ООН :: vuzlib.su

ООН :: vuzlib.su

13
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ООН

.

ООН

Программу более скоординированной
внешней политики необходимо обосновать также более подробно. Необходим все­мирный
альянс демократических стран, сотрудничающих в со­действии принципам открытого
общества. Они могли бы уста­новить нормы взаимоотношений между государством и
об­ществом, которые охватывали бы такие области, как свобода информации,
свобода объединения, надлежащие правовые процедуры, прозрачность
государственных закупок и т.п. Чле­ны альянса обязались бы придерживаться этих
норм. Альянс мог бы включать кандидатов в члены, которые пока еще не
соответствуют этим требованиям в полной мере, но поддер­живают их в качестве
желательной цели. Можно надеяться, что члены и кандидаты в члены коалиции открытого
общест­ва составят в ООН большинство. А если так, то ООН можно было бы реформировать,
так как именно в ней могло бы гос­подствовать право большинства. ООН могла бы
функциони­ровать скорее как парламент и стать значительно более эф­фективной,
чем в настоящее время.

Важно понять, что ООН может и чего
она не может сде­лать. Ей присущи принципиальные изъяны, как и любой че­ловеческой
конструкции, но, поскольку речь идет о междуна­родных институтах, она
фактически обладает значительным потенциалом. Она располагает четырьмя
основными элемен­тами: Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей, Сек­ретариатом
и рядом специализированных учреждений — Про­граммой развития ООН, Организацией
промышленного раз­вития ООН, Организацией Объединенных Наций по вопро­сам
образования, науки и культуры и т.д. — но лишь немногие из них функционируют
достаточно эффективно. Назначения производятся по настоянию государств, а не по
заслугам пред­ставителей. Уволить должностное лицо трудно, но еще труд­нее
закрыть организацию, когда ее миссия исчерпана. Эти особенности и принесли ООН
дурную славу

Бюрократические структуры неизменно
в большей степе­ни заинтересованы в самосохранении, чем в выполнении своей
задачи. Когда же бюрократический аппарата подотче­тен не одному хозяину, а всем
членам ООН, он не поддается контролю в принципе. Следует признать, что
ассоциация го­сударств, каждое из которых руководствуется собственными
интересами, плохо подходит для осуществления исполнитель­ных функций, связанных
с достижением всеобщего блага. В той мере, в какой существуют подлежащие
отправлению исполнительные функции, их необходимо поручать назначен­ным
должностным лицам, отвечающим за свои действия. Они могут быть подотчетны, в
зависимости от функции, перед Ге­неральным секретарем или Советом директоров,
назначаемым Генеральной Ассамблеей, или, как это было в Бреттон-Вудсских
институтах, — перед теми, кто предоставляет средства.

Совет Безопасности — это удачно
задуманный орган, и он мог бы быть эффективным в деле сохранения мира, если бы
между его постоянными членами существовало согласие. Окончание холодной войны
давало Совету Безопасности воз­можность функционировать так, как это было
первоначально задумано, но в ситуации с Боснией, как мы видели, не могли
договориться между собой три западных постоянных члена — США, Великобритания и
Франция. Образование коалиции стран открытого общества призвано предупредить повторе­ние
такой прискорбной ситуации. Непостоянные члены так­же могли бы проявить больше
сплоченности, если бы отбор ограничился приверженцами коалиции открытого
общества.

Сегодня Генеральная Ассамблея
представляет собой гово­рильню. Она могла бы превратиться в законодательный
орган, разрабатывающий законы для нашего мирового сообщества. Ассамблея
суверенных государств, возможно, плохо подходит для осуществления
исполнительных функций, но она превос­ходно удовлетворяет требованиям,
предъявляемым к междуна­родному законодательному органу. Законы будут действитель­ны
лишь в тех странах, которые их ратифицировали, но члены коалиции открытого
общества обязались бы автоматически ра­тифицировать законы в случае, если бы их
добровольно рати­фицировало квалифицированное большинство. Потребуется четко
определить, что считать квалифицированным большин­ством. Возможен тройной критерий,
а именно — две трети стран, две трети населения и две трети бюджета ООН.
Страны, которые не придерживаются обязательства соглашаться с ре­шением
квалифицированного большинства, подлежали бы ис­ключению из коалиции открытого
общества. Таким путем мож­но было бы создать совокупность международных
правовых норм без того, чтобы был нарушен принцип национального су­веренитета.
Генеральная Ассамблея могла бы решать, какие законы необходимы и как их
проводить в жизнь. Международ­ный уголовный суд — это шаг в нужном направлении.
Тот факт, что США — главный противник суда, показывает, насколько радикально
должна измениться позиция США, чтобы можно было обеспечить верховенство закона
на международной арене.

Генерального секретаря могла бы
назначать коалиция от­крытого общества. Он ведал бы Секретариатом, который на­правлял
бы законотворческую деятельность Генеральной Ас­самблеи. Его положение примерно
соответствовало бы вы­борному лидеру демократической партии. Учитывая резко воз­росшие
полномочия, было бы желательно, чтобы его можно было сместить в любое время,
когда он лишается доверия ко­алиции открытого общества.

Имеется много исследований и предложений
по реформи­рованию ООН, но ни одно из них пока не принято. Един­ственный путь
осуществить перемены заключается в созда­нии давления со стороны общественного
мнения, особенно в США. Идея открытого общества представляется реалисти­ческой
именно потому, что демократические правительства ре­агируют на требования своих
граждан. Но сначала люди дол­жны проникнуться идеей открытого общества.
Надеюсь, что моя книга будет способствовать достижению этой цели.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ