Виды конкуренции :: vuzlib.su

Виды конкуренции :: vuzlib.su

89
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Виды конкуренции

.

Виды конкуренции

Различают конкуренцию:

1) функциональную (это конкуренция определенного
товара);

2) видовую (по цене и качеству);

3) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

4) внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых
достаточно подробно исследован К. Марксом в томе III «Капитала».

В зависимости от соотношения между количеством
производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных
структур:

а) большое количество самостоятельных производителей
некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара.
Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар
у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара,
его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый
производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с
собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо
существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется по-липолией
и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция означает такое состояние рынка,
когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию
настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная конкуренция — абстракция,
в реальной жизни имеют место элементы «несовершенства» конкуренции. Поэтому
неоклассическая школа (А. Маршалл, Л. Вальрас), основывая свои выводы на
совершенной конкуренции, потеряла свое значение;

б) огромное число обособленных потребителей и малое
количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную
долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так
называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры,
когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный
удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае,
когда рынок представлен относительно большим числом производителей,
предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о
монополистической конкуренции;

в) единственный потребитель товара и множество
самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь
объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей.
Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый
монопсонией (монополия спроса);

г) структура взаимосвязей, где единому потребителю
противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще
не является конкурентной, но также не является и рыночной.

Основные черты различных конкурентных структур представлены
в табл. 7.1.

Таблица 7.1. Основные черты сходства и отличия различных
рыночных конкурентных структур

Основные характеристики рынка

Совершенная конкуренция

Монополистическа я конкуренция

Чистая монополия

Число фирм в отрасли

Очень велико (стремится к бесконечности)

Велико

Одна

Самостоятельность политики

Фирмы действуют самостоятельно, так как предсказать реакцию конкурентов
невозможно

Фирма действует самостоятельно, так как ей не с кем считаться

Барьеры для вступления в отрасль новых производителей

Отсутствуют

Слабые

Непреодолимые

Эластичность спроса на продукцию отрасли

Небольшая

Средняя

Наименьшая

Получение фирмой экономической прибыли

В долгосрочном периоде экономической прибыли нет

Фирма может постоянно получать экономическую прибыль

Соотношение цены и предельных издержек

Цена равна предельным издержкам (Р=МС)

Цена превышает предельные издержки (Р > MQ

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и
недобросовестную.
,

Основные методы добросовестной конкуренции:

• повышение качества продукции,

• снижение цен («война цен»),

• реклама,

• развитие до- и послепродажного обслуживания,

• создание новых товаров и услуг и использование
достижений НТР и т.д.

Основные методы недобросовестной конкуренции:

• экономический (промышленный шпионаж);

• подделка продукции конкурентов;

• подкуп и шантаж;

• обман потребителей;

• махинации с деловой отчетностью;

• валютные махинации;

• сокрытие дефектов и т.д.

Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные
ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей.
Это обеспечивается при условии, когда Р = МС. А так как MR = МС, aAR = P (см.
п. 3 гл. 6), то Р = AR = MR. Фирма максимизирует прибыль в т. ? кривых
предельной выручки MR и предельных издержек МС. Данное положение означает, что
фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор,
пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось
купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения
ресурсов, но и максимальная производственная эффективность

Основным критерием оценки того или иного действия, как
эффективного так и неэффективного, является критерий Калдора—Хикса. Согласно
этому критерию, экономическое действие является эффективным, если положительные
результаты от него в виде потребительского излишка и прибыли производителей
превышают его возможные отрицательные результаты.

Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить
продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену,
соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних
издержек только касается кривой спроса. В условиях совершенной конкуренции цена
спроса является для фирмы заданной величиной. Фирма может продать по этой цене
любое количество товара. Кривая спроса с точки зрения фирмы выглядит как кривая
рыночной цены или MR (см. рис. 7.1). Если бы издержки на производство единицы
продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически
убыточной, и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние
издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекла кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С
одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости —
это проявление центробежных сил. С другой — стремление самих конкурентов
обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о
центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической
солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на
рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции
иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной
борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату
рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм — это не две
различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же
рыночного взаимодействия.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ