ГЛАВА 5. ПРОИЗВОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ :: vuzlib.su

ГЛАВА 5. ПРОИЗВОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ГЛАВА 5. ПРОИЗВОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

.

7.1 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОРТФЕЛЕМ ЦЕННЫХ БУМАГ

В целом считается, что в глобальном или международном плане
инвестиции можно осуществлять, используя два подхода: “сверху вниз” и “снизу
вверх”. Первый из них начинается с рассмотрения потенциала эффективности валюты
и в конечном итоге заканчивается отбором конкретных инвестиций, а второй
заключается в отборе отдельных ценных бумаг для заключения сделок до
рассмотрения всех прочих соображений.

Если следовать подходу “сверху вниз”, все начинается с
изучения макроэкономических вопросов (т. е.
изучения рыночных сил, спроса и предложения, политических влияний и
государственных потребностей в бюджете и финансировании). При проведении
экономических исследований изучается огромное количество правительственной
информации и статистики и путем моделирования результатов и выдвижения
предположений по поводу моделей роста делается попытка оценить уровень инфляции
в стране, изменения в денежном обращении, вероятные потребности государства в
финансировании, потенциальные ограничения и направление изменения процентных
ставок, а также вероятное воздействие на международные валютные курсы. В
результате этого исследования выдвигаются предположения по поводу вероятного
изменения цен на облигации и определяется потенциал изменения цен на акции в
сравнении с возможной доходностью.

Поскольку на деле каждый рынок капитала конкурирует со всеми
остальными рынками капитала, следующая стадия — анализ стран. При этом
экономисты делают сравнительный анализ данных по другим странам, поскольку
международные инвесторы стремятся к наивысшей доходности своих инвестиций в
пересчете на свою национальную валюту. Таким образом, следует учесть, что даже
если, например, облигации одной страны имеют доходность 10%, а другой страны —
25%, необязательно, что вторые дают большую прибыль. Вполне вероятно, что
высокая доходность во втором случае направлена на поддержание слабой валюты. В
этом случае может оказаться, что даже более низкая доходность в валюте
инвестора даст большую прибыль. На этом этапе даются рекомендации по поводу
приобретения (или продажи) государственных облигаций.

После того, как при помощи исследования выявлены различные
элементы риска на уровне стран, необходимо уделить внимание анализу отраслей в
рамках каждой страны. Многие отрасли имеют циклический характер. Это значит,
что они проходят через этап реорганизации (или начальную стадию); за ним
следует этап консолидации, этап роста потребления (или поставок); и, наконец,
стадия зрелости, на котором либо наступает насыщение рынка, либо вводятся новые
и конкурентоспособные продукты. Само собой разумеется, что за стадией зрелости
обычно следует еще один этап реорганизации.

В связи с этим предметом инвестиционных исследований здесь
будет этап, на котором та или иная отрасль находится в данный момент и
потенциал роста для отраслей. Кроме того, у разных отраслей циклы имеют разную
продолжительность и приносят разный доход и прибыль на задействованный капитал.
Также рассматриваются действия правительства, например, налоги, субсидии и т. д., альтернативные продукты, затраты на
финансирование, денежные потоки и наличие нового капитала.

После проработки всех этих моментов следующий уровень
исследований — это анализ компаний, при котором изучаются не только все
вышеупомянутые факторы, но также и финансовые аспекты и финансовая и будущая
коммерческая жизнеспособность самой компании. Счет прибылей и убытков, баланс,
анализ денежных потоков и отчет директоров содержат важный материал для этого
этапа программы анализа. Пожалуй, самый важный элемент в этом анализе — это
результаты деятельности компании в прошлом и качество руководства, а также
прогнозы на будущее по поводу деятельности компании и качества руководства. Как
видно из предыдущих замечаний, этот уровень является отправной точкой для
подхода “снизу вверх”.

Что касается анализа продуктов для инвестирования,
считается, что в целом имеется два четких подхода к конкретному отбору:
технический и фундаментальный анализ. Последний проводится на основе уже
упомянутых факторов. Доступные подробные финансовые показатели используются для
расчета широкого спектра коэффициентов. Исходя из этих коэффициентов аналитик
определяет ряд норм прибыли и роста и может оценить в цифрах будущую доходность
компании. Самый важный из отслеживаемых коэффициентов — это отношение цены к
доходу на акцию (Р/Е). Он представляет собой число
лет, за которое компания сможет окупить (с точки зрения прибыли) цену своей
акции. Чем выше значение этого коэффициента, тем больше должна быть уверенность
инвесторов в перспективах компании на будущее.

В техническом анализе используется графический и
математический подход к анализу изменения цен в прошлом. Этот подход
основывается на базовом предположении, что модели изменения цены повторяются и
различимы. Здесь требуется сбор и изучение огромного объема данных. Затем цены
изображаются графически с использованием графика с осями х и у для характеристик цены и времени. По сути,
технические аналитики занимаются поиском тенденций (“трендов”)
и поворотных моментов в этих трендах. Также
важно изучить степень изменчивости (крайние значения изменения цены за
определенные промежутки времени) и то, что известно под названием “среднее
скользящее значение” (т. е. придание более поздним
ценам большего веса по сравнению с более ранними).

Существенные различия в этих двух подходах заключаются в
следующем: технический анализ исходит из того, что история цен имеет важнейшее
значение для определения вероятных будущих цен, в то время как фундаментальный
анализ основывается на расчете будущей стоимости (и ее дисконтировании до
текущей стоимости), исходя из убеждения, что то, что происходило раньше, не
оказывает влияния на вероятные будущие цены. И хотя эти подходы диаметрально
противоположны, в практике торговли фундаментальный анализ, как правило,
используется для принятия долгосрочных инвестиционных решений, а технический —
для определения времени осуществления инвестиции (покупки или продажи).

СТРУКТУРА ПОРТФЕЛЯ

Структура портфеля полностью зависит от требований к
инвестициям выгодоприобретателя (бенефициара)
портфеля. Подход к созданию портфеля и консультированию по вопросам инвестиций
формируется с учетом потребностей, целей и требований бенефициара.

Наиболее важные факты, которые необходимо определить с
самого начала, это: хочет ли или нуждается ли клиент в регулярном доходе от портфеля;
хочет ли он, возможно, по соображениям личного налогообложения, иметь только
прирост капитала и не иметь других доходов; хочет ли он прироста капитала в
краткосрочном или долгосрочном плане; есть ли у него или собирается ли он иметь
какие-либо краткосрочные капитальные обязательства (этим может определяться
объем близких к наличности активов в портфеле); хочет ли он иметь сочетание
дохода и прироста капитала или, возможно, небольшой постоянный доход от
портфеля; и будут ли установлены какие-либо инвестиционные лимиты или
ограничения по странам, валютам, секторам, типам компаний, типам продуктов и т.
д., которые необходимо учесть. Наконец,
управляющий должен выяснить отношение клиента к риску, например, хочет ли он
портфель с низкой, средней или высокой степенью риска.

При любом портфеле почти наверняка будет необходимость в
некоторой сумме денег на депозите. Этим преследуются две цели.

• Если клиенту срочно потребуются средства, управляющему его
инвестициями не понадобится продавать ценные бумаги, особенно если на рынке в
данный момент не очень благоприятная ситуация, и

• Если управляющий найдет ценную бумагу, которую он особенно
хотел бы приобрести (возможно, новый выпуск), опять же ему не придется
продавать другие бумаги.

Далее, в качестве своего рода защитного механизма, в
портфель, скорее всего,
войдут облигации. Это будет часть портфеля с низкой степенью риска, которая
также будет приносить доход и, возможно, небольшой прирост капитала в
долгосрочном плане.

В более крупных портфелях может также находиться
недвижимость (т. е. здания), поскольку за
исключением конца 80-х и начала 90-х годов цены на недвижимость на рынках
капитала постоянно росли. Этот актив может приносить определенный доход (т. е.
арендную плату), а также средне- и долгосрочный прирост капитала.

Если двигаться вверх по шкале риска, следующая часть
портфеля, возможно, будет состоять из долевых ценных бумаг (обыкновенных
акций). Здесь может иметься ряд различных компаний из разных отраслей, что
должно обеспечить разнообразную смесь из качественных бумаг, приносящих
долгосрочный доход, и более рисковых акций, выпущенных для оздоровления
компании, и акций новых выпусков.

Производные инструменты также нередко используются в
портфеле. В некоторых случаях — для снижения риска, т. е. покупка опционов пут; продажа опционов колл (для получения дополнительного дохода); или
использование фьючерсов для защиты позиций (вместо того, чтобы продавать акции
и платить налоги) или для переключения с одного
класса активов на другой (также называется распределением средств по классам
активов).

Производные инструменты могут также включаться для повышения
степени риска за счет эффекта финансового рычага для части инвестиционного
портфеля.

В каждую из вышеперечисленных групп могут войти не только
национальные, но также и зарубежные ценные бумаги.

В целом, хотя результат во многом зависит от целей клиента,
типичный портфель может состоять из следующих инвестиций:

4

Денежные средства на депозите 4%

2

Облигации с фиксированным доходом (включая конвертируемые) 20%

1

Недвижимость (здания) 10%

4

Акции национальных компаний 40%

2

Акции зарубежных компаний 26%

1

Итого 100%

Примечание: производные инструменты включены в
соответствующие разделы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что означает подход к инвестированию “сверху вниз”?

2. Почему международные инвесторы не всегда покупают
зарубежные государственные облигации с самой высокой доходностью?

3. Опишите основные различия между техническим и
фундаментальным анализом.

4. Какие основные факторы нужно определить прежде, чем
формировать инвестиционный портфель клиента?

5. Опишите простую структуру инвестиционного портфеля.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ