Современные направления теоретических разработок :: vuzlib.su

Современные направления теоретических разработок :: vuzlib.su

111
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Современные направления теоретических разработок

.

Современные
направления теоретических разработок

На переднем крае
теоретических разработок, имеющих большую практическую значимость, в настоящее
время оказались направления, которые в наибольшей мере отражают изменившиеся
условия функ­ционирования организаций. Это вызвано и ориентацией на новейшие
технологии, и проблемой рисковых инвестиций, и способами высо­копродуктивного
ведения хозяйства, и прогнозированием потреби­тельского спроса и поведения
конкурентов, и господством стратеги­ческого подхода в управлении. Среди
основных направлений теоре­тических обобщений и разработок можно назвать
следующие.

1. Реинжиниринг,
или перестройка на современной информацион­ной и технологической основе
организации производства и управле­ния. Это и теория, и методы комплексного
оздоровления корпораций, управленческого ренессанса с охватом и реконструкцией
всех без ис­ключения элементов, в том числе систем человеческих мотиваций и
стимулов. В рамках этого направления рассматриваются и новые им­пульсы
повышения эффективности, связанные с сокращением раз­меров и оптимизацией
хозяйствующих субъектов, и потенциал мат­ричных структур, органически
сочетающих линейное и программное руководство, и возможности деятельности
комплексных целевых ко­манд, и многое другое. Управленческий механизм фирмы
настраива­ется на овладение рынком — анализ его емкости, организацию сбыта
товаров, способы стимулирования продаж, обеспечение конкуренто­способности
товаров и услуг.

2. Концепция
внутренних рынков корпораций (или организационных рынков). Она характеризуется
перенесением закономерностей и прин­ципов рыночного хозяйства на внутреннюю
деятельность корпораций. Такие революционные преобразования должны охватить все
их под­разделения (линейные, функциональные, маркетинговые и даже ап­парат
высших руководителей). Они становятся автономными звенья­ми, которые покупают и
продают товары и услуги, участвуя во внут­рифирменном и межфирменном обороте, и
объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предприни­мательской
культурой. Благодаря развитию прямых связей организа­ционные рынки резко
сокращают многие виды расходов, внимание фирм фокусируется на обосновании перехода
от иерархических к го­ризонтальным управленческим структурам, на поиске
выгодного со­отношения между крупными и малыми операциями.

Согласно этой
концепции, подразделения, имеющие широкую экономическую самостоятельность
внутри предприятий, могут опе­ративно вносить изменения в производстве товаров,
предоставлении услуг, во всей системе отношений с потребителями. На этой основе
и с использованием информационных технологий формируются сете­вые организации с
распределенными автономными звеньями, так на­зываемые виртуальные корпорации.
Появляется принципиально новый объект управления, требующий очень тонкой
настройки. К этому на­правлению примыкает и разрабатываемая концепция
«демократичес­кой корпорации», предусматривающая широкую децентрализацию уп­равления
с развитием демократических форм и методов функциони­рования подразделений и
руководителей.

3. Теория
альянсов (ассоциативных форм организации и управления). Интеграционные процессы
в управлении, ориентированные на бо­лее эффективное использование всех видов
ресурсов (и в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых),
при­водят к появлению многообразных форм горизонтального объедине­ния
организаций. Образуются плоские организационные иерархии во­круг основных
процессов, имеющие специфические цели. Это не толь­ко так называемые горизонтальные
корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов,
консорциумов, хол­дингов, хозяйственных ассоциаций и групп.

Новая
корпоративная модель предусматривает расширение коо­перации среди конкурентов,
поставщиков и потребителей и тем са­мым меняет представление о границах
организации. Профессиональ­ные знания и умения каждого партнера позволяют
создавать более эф­фективную организацию, в которой любая функция и процесс
реали­зуются на глобальном уровне. Компании объединяются для того, что­бы
использовать специфические рыночные возможности, которые от­дельно взятыми
организациями не могут быть реализованы. Особое внимание уделяется проблеме
всестороннего развития человеческих ресурсов. Отношение к людям как к ведущему
ресурсу, к капиталу, а не как к персонифицированным издержкам производства
становится едва ли не центральным постулатом теории организации. Важное зна­чение
придается проблеме доверия — к системе управления, прини­маемым решениям, их
исполнению, руководителям.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ