Открытая и закрытая экономика :: vuzlib.su

Открытая и закрытая экономика :: vuzlib.su

59
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Открытая и закрытая экономика

.

Открытая и закрытая экономика

В переходной экономике осуществляются процессы трансформации
командной экономики в рыночную.

Открытая и закрытая экономика :: vuzlib.su

Командная экономика — это, как правило, автаркия, т.е.
хозяйственная обособленность, закрытость отдельной страны от мировых
хозяйственных связей. Один из теоретических аргументов сторонников автаркии в
том и состоит, что создание обособленной от остального мира национальной
экономики будто бы предохраняет ее от колебаний мировой экономической
конъюнктуры, а следовательно, и от возможных в связи с этим кризисных явлений,
с их отрицательными последствиями.

Мировой опыт наглядно демонстрирует, что страны с закрытой
экономикой становятся беднее тех, которые участвуют в мирохозяйственных связях,
что они изолированы от новых технологий, идей, иностранных инвестиций и т.д.
Страны с закрытой экономикой стремятся больше продавать, чем покупать на
мировом рынке. К сожалению, сокращение импорта, как правило, приводит к
печальным последствиям для экономики, в том числе и для экспорта данной страны.
Объясняется это следующим:

• во-первых, предприятия-экспортеры зависят от импортных
материалов, которые становятся все более недоступными из-за высоких тарифов или
ограничений (квот);

• во-вторых, стране, вводящей ограничения на импорт,
грозит, что другие государства ответят на это ограничениями на экспорт данной
страны. Введенные импортные барьеры погубят стимулы к экспорту продукции;

• в-третьих, из-за импортных ограничений предприятия
данной страны вынуждены тратить свои ресурсы на производство импортозамещающей
продукции, которая могла бы ввозиться в страну и с меньшими затратами. Отсюда
возможности предприятий наращивать производство продукции на экспорт неизбежно
сокращаются.

Либерализация внешней торговли объективно необходима в
странах с закрытой экономикой, хотя ясно, что их внутренняя промышленность не
сможет конкурировать с поступающей по импорту продукцией. Это на определенном
этапе может вызвать кризис экономики, высокую безработицу и другие беды,
сопровождающие экономический кризис. Такие опасения стояли перед странами
Латинской Америки в 80-е годы, перед Восточной Европой в конце 80 — начале 90-х
годов, с такими же проблемами столкнулась и Россия на рубеже третьего
тысячелетия. И все же присоединение к мировому экономическому сообществу
приносит не только негативные (не секрет, что неконкурентоспособное
производство не выживет), но и позитивные результаты, поскольку страна
вынуждена будет развивать свой экспортный потенциал, что явится фактором
внутренней стабилизации.

Рычагами перехода закрытой экономики к открытой, которые
частично или полностью ликвидируют различные торговые барьеры, могут быть
импортные тарифы, пошлины, налоги на экспорт, импортные квоты, лицензирование
импорта и др.; их правильное сочетание означает либерализацию внешней торговли.

В России либерализация внешней торговли начала
осуществляться в 1992 г.
с принятием ряда правовых актов, фактически отменявших монополию государства на
внешнеэкономическую деятельность. Предприятиям и организациям любых форм
собственности было предоставлено право осуществлять экспортно-импортные
операции, что привело к резкому увеличению числа участников внешнеэкономических
связей.

Либерализация внешней торговли дала возможность посредством импорта
обеспечить хозяйство в целом и население необходимыми товарами и преодолеть
товарный дефицит, доставшийся в наследство от плановой экономики, ограничить
произвол монопольных производителей и существенно расширить сбыт продукции на
внешних рынках для национальных производителей.

Российская экономика, характеризуемая сейчас как переходная
экономика, крайне диспропорциональна и нестабильна. Поэтому ей необходимы все
возможные средства внешнеторгового регулирования, включая защитные
(протекционистские) меры. Но было бы неверным немедленно применять инструменты
жесткой протекционистской политики, ибо это чревато ухудшением отношений со
странами — потребителями российской экспортной продукции и ее кредиторами,
ростом внутренних цен и вполне вероятными бюджетными потерями, да и плохо
согласуется с курсом на формирование открытой рыночной экономики и интеграцию
России в мировую хозяйственную систему.

В конкретных условиях современной России «открытие»
национальной экономики должно быть постепенным, опирающимся на продуманную
структурную политику, при разумном сочетании мер либерализации и
протекционизма.

Неизбежная в будущем реструктуризация внешнеэкономической
деятельности в России затрудняется тем, что необходимо одновременно
поддерживать хотя бы на прежнем уровне действующий топлив-но-сырьевой
экспортный потенциал (по мере расширения внутреннего спроса значение этих видов
экспорта может относительно понизиться) и развивать экспортный потенциал
обрабатывающих отраслей. Крупные инвестиции необходимы также для создания
современных высокотехнологичных импортозамещающих производств.

С учетом конкретного состояния экономики России и ее
теперешнего места в системе мировых хозяйственных связей наибольший эффект для
ее развития может дать комбинированная модель, непротиворечиво сочетающая
применение инструментов проэкспортной и импортозамещающей стратегии. Причем
развитие импортозамещающих производств в этом случае не означает возврата к
автаркии и обособлению от внешнего мира.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ