных объединений. Настоящая интеграция духовно и
нравственно поднимает нас на более высокий уровень сотруд­ничества.

Качественная сторона сотрудничества имеет большее значение, чем
количественная. Интеграция и свободная об­ратимость валют не противоположные полюсы,
которые исключают друг друга или такие, когда один полюс может сде­лать другой
ненужным; наоборот, эти устремления дополня­ют друг друга. Например, когда мы
говорим о конкуренции в масштабе общего рынка, то мы под этим понимаем такую
форму сотрудничества, возможность которой подрывается тесными рамками разных
ограничений на пространстве Ев­ропы. Поэтому приходится все время возвращаться
к вопро­су, почему же народное хозяйство разных стран Европы ме­нее доходно и
выгодно, чем американское народное хозяй­ство? [30]

Ясно видимое здесь огромное различие проистекает не из того, что люди в США
гораздо прилежнее и способнее европейцев. Оно является скорее следствием
масштаба эконо­мического пространства, а также результатом большей сво­боды в
экономической деятельности. То и другое приводит к тому, что в США оказалось
возможным достичь большей степени производительности и лучше использовать
человеческие и технические возможности.

Это сравнение должно было бы нам также указать, что следует стремиться к
созданию таких же условий, осуществ­ление которых должно стать общей
европейской целью. Мы должны создавать заново. Мы должны в связи с этим поста­вить
во главу угла новый дух и обосновать солидарность, которая должна слить воедино
усилия народов Европы и их экономики. [31]

Из этих соображений вытекает то, что мы должны ока­зывать предпочтение
функциональной интеграции, сущест­венные особенности которой здесь неоднократно
уже были отмечены. Как и во всех моих хозяйственно-политических соображениях, я
и здесь исхожу из принципа неделимости свободы.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ