5.0 ВИДЫ ПРОИЗВОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ :: vuzlib.su

5.0 ВИДЫ ПРОИЗВОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ :: vuzlib.su

45
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


5.0 ВИДЫ ПРОИЗВОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

.

Часть II: Законодательные и регулятивные основы
функционирования рынка ценных бумаг в России — ВВЕДЕНИЕ: РАЗВИТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ
БУМАГ В РОССИИ И ЗАДАЧИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Рынок ценных бумаг в России начал свое формирование в первой
половине 1991 г.
после принятия известного Постановления Совета министров РСФСР ¹ 601 от 25
декабря 1990 г.
“Об утверждении Положения об акционерных обществах”. Для этого — первого —
этапа были характерны такие процессы, как появление первых открытых АО,
появление государственных облигаций на биржевых торгах, создание сотен бирж,
начало функционирования первых инвестиционных компаний и др. К концу этого
этапа в основном было закончено формирование первичной нормативной базы
развития рынка ценных бумаг. Постановление Совета министров РСФСР ¹ 78 от
28 декабря 1991 г.
“Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах
в РСФСР” на 5 последующих лет стало основным документом в этой области (за
исключением приватизируемых предприятий).

Основными формальными вехами его второго этапа развития РЦБ стали система приватизационного законодательства
1992—1994 гг. и создание и развитие организованного рынка государственных
ценных бумаг в 1993-1995 гг.

Наибольшее влияние на развитие рынка в 1992—1994 гг оказал Указ Президента РФ ¹ 721 от 1 июля 1992 г. “Об организационных
мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений
государственных предприятий в акционерные общества”. Технология чековой
(ваучерной) приватизации стала в свою очередь решающей для развития
инфраструктуры рынка ценных бумаг.

По имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в
России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое и даже
политическое развитие страны. Так, расширение рынка государственных
краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) в 1994 году позволило в определенной
мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывавших негативное
воздействие на курс рубля к доллару и на темпы инфляции.

Увеличившийся размер сбережений населения вызвал к жизни
значительное количество эмитентов, хотя и крайне низкой степени надежности,
ориентированных на работу с населением. Также в 1994 г. впервые началось
использование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей. 1994 год
ознаменовался также осуществлением первых крупных вложений иностранных
инвесторов в акции российских приватизированных предприятий.

Таким образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных
сдвига: во-первых, резко увеличилось предложение ценных бумаг вследствие
интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия акций приватизированных
предприятий, государственных ценных бумаг, а также активизация компаний,
аккумулирующих средства населения), и, во-вторых,
резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных
инвесторов, формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями
долгосрочного характера, которые могут быть инвестированы в том числе в ценные
бумаги, а также притока на рынок средств банков и других финансовых структур в
результате снижения прибыльности операций на валютном и кредитном рынках ).

С окончанием реализации модели массовой приватизации (1992—
1994 гг.) в России завершается в значительной мере количественный этап
институциональных преобразований. Его важнейшим итогом стало формирование новых
экономико-правовых механизмов и институциональных структур:

корпоративного сектора экономики (свыше 50 000 зарегистрированных АО) ;

биржевого и внебиржевого рынков корпоративных ценных
бумаг, включая инфраструктуру торговли и вторичный рынок акций
приватизированных предприятий;

системы (пока переходной, но уже довольно мощной)
институциональных инвесторов;

социального слоя, который даже с учетом его крайней неоднородности
и недостаточной правовой защищенности можно назвать слоем собственников (около
40 млн. акционеров по итогам массовой приватизации).

Эти факторы в значительной степени определили и последующую
динамику рынка. В результате столь быстрого роста рынка потребности эмитентов и
инвесторов переросли те возможности, которые предоставляет инфраструктура
рынка. Если в 1992—1993 гг. можно было говорить о том, что развитие
инфраструктуры опережало развитие рынка в целом, то в 1995—1996 гг. ситуация
поменялась на обратную. Быстрое развитие рынка также поставило в качестве
одного из ключевых вопрос о создании новой нормативной базы.

Для современного этапа развития рынка ценных бумаг
характерны следующие основные признаки:

• появление в 1994—1997 гг. законодательной и нормативной
базы, определяющей институционально-регулятивные аспекты функционирования рынка
ценных бумаг в России;

• позитивные качественные изменения 1994—1997 гг., связанные
с развитием инфраструктуры — около 200 лицензированных регистраторов, 6
лицензированных депозитариев и подготовка к созданию центрального депозитария,
создание и развитие Российской торговой системы, формирование системы
саморегулируемых организаций участников рынка);

• общие благоприятные тенденции и значительные резервы в развитии
ликвидности и капитализации рынка, возрастание стабильности рынка;

• вступление в силу в 1996 г. законов РФ “Об акционерных обществах” и
“О рынке ценных бумаг”.

Следует также принять во внимание пока еще формирующийся и
промежуточный характер национальной модели как рынка ценных бумаг, так и
корпоративного управления (контроля), поэтому любые окончательные выводы
относительно типа национальной российской модели пока невозможны. Тем не менее
уже сегодня очевидно, что в России идет процесс интенсивного формирования
собственной модели рынка, которая должна вобрать в себя все лучшее, что уже
создано в мире.

Такой подход к развитию российского рынка ценных бумаг, в
частности, предусматривается в Концепции развития рынка ценных бумаг в
Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации
¹ 1008 от 1 июля 1996 г.
“Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации”.

Исключительно важная роль рынка ценных бумаг для мобилизации
и предоставления российской экономики инвестиционных ресурсов обусловливает
необходимость активной и целенаправленной политики государства в отношении
развития рынка ценных бумаг, формирование модели регулирования рынка, которая
будет адекватна конкретным условиям российской экономики, национальным
интересам и традициям.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ