ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Кадры руководителей в акционерных обществах
.
Кадры
руководителей в акционерных обществах
До перехода на
рыночные отношения в экономике, в условиях действовавшей в течение многих
десятилетий централизации управления, государственные органы устанавливали
единые требования по таким функциям управленческой деятельности, как
планирование производства, оплата труда, техническое развитие производственной
базы, порядок материально-технического снабжения и сбыта, состав кооперационных
связей, ценообразование на продукцию и услуги, размещение и размеры
предприятий, планирование численности работников всех категорий и т. д. Это не
оставляло никакого простора для самостоятельного принятия управленческих
решений.
Еще более жестко
регламентировались решения стратегического характера — о размерах и
направлениях использования капитальных вложений, о номенклатуре продукции, о ее
эксплуатационных характеристиках, о показателях качества и надежности.
Государственная регламентация всех этих вопросов дополнялась ведомственными
нормами, устанавливавшими внутриотраслевую специализацию, коэффициенты
использования материалов, организационную структуру предприятий и т. п. В этих
условиях руководитель в процессе своего должностного роста приобретал навыки и
связи, позволяющие получать централизованные капитальные вложения,
корректировать планы выпуска продукции в сторону уменьшения, добиваться льготных
условий финансирования и снабжения и т. п.
Ограниченность
навыков управленческого корпуса, особенно его высшего звена, дала о себе знать
с начала радикальной экономической реформы, направленной на переход к рыночным
отношениям. Выяснилось, что многие руководители, в том числе и акционерных
обществ, не умеют организовать работу в соответствии с запросами потребителей,
в интересах удовлетворения спроса, не могут самостоятельно устанавливать
эффективные связи по кооперации. Для них оказалось сложным определять возможности
и направления использования инвестиционных ресурсов, принимать стратегические
решения, ориентироваться на финансовых и товарных рынках, использовать гибкие
формы организации труда, производства и управления, выйти из жестких рамок
привычных, централизованно устанавливаемых регламентов, реализовать главное
качество хозяйственного руководителя — предприимчивость. В новых условиях в
составе кадров руководителей акционерных обществ должны произойти коренные
изменения, отвечающие требованиям и задачам новых социально-экономических
отношений.
Кадровый
потенциал управления представляет собой сложную структуру, объединяющую
работников с различными профессионально — квалификационными характеристиками.
Важнейшими составляющими этой структуры в современных условиях являются:
·
руководители низшего звена, обладающие необходимыми знаниями и опытом
непосредственного управления производством и персоналом;
·
руководители среднего звена, обладающие знаниями и навыками, необходимыми для
линейного руководства производственно-структурными подразделениями (цехами,
отделами, отделениями, филиалами) и функционального руководства (в области
финансов, маркетинга, права);
·
руководители высшего звена, обладающие профессиональным и личным потенциалом
для осуществления стратегического руководства и управления процессом принятия
решений;
·
особый корпус руководителей, способных осуществлять функции внешних
управляющих при проведении процедур санации и банкротства.
На данном этапе российских
реформ наиболее актуальной является проблема повышения квалификации
руководителей высшего звена. Необходимо организовать учебу высших
руководителей на специальных курсах (семинарах) с приглашением в качестве
преподавателей специалистов ведущих консалтинговых фирм. Основным содержанием
такой учебы должны быть основы производственно-хозяйственной деятельности в
условиях рыночной экономики, финансовый менеджмент, трудовое право, вопросы
социальной защиты работников и т. д. Распространению опыта управления
акционерными обществами, успешно приспосабливающимися к новым условиям, могут
способствовать публикации в специальной литературе и выступления в средствах
массовой информации, проведение конференций и т. п. Заслуживает, в частности,
внимательного изучения и уже сложившийся опыт реформирования многих
предприятий.
Принципиально
важно формировать у высших управленцев позитивную социальную ориентацию.
Российской экономике нужны работники нового социального типа, имеющие широкие
знания в области финансов, маркетинга, делового администрирования и соответствующий
опыт работы. Необходимо создать особый корпус руководителей, способных
осуществлять антикризисное управление, внешнее управление, войти в состав
команд сопровождения при смене руководителей. Здесь требуется целевая система
отбора и подготовки специалистов.
.