Теория институтов и институциональных изменений :: vuzlib.su

Теория институтов и институциональных изменений :: vuzlib.su

119
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Теория институтов и институциональных изменений

.

Теория институтов
и институциональных изменений

В конце 1980-х —
начале 1990-х годов американский ученый Дуглас Норт, ставший впоследствии
лауреатом Нобелевской премии по экономике, опубликовал целую серию работ,
имеющих непосред­ственное отношение к обоснованию роли и принципов функциони­рования
организаций. По мысли Норта, рынок — это сложное и неод­нозначное явление. Он
представляет собой структуру, охватывающую различные институты: законы, правила
игры и, что наиболее важно, определенные кодексы поведения, типы отношений и
связей. Инсти­туты, согласно Норту, — это набор правил, процедура соответствий,
моральное и этическое поведение индивидуумов в интересах макси­мизации дохода.
Институты — это разработанные людьми формаль­ные (законы, конституции) и
неформальные (договоры и доброволь­но принятые кодексы поведения) ограничения,
а также факторы при­нуждения, структурирующие их взаимодействие. Все вместе они
об­разуют побудительную структуру общества и экономики. Институци­ональное
развитие экономики происходит под влиянием взаимодей­ствия между институтами и
организациями, когда первые определя­ют «правила игры», а вторые являются
«игроками». Новые институ­ты, согласно Норту, появляются, когда общество
усматривает возмож­ность получения дохода, который не может быть получен в
условиях сложившейся институциональной системы. Иными словами, если
производственные факторы предоставляют возможность увеличения дохода, а
институциональные — этому препятствуют, то велики шан­сы возникновения новых
институтов.

Норт показал, что
организационные факторы играют более важ­ную роль, чем технические, поскольку
ведут к изменению институ­тов, которые, в свою очередь, оказывают существенное
влияние на развитие экономики. Технические изменения и другие считающиеся
важными факторы экономического развития рассматриваются Нортом как
недостаточные: являясь составляющей процесса роста, сами по себе они не могут
его объяснить. Ключом к экономическому росту является эффективная организация
экономики. В своих работах Норт ставит фундаментальный вопрос: почему некоторые
страны богаты, а другие — бедны. И отвечает: «Институты создают базовые
структуры, с помощью которых люди на протяжении всей истории добились по­рядка
и таким образом снизили степень своей неуверенности. Исполь­зуя технику, они определяют
стоимость операций и преобразований и, следовательно, рентабельность и
обоснованность экономической активности».

Крупные
институциональные изменения происходят медленно, так как институты являются
результатом исторических перемен, формирующих индивидуальное поведение. Чем
выше институцио­нальная неуверенность, тем выше становятся затраты по
операциям. Отсутствие возможности заключать контракты и вступать в другие обя­зывающие
институциональные отношения является причиной эко­номической стагнации. Норт в
своих работах выдвигает фундамен­тальные вопросы о связи экономических
изменений, технического развития и институциональных условий.

В книге
«Институты, институциональные изменения и функцио­нирование экономики»,
опубликованной на русском языке в 1997 г., Норт, развивая свою теорию,
пересматривает понятие рациональнос­ти. Он делает особый акцент на двух
концептуальных проблемах: одна из них возникает при восприятии человеком мира с
его множеством фактов, другая — при сортировке этих фактов по важности и
расчете оптимального выбора. Анализ ведет к глубокому пониманию роли институтов
в решении этих проблем.

Принципиальное
значение и актуальность сохраняют выводы из теории новой институциональной
экономики, сформулированные Нортом. Главное состоит в том, что чрезвычайно
трудно, да и практи­чески недостоверно анализировать переход от плановой
экономики к рыночной без институционального подхода к проблемам и событиям.
Суть выводов сводится к следующему.

1. Если законы
могут быть изменены в течение короткого времени, то неформальные нормы меняются
постепенно. Именно такие нормы создают легитимную основу для действия законов,
а революционные изменения последних часто приводят к результатам, отличающимся
от ожидаемых. Страны, которые принимают законы, при годные для дру­гих
экономических условий, для других неформальных норм и побуди­тельных факторов,
приобретают совсем не то направление развития, что имеют государства, откуда
эти законы заимствованы.

2.
Функционирование экономики в значительной степени опре­деляется государственным
устройством, формирующим экономичес­кие законы, создающим и обеспечивающим
эффективные права соб­ственности и влияющим на политику развития. При этом
существует объективная необходимость соблюдения определенных условий: а) по­литические
институты сохраняют стабильность, если их поддержива­ют организации,
заинтересованные в их неизменности; б) для успеш­ного осуществления реформ
необходимо изменение институциональ­ной системы; в) модификация норм поведения,
поддерживающих и легитимизирующих новые законы, является длительным процессом,
и при отсутствии такого побудительного механизма государственное устройство не
может быть стабильным; г) в долгосрочной перспекти­ве экономический рост
требует разработки законов и правил; д) не­формальные ограничения иногда (но в
краткие периоды) могут обеспечивать экономический рост даже при неблагоприятных
или нестабиль­ных законах.

3. Эффективные
политико-экономические системы формируют гибкие институциональные структуры,
способные переживать шоки и перемены и являющиеся фактором успешного развития.
Однако формирование этих систем является результатом длительного процес­са;
создание же эффективных систем, рассчитанных на краткосроч­ную перспективу,
требует в каждом случае специальных исследовании и разработок.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ