§ 111. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ :: vuzlib.su

§ 111. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ :: vuzlib.su

32
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
§ 111. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

.

§ 111. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Теоретически система налогообложения
не должна ме­шать людям распределять свое время и свои ресурсы так, чтобы это
приносило им максимальную выгоду. Налоги, которые удовлетворяют данному
условию, называют нейтральными налогами — т. е. налогами, которые не подрывают
структуру потребительских расходов, производство в фирмах, не толкают индивидов
и фирмы к уклонению от уплаты налогов, не создают излишнего налогового бремени.
Нейтраль­ный налог не толкает человека расходовать больше своих ресурсов на деловые
командировки, на медицинскую по­мощь, уменьшать расходы на питание и одежду
только потому, что командировки или медицинские услуги, напри­мер, не облагаются
налогами, а одежда и продовольственные товары облагаются. Налоги не должны
вынуждать людей и фирмы тратить больше времени и денег на поиски инвести­ционного
приложения своих ресурсов (как это было с актив­ностью вокруг «МММ», «Селенги»,
«Властилины» и других жульнических организаций), что вроде бы снижает бремя
налогов.

§ 111. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ :: vuzlib.su

Идеальной формой нейтрального налога
является подуш­ный налог — единовременный налог на всех индивидов независимо от
уровня потребительских расходов, накоплен­ного богатства и т.д. Он одинаков для
бедных и богатых, старых и молодых. Он действительно нейтрален в том смыс­ле,
как мы его описали, но он, конечно, не выдерживает критики в отношении его
справедливости: нельзя отбирать, может быть, последнее у бедняка или у старика.
Поэтому в налоговых системах объектом налогообложения обычно явля­ются доход,
потребительские расходы, имущество. Но эти налоги (подоходные, на продажи,
имущественный, акцизы) искажают цены производителей, относительные цены, вы­нуждают
людей отказываться от производственной деятель­ности. Они могут создавать
излишнее налоговое бремя — т. е. налоговое бремя, которое превышает необходимое
бремя передачи части доходов в распоряжение государства. Излиш­нее бремя ведет
к снижению экономической эффективности, так как подрывает существенное число
рыночных операций (что снижает доходы индивидов, фирм, а затем — через снижение
налогов — и доходы государства) либо уводит эти операции в теневой сектор
экономики. Все это создает чистые потери — потери. Связанные с сокращением
объема эконо­мической деятельности из-за чрезмерных налогов.

Рис. 20-2

Рис. 20-2 показывает нам распределение
налогового бремени между участниками экономической деятельности. До введения
налога производилось и продавалось Q0 продукции по цене Р0. Вводится налог,
который повышает затраты на Производство и сбыт Рt — Р’t. Кривая S0 сдвигается
на St.

Потребители снижают объем покупок.
Обратите внима­ние, что рыночная цена растет не на Рt — Р’t, а лишь на Рt — Р0.
Таким образом, часть нового налога (Рt — Р0) ложится на покупателя, а другая
часть — на продавца (Рt — Р’t). Треугольник АВС составит чистую потерю для всех
участни­ков. Это потеря от сокращения объема операций и, следо­вательно,
сокращения выигрыша для всех.

В нашем примере бремя нового налога
ложится поровну на продавца и покупателя. Но пропорция распределения зависит от
наклона кривой D. Если наклон кривой D круче (а наклон кривой S более пологий),
то цена, включающая новый налог, увеличится на большую величину. Это возло­жит
более значительную часть бремени на покупателей. Если же наклон кривой D более
плоский, рыночная цена увели­чится в меньшей степени и основное налоговое бремя
ляжет на продавцов.

В 80-е гг. круг макроэкономических
концепций дополнил­ся концепцией сторонников совокупного предложения —
«саплай-сайдерами». Они считают, что между уровнями пре­дельных налоговых
ставок и объемом экономической дея­тельности имеется очевидная взаимосвязь. Чем
выше налого­вые ставки, тем меньше объем деятельности и больше тех, кто
пытается избежать налогообложения, тем больше людей уходит в так называемую
теневую экономику, в нелегальный бизнес. Чем выше предельные ставки, тем более
пологой становится кривая предложения труда. Ставки налогов воз­действуют на налоговую
базу — объем экономической дея­тельности, облагаемый налогами. Между двумя
этими явле­ниями существует обратная связь: чем выше предельные налоговые
ставки, тем уже налоговая база, и наоборот. Сле­довательно, ставки налогов могут
воздействовать на макро­экономическую эффективность.

В любом обществе часть населения,
зарабатывающая вы­сокие и средние доходы, дает казне и основную массу налогов. Вместе
с тем существует заблуждение, особенно подогреваемое политиками-популистами, о
том, что можно основную часть налогов переложить с индивидов на бизнес. Это
неверно. В конечном счете, и налоги на бизнес тоже платятся потребителями.

Налоги в существенной степени
отражают «цену» прави­тельства, вернее, «цену» всей совокупности властей
(деятель­ности властей) в стране. Точнее, такая «цена» включает упущенную
выгоду от ресурсов, затраченных на производство благ, распределяемых властями,
затраты на содержание на­логовой системы, а также уже известное нам излишнее
бремя от налогообложения. Так что расходы властей стоят даже больше, чем-то,
что показывают статьи бюджетных расходов.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ