Заключение :: vuzlib.su

Заключение :: vuzlib.su

16
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Заключение

.

Заключение

Духовный компонент является в жизни человеческого
психосоматического организма, более важным, чем физический.

А. Тойнби, 1971

Если бы миром правили нужда и голод, то обездоленные
незападные народы давно должны были бы выйти к высотам трудолюбия и успеха. Но
нужда лишает человека и народы, как надежды, так и воображения. А голод делает
их безучастными.

В глубинной своей сути ход мировой истории определяется
скорее действием на исторической сцене патетического начала, все великое в мире
создано не голодной, рвущейся к выживанию толпой, а распространяющимся в
народные глубины пафосом. Воистину, вначале было слово. Две великие идеи, два
типа мобилизации морального и этического чувства, два вида пафоса (понимаемого
как нематериальный преобразователь общественного сознания и общества в целом) —
пафос красоты (в самом широком смысле) и пафос справедливости являются
подлинными движущимися силами истории.

Первая идея, на алтарь которой легли миллионы человеческих
жизней — это идея свободы, ядро пафоса красоты и величия, неограниченной
самореализации личности, своего народа и всего человечества. Именно свобода
раскрыла богатство возможностей человеческой личности, создала досуг и
достаток, материальное могущество, расцвет искусства у нуждающегося в патетике
созидания, в высшем духовном стимуле человечества, его «божественное
парение». Эта идея освободила личность и направила ее энергию на освоение
мира, на высшие порывы человеческого духа, на создание государств, на подвиги,
на удовлетворение любопытства, на открытия и самореализацию. Такова природа
человека — высокое влечет его.

Но высокое в истории часто жестоко. Устроители империй,
созидатели столиц, творцы нового нередко строили на костях. Народы — победители
несли тьму побежденным. Пафос красоты сталкивался с инстинктом самосохранения,
возбуждая пафос справедливости. Поэтому столь же неистребимо, как и первая,
владеет человечеством вторая идея, могущественный пафос справедливости,
стремление человека, народа и человечества к равенству и честному выбору.
Такова природа человека: несправедливость вызывает праведный гнев.

Пафос справедливости не знает границ — ни этнических, ни
географических, что доказали, в частности, мировые религии, распространившиеся
во времена кризиса справедливости на необозримые просторы.

Идея справедливости показала свою необоримость. Она
сокрушила государства и целые цивилизации, она вела за собой героев и
мучеников, праведников и революционеров. Она дала основания всем мировым
религиям и главным политическим учениям, она породила науки об обществе и
могучие социальные теории.

Разумеется, то, что кажется справедливым одному, может вовсе
не казаться таковым другому, но у пафоса справедливости есть свои аксиомы:
поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой; все люди равны
и наделены своим создателем некоторыми неотъемлемыми правами, среди которых —
жизнь, свобода, возможность счастья; благополучие одного не может строиться на
несчастьи многих.

Посмотрим же на проблему мирового развития, на отношения
Запада и незападных стран с точки зрения двух видов человеческого пафоса.

Запад олицетворяет для большинства населения Земли пафос
красоты: достойные человека условия жизни, пик мировой науки, щадящая человека
экология, условия для творчества и стремление к красоте. Это — мир впечатляющих
человеческих свершений.

Пафос красоты Запада создал у всех народов земли прозападные
элиты, ориентирующиеся на его высшие гуманитарные достижения. Эти элиты оказали
самое существенное влияние на динамику развития всех современных государств.
Некоторые из них, такие как Россия и целый ряд восточноевропейских стран
исполнены ныне решимости так изменить свою традиционную сущность, так
перестроить свое общество, чтобы попросту стать частью Запада. Важно в данном
случае отметить массовый характер этого наваждения, симпатии, преклонения.

Лидерство Запада «создало» проблему модернизации
для остального мира — необходимость следовать за Западом, стремление достичь
уровня его развития, присоединиться к его фронтальному овладению наукой как
мировой производительной силой. Оказалось, что модернизация — это, с одной
стороны, триумф человеческого гения, поднявшегося над равнодушной и жестокой
природой, апофеоз усилий человечества в преодолении времени и пространства. С
другой стороны, это — гигантская драма ломки вековых традиций, изменение
исторически выработанной системы ценностей.

Мы пересекаем исторический перекресток. Понятию одной модели
мира (с центром и периферией) начинает противостоять другая модель, в которой
прежде спрятанные за битвой Запада и Востока межцивилизационные конфликты
выходят на поверхность. После пятисот лет мирового лидерства Запада мы могли бы
ожидать наступления эры мировой взаимозависимости, но процесс этот встречает на
своем пути чрезвычайные сложности. Вызов Западу, брошенный пятьсот лет назад,
бесконечно ускоривший планетарный прогресс, встречает противодействие не только
со стороны косности и обскурантизма, но и в лице традиций, обычаев, религий,
самобытного менталитета, родовой морали, первооснов мышления. В этом
объективная трагичность исторического процесса. Каково место России в этом
процессе? Западные основы нашего культурного кода велики, но дает о себе знать
и евразийский искус. Пафос красоты справедливо влечет страну на Запад, но пафос
справедливости устанавливает свои коррективы на этом пути. Нам предстоит
испытать все трудности реализации догоняющей модели развития. Потребуется
мобилизация всех духовных и душевных сил страны, чтобы не противопоставить устремления
справедливости объективным потребностям общенационального строительства.

В пылу строительства жизненно важно не потерять
самоуважения, того уважения к отечеству, которое позволяет ему сохраняться уже
тысячу лет. Того самоуважения, о котором с таким чувством писал перед изгнанием
один из ее бесчисленных отвергнутых сыновей, вспоминая лицо своей родины.

Лицо России «в золотых колосьях ее нив, в печальной
глубине ее лесов. Оно в звуках Глинки и Римского-Корсакова, в поэмах Пушкина, в
эпопеях Толстого. В сияющей новгородской иконе, в синих угличских церквях… В
«Слове о полку Игореве» и в «Житии протопопа Аввакума». Оно
в природной языческой мудрости славянской песни, сказки и обряда. В пышном
блеске Киева, в буйных подвигах дружинных витязей, «боронивших Русь от
поганых». В труде и поте великоросса, поднимавшего лесную целину и
вынесшего на своих плечах «тягло государево». В воле Великого
Новгорода и художественном подвиге его. В одиноком трудовом послушании и
«умной» молитве отшельника-пахаря, пролагавшего в глухой чаще пути
для христианской цивилизации. В дикой воле казачества, раздвинувшего межи для
крестьянской сохи до Тихого океана. В гении Петра и нечеловеческом труде его,
со всей семьей орлов восемнадцатого века, создавших из царства Московского державу
Российскую. В молчаливом и смиренном героизме русского солдата-мученика,
убелившего своими костями Европу и Азию ради прихоти своих владык, но и ради
целости и силы родной земли. Оно в бесчисленных мучениках, павших за
свободу» .

История учит по аналогии, позволяя извлекать полезный опыт
из сопоставления последствий сходных исторических ситуаций. Но для каждой
отдельной страны, для нашей в данном случае, обязанностью каждого поколения
является определение тога, что может быть сопоставлено, и какие обстоятельства
позволяют проводить исторические параллели, За пятьсот лет деятельных контактов
России с Западом проявили себя схемы межевропейского сближения идеи ухода на
восток — в евразийство, принципы общеатлантического объединения. И, хотя
накоплен грандиозный опыт, все три дороги открыты для России. Ее выбор будет
зависеть от типа избранной ею модернизации, от степени активности
интеллигенции, от позиции внешнего мира, но, прежде всего, от национального
самосознания, которое обязано сделать вывод из пятисотлетнего опыта.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ