ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ :: vuzlib.su

ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ :: vuzlib.su

88
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

.

ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Экономическая система — совокупность
институцио­нальных механизмов (институций), которые управля­ют поведением людей
и обществом в целом. Экономи­ческие системы различаются, следовательно, благода­ря
различиям в образующих их институциях. Сравнительный анализ экономических
систем означа­ет прежде всего изучение их институций.

Рыночная экономика и чистый
капитализм отличают­ся своими институциями, где главную роль играют право
частной собственности на факторы производ­ства, право свободного предпринимательства,
право наследования частной собственности, жесткая защита государством этих
прав, конкурентные рынки товаров и факторов производства, свободное
ценообразование на основе предельных затрат, распределение доходов на основе
предельного продукта фактора.

Идеальная теория капитализма не
оказалась адекват­ной реальному капитализму и реальной рыночной экономике.
Трансакционные затраты, концентрация экономической власти у крупных корпораций,
несо­вершенная конкуренция, неспособность рыночной системы эффективно
обеспечить людей общественны­ми благами, макроэкономическую стабильность — все
это привело к дополнению традиционного набора институциональных рыночных
механизмов новыми институциями, связанными с функциями властей (го­сударства).
Возникла смешанная экономическая систе­ма. Она не отбросила рыночную, а интегрировала
в нее новые институции. Но это еще не решило всех проблем, оставив в повестке
дня проблему обеспече­ния чисто человеческих ценностей, проблему относи­тельной
бедности, проблему неполной занятости про­изводственных ресурсов.

Идеальная теория социализма тоже
оказалась далека от реального социализма. Предложив в теории обще­ственную
собственность на капитал ведущих отрас­лей, на практике социализм допустил
обобществле­ние практически всех факторов производства. Он так­же распространил
обязательное планирование на все виды экономической деятельности. В трудовых
отно­шениях реальный социализм допустил беспрецедент­ное по масштабам
отчуждение работника от результа­тов его труда и лишил его эффективных трудовых
мотиваций. Обещания жесткого учета негативных внешних факторов на практике вылилось
в разруше­ние природной среды.

Было немало активных попыток
внедрения отдельных социалистических идей в институциональную систему
капитализма. Это создало варианты национального опыта рекомендательного
планирования (голландско­го, французского и т. д.), различные по объему и
составляющим частям государственные сектора, по­пытки разнообразных мер по
вмешательству в ценооб­разование, по развитию «государства благосостояния».
Многое из этих попыток устоялось и вошло в инсти­туциональную практику государств
со смешанной эко­номикой. Но многое оказалось нежизнеспособным, и в 80-е гг.
начался отказ от этих не подтвердивших свою эффективность идей.

Возникшая 30 лет назад гипотеза
конвергенции (вза­имопроникновения полезных элементов различных систем) была
основана на двух посылках. Совершен­ствование теории и техники
макроэкономического управления в капиталистических странах привело к тому, что
стали применять аппарат прогнозирования и разработки планов-ориентиров.
Одновременно ухуд­шение экономической динамики в социалистических странах
породило потребность в реформах рыночного типа и надежды на них. Но капитализм
не пошел дальше глубокого совершенствования кредитно-денеж­ной и фискальной
политики, а социализм отбросил любые рыночные реформы. В 80-е it.
социалистическая экономическая система окончательно выявилась как тупиковая, и
начался переход бывших социалистичес­ких стран к смешанной экономике,
подтвердившей свою жизнеспособность во всех западных странах.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ