§ 142. ЗАКОН СРАВНИТЕЛЬНОГО (КОМПАРАТИВНОГО) ПРЕИМУЩЕСТВА :: vuzlib.su

§ 142. ЗАКОН СРАВНИТЕЛЬНОГО (КОМПАРАТИВНОГО) ПРЕИМУЩЕСТВА :: vuzlib.su

16
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 142. ЗАКОН СРАВНИТЕЛЬНОГО (КОМПАРАТИВНОГО) ПРЕИМУЩЕСТВА

.

§ 142. ЗАКОН СРАВНИТЕЛЬНОГО
(КОМПАРАТИВНОГО) ПРЕИМУЩЕСТВА

Выгоды от международной
специализации и торговли совершенно понятны во всех случаях, когда
страны-партне­ры имеют явные преимущества в каком-либо виде производ­ства.
Например, всем известно, что Бразилия производит кофе и обеспечивает им едва ли
не весь мир. Но она импортирует платформы для освоения шельфовых месторож­дений.
Здесь все правильно: в Бразилии кофе производится при меньших затратах
факторных ресурсов, чем в Канаде или в США, но зато Бразилия не смогла бы
произвести платфор­му при тех затратах, которые осуществляют в этих целях в
США. Таким образом, у Бразилии имеется абсолютное пре­имущество в производстве
кофе, а у США — в производстве платформ. Совершенно очевидно, что обе страны
только выиграют, если сосредоточатся на производстве продукции, по которой у
них есть абсолютное преимущество, а затем будут продавать эту продукцию в
другие страны. Абсолютное преимущество в международной торговле — способность
стра­ны А производить благо более эффективно (т. е. с большей продукцией на
единицу применяемых факторных ресурсов), чем это делает страна В. Обладание
такой способностью вовсе не означает» что страна А может успешно экспортировать
данное благо в страну В. При этой ситуации страна В все еще может иметь
сравнительное преимущество по этому же виду блага.

Последнее замечание означает, что
две страны могут в целом получать выгоду от торговли даже в том случае, если
одна из них более эффективна, чем другая, в производстве всех товаров и услуг.
Эта идея впервые была высказана почти 175 лет назад Д. Рикардо. Допустим, что в
двух странах для производства компьютеров и телевизоров применяется толь­ко
один факторный ресурс — труд. При этом страна А имеет абсолютное преимущество в
производстве обоих товаров. Она может производить либо 50 компьютеров, либо 50
телевизо­ров в год. Но вторая страна (В) может производить только 10
компьютеров или 40 телевизоров в год. Может ли страна А при этих первоначальных
условиях торговать со страной В этими товарами?

Да, может. Несмотря на то что страна
А имеет абсолют­ное преимущество и производит оба товара более эффектив­но, чем
страна В, она имеет сравнительное преимущество в производстве компьютеров, но
сравнительное преимущество в производстве телевизоров принадлежит стране В.
Страна А может производить 50 телевизоров, в то время как страна В может
производить только 40 телевизоров. Это означает, что страна А на 25%
эффективнее, чем страна В в производстве телевизоров. Но вместе с тем страна А
в 5 раз эффективнее в производстве компьютеров, чем страна В. Таким образом,
конкурентные возможности страны А более значительны в производстве компьютеров,
чем телевизоров. Страна А имеет очевидное сравнительное преимущество по
компьютерам. Страна А, для того чтобы произвести один лишний компь­ютер, должна
пожертвовать одним телевизором (1 : 1). Но страна В, для того чтобы произвести
один лишний компь­ютер, должна пожертвовать 4 телевизорами (1 : 4). Зато страна
А, для того чтобы произвести один дополнительный телеви­зор, должна отказаться
от одного компьютера (1 : 1), а страна В — лишь от 0,25 компьютера (4 : 1).

Следовательно, у страны В есть
сравнительное преимуще­ство по телевизорам. Поэтому обе страны должны сконцен­трировать
свои усилия: одна на компьютерах, а другая на телевизорах.

Как видно из табл. 27-1, благодаря
специализации и торговле обе страны вместе теперь производят больше и
компьютеров, и телевизоров. Когда каждая страна создает то, что она может
производить лучше других, все страны полу­чают выгоды, потому что больший объем
каждого из благ может быть достигнут без увеличения применяемых фактор­ных
ресурсов.

Таблица 27-1

Страна А

Страна Б

Всего

До специализации

Компьютеры

25

5

30

Телевизоры

25

20

45

После специализации

Компьютеры

40

0

40

Телевизоры

10

40

50

Выигрыш от международной торговли
вполне может быть выражен графически. На рис. 27-1 показаны две кривые произ­водственных
возможностей — А и В. Допустим, что каждая страна имеет 1000 чел.-лет факторного
ресурса. Следовательно, на каждую 1000 чел.-лет страна А может производить 50
теле­визоров и ни одного компьютера (точка A1), либо 50 компью­теров и ни
одного телевизора (точка A2), либо любую комби­нацию на кривой A1 A2. Тот факт,
что кривая А1А2 расположена

Рис. 27-1

выше В1В2 говорит нам об абсолютном
преимуществе страны А, т. е. о способности страны А при том же объеме факторных
ресурсов (1000 чел.-лет) производить больше и телевизоров, и компьютеров, чем
страна В. Но сравнительное преимущество страны А в производстве компьютеров и
сравнительное преиму­щество страны В в производстве телевизоров показано различ­ными
наклонами кривых A1A2 и В1В2. Наклон кривой В равен 4 (0В1 : 0В2 = 4). Это
означает, что в стране В альтернативные затраты на производство одного компьютера
равны затратам на четыре телевизора. Наклон кривой A1A2 равен 1, так что в
стране А альтернативные затраты на 1 компьютер равны затра­там на 1 телевизор
(и наоборот).

Вследствие того, что альтернативные
затраты в двух странах отличаются друг от друга, становится реальной тор­говля
между ними. Позднее мы обсудим вопрос о том, как распределяются выгоды от торговли
между этими двумя странами. А пока мы можем отметить, что из международной
торговли будет исключен компьютер, если он будет стоить меньше, чем один
телевизор, и больше, чем четыре. Если компьютер на мировом рынке будет стоить
меньше, чем один телевизор (альтернативные затраты на компьютер в стране А), то
страна А будет производить свои собственные телевизоры.

Рис.27-2

Но если на мировом рынке компьютер
стоит больше, чем 4 телевизора, то страна В будет производить собственные
компьютеры. Иными словами, для осуществле­ния взаимной торговли норма обмена
между телевизорами и компьютерами должна быть между 4 и 1.

А теперь допустим, что обмен пойдет
по норме 1 ком­пьютер за 2 телевизора. Что же в этом случае выиграют страны А и
В? На рис. 27-1 кривые A1A2 и B1B2 — те же самые, что и на рис. 27-2. Но страна
А может действовать эффектив­нее в условиях обмена. Если пропорция обмена равна
2:1, то страна А будет производить только компьютеры и поку­пать телевизоры в
стране В. При этом кривая потребительских возможностей в стране А будет РA2.
Эта кривая имеет наклон, равный 2 (т. е. каждый проданный компьютер дает стране
два телевизора). Поскольку страна А теперь может выбрать точ­ку на кривой РA2 а
не на кривой A1A2, то ясно, что торгов­ля создает для этой страны новые
производственные возмож­ности.

Аналогично выгодная ситуация
возникает и для страны В. Если она будет производить только телевизоры, то
сможет получить за них 20 компьютеров, и ее кривая по­требительских
возможностей В1Р будет существенно выше ее кривой производственных возможностей
B1B2. Наклон кри­вой B1P тоже составляет 2. Рис. 27-2 показывает нам, что
выгоды от внешней торговли прямо зависят от того, до какой степени мировые цены
(2 телевизора за 1 компью­тер) отличаются от внутренних альтернативных издержек
(4 : 1,1 : 1).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ