Часть V. ИНТЕГРАЦИЯ — Глава 24. КОРПОРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ :: vuzlib.su

Часть V. ИНТЕГРАЦИЯ — Глава 24. КОРПОРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ :: vuzlib.su

11
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Часть V. ИНТЕГРАЦИЯ — Глава 24. КОРПОРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

.

Часть V.
ИНТЕГРАЦИЯ — Глава 24. КОРПОРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Изменения в
организации и методах функционирования предпри­ятии как субъектов
хозяйствования обусловлены процессами прива­тизации собственности и сдвигами в
системе управления, в результа­те которых хозяйственное управление отделилось
от управления ад­министративного, а контроль за выполнением основных функций
перешел от государственных органов к руководству предприятий.

В переходной
экономике с осуществлением дерегулирования го­сударственного сектора, отходом
от директивных методов руководст­ва и упразднением существовавших ранее
иерархических структур возрастает роль ассоциативных форм деятельности и
интегрирован­ных .структур управления предприятиями на основе рыночных прин­ципов
ведения хозяйства. Утверждаются новые формы интеграции хо­зяйствующих
субъектов: 1) путем вхождения предприятий в вертикаль­ные структуры
(корпоративные группы), реорганизованные из отрас­левых структур или
создаваемые заново; 2) на основе формирования горизонтальных ассоциативных
образований.

Формирование и
усиление корпоративных структур — одна из важ­нейших тенденций развития
экономики. Именно крупные структуры составляют своего рода каркас индустриально
развитых стран и ми­рового хозяйства в целом, повышают уровни
макроэкономического регулирования производства, стабильность экономического
сотруд­ничества (в том числе международного), выступают в качестве парт­неров
государства в выработке и реализации стратегической линии в процессе
модернизации экономики. Промышленные группы являют­ся эффективной формой
консолидации материальных ресурсов и про­изводственного капитала разных
компаний. Эти общемировые тен­денции начинают проявляться и в России.

Тенденция к
созданию крупных структур корпоративного типа ак­тивно пробивала себе дорогу и
в условиях централизованной плано­вой системы управления. Это и эксперимент по
созданию совнархо­зов, когда многие отраслевые министерства упразднялись и
вводилась комплексная организация управления взаимосвязанными производ­ствами
на территориальной основе, и возврат к отраслевому принци­пу, однако, с
созданием при этом государственных комитетов меж­отраслевого значения, и
наконец, крупномасштабная практика об­разования производственных,
торгово-производственных объединении, агропромышленных и
территориально-производственных ком­плексов. Нельзя не упомянуть и о государственных
производствен­ных объединениях, создававшихся уже в период перестройки. Даже
при резком спаде производства крупные предприятия (с численнос­тью
промышленно-производственного персонала более 500 человек) обеспечивали
подавляющую часть всего объема выпуска продукции в стране.

Все эти формы
интеграции предприятии, позволявшие формаль­но организовывать совместную
производственно-хозяйственную де­ятельность, оказались заблокированными тем,
что в условиях господ­ства государственной собственности и предельной
централизации управления невозможно было обеспечить реальное слияние финан­сового
и промышленного капитала, их органическую взаимозависи­мость, использование
рыночных механизмов конкуренции, ценового регулирования. Не разрушение, а
трансформация этих форм интегра­ции в рыночные структуры могла дать реальный
шанс появлению хол­дингов, консорциумов, хозяйственных объединений —
современных корпораций ассоциативного типа.

Помимо
общемировых тенденций корпоративного развития в Рос­сии действуют специфические
факторы, диктующие необходимость коренного поворота к формированию
корпоративного звена. Поиск новых форм кооперации и актуальность интеграционных
процессов обусловлены обвальным падением спроса и объемов производства,
нехваткой инвестиций и оборотных средств, сокращением государст­венных заказов
и неопределенности перспектив. К числу специфиче­ских российских факторов,
побуждающих предприятия к объедине­нию в крупные структуры, можно отнести и
такой, как рост трансакционных издержек в результате отказа от прямого
государственного управления и изменения характера взаимоотношений между предпри­ятиями
в ходе экономической реформы. Восстановление разрушен­ных
производственно-технологических связей и структурная перест­ройка производства
невозможны без координации деятельности всех звеньев технологической цепочки и
привлечения крупных финансо­вых ресурсов. Организационное построение
интегрированной промы­шленной компании в условиях рыночных отношений рассмотрим
на примере хозяйствующих субъектов нефтяного сектора.

В последние годы
произошли структурные преобразования нефтяного сектора России путем создания
нефтяных акционерных компании, обеспечивающих добычу нефти, ее переработку, а
также сбыт нефти и нефтепродук­тов, в целях формирования конкурентного рынка и
защиты интересов по­требителей. Структурная перестройка предусматривает
создание вертикаль­но интегрированных нефтяных компании путем консолидации
принадле­жащих государству акции акционерных обществ по добыче нефти, ее пере­работке
и сбыту нефтепродуктов. Нефтяные компании объединяют входя­щие в их состав
акционерные общества, отделения, филиалы и представи­тельства, используя
механизмы планирования, финансирования, коорди­нации и контроля при сохранении
операционной самостоятельности под­контрольных предприятий.

Основными
критериями формирования нефтяных компаний являются
производственно-технологическая целесообразность их создания, обеспечи­вающая
сбалансированность объема добычи нефти, ее переработки и покры­тия потребностей
экономики в нефтепродуктах, сохранение сложившихся транспортных потоков и
хозяйственных связей, обеспечение конкурентоспо­собности отечественных
предприятий на внутреннем и внешнем рынках нефти и нефтепродуктов. Обязательным
условием создания вертикально интегри­рованной нефтяной компании является
включение в ее состав акционерных обществ по добыче нефти, ее переработке и
сбыту нефтепродуктов. Кроме них, в состав нефтяных компаний могут быть включены
отраслевые маши­ностроительные предприятия, научно-исследовательские организации,
а также геологоразведочные организации, организации строительства в неф­тегазовых
отраслях и др. Нефтяные компании и подконтрольные им акцио­нерные общества
могут участвовать в финансово-промышленных группах. Контракты на поставку
нефти, продуктов ее переработки и нефтяного газа для федеральных нужд и по
межправительственным соглашениям заключа­ются государственными заказчиками с
нефтяными компаниями и другими юридическими лицами.

Нефтяные компании
могут создаваться в форме:

·
акционерных обществ (компаний) без непосредственного закрепления за
государством части их собственности;

·
акционерных обществ (компаний) с частичным закреплением за госу­дарством их
собственности;

·
государственных компаний при полном закреплении их активов в го­сударственной
собственности.

Форма
собственности компаний не может служить основанием для по­лучения экономических
и финансовых льгот либо привилегий. Деятельность нефтяных компаний регулируется
едиными государственными нормативами и рыночными условиями. Организационная
структура нефтяной компании представлена на рис. 24.1.

Таким образом,
используется двухуровневая структура управления неф­тяным комплексом: первый
уровень (нижний) — нефтяные компании, обес­печивающие управление группой
подконтрольных акционерных обществ за счет владения пакетами их акций; второй
уровень (верхний) — федеральные органы управления, обеспечивающие управление
нефтяными компаниями че­рез своих представителей в советах директоров этих
компаний и государст­венное участие в их капитале.

Наряду с крупными
вертикально интегрированными компаниями в неф­тяном секторе получают развитие
мелкие и средние предприятия. Создание небольших компаний, как частных, так и
со смешанной собственностью, спо­собствует ускорению ввода в эксплуатацию
месторождений с небольшими объ­емами разведанных запасов, созданию
дополнительных рабочих мест, конку­ренции на рынке энергоресурсов.

В последующих
разделах данной главы рассматриваются основ­ные формы интеграции предприятий,
получившие развитие в совре­менных условиях. Наиболее широко распространенным
структурам, таким, как финансово-промышленные группы, транснациональные
корпорации и международные совместные предприятия, посвящены отдельные главы
(главы 25 —27).

Корпорация

В практике стран
с развитой рыночной экономикой корпорация является наиболее распространенной
формой организации управле­ния крупным производством. Корпорация (акционерное
общество) — это организация (союз организации), созданная для защиты интересов
и при­вилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо. Корпоративное
законодательство устанавливает за корпорацией пра­во выступать в качестве
юридического лица независимо от ее владель­цев. Корпорация может от своего
имени подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т. д., причем
отдельные акционеры не не­сут ответственности за ее действия. Такое юридически
независимое существование корпорации крайне необходимо для того, чтобы ком­пания
могла нормально функционировать при наличии огромного числа индивидуальных
акционеров.

Рис. 24.1.
Организационная структура вертикально интегрированной нефтяной компании

О главных
ориентирах корпоративного управления можно судить по приводимому в табл. 24.1
перечню проблем, выдвигавшихся на пер­вый план в развитии мировой экономики в
разные периоды второй половины XX века.

Таблица 24.1

Ориентация
корпоративного управления

Периоды

Доминирующие
проблемы

1950-е годы

1960-е годы

1970-е годы

1980-е годы

1990-е годы

Организация и
оснащение производства

Продукты

Рынки

Конкурентные
преимущества

Внешняя среда
(экология, общественные перемены, технологические тенденции)

Современная
корпорация — это, как правило, материнская ком­пания с сетью дочерних обществ,
отделений, филиалов, агентств и прочих хозяйственных образований, имеющих
различный юридичес­кий статус и разную степень оперативно-хозяйственной
самостоятель­ности. Поэтому принципиальное значение имеют формы и методы
управления корпорацией.

Акционеры не
руководят компанией непосредственно. Вместо этого они делегируют такое право
президенту (генеральному дирек­тору), однако при этом оказывают влияние на его
решения различны­ми путями, и главным образом используя право своего голоса.
Акции корпорации обычно являются голосующими, т. е. предоставляют их обладателю
определенное число голосов в корпорации. Как правило, акционеры избирают совет
представителей (совет директоров, прав­ление), который в свою очередь
контролирует деятельность руковод­ства. Совет обычно правомочен не только
нанимать и увольнять уп­равляющих, но и пересматривать и даже отменять их
решения. По корпоративному законодательству правление обязано представлять
интересы избирающих его пайщиков, но не администрации. Одной из важнейших
особенностей большинства корпораций является то, что их акции могут свободно
продаваться и покупаться на рынке.

Корпорации
способствуют решению двух фундаментальных про­блем рыночной экономики. Первая
проблема заключается в при­влечении капитала для осуществления крупных
проектов. В странах с развитой рыночной экономикой корпорация сама способна
изыскать необходимые средства, привлекая сбережения тысяч и даже миллио­нов
индивидуальных инвесторов. Участие в корпорации имеет ряд выгод: во-первых,
четко определяется доля собственности, которую впоследствии можно продать, и,
во-вторых, акционеры несут лишь ограниченную ответственность по обязательствам
корпорации.

Вторая проблема
заключается в диверсификации риска, т. е. его распределении. Поскольку каждый
инвестиционный проект пред­полагает определенный риск, инвестор предпочитает
поделить свои сбережения на части, вложив их в большое число компаний, и таким
образом снизить степень риска. Существование корпораций, акции которых свободно
покупаются и продаются, создает благоприятные условия для диверсификации риска.

В современных
условиях определяющей тенденцией в управлении корпорациями становится
применение как традиционных, линейно-функциональных и других структур, так и
современных форм, исполь­зующих новейшие технические средства и
предусматривающих пере­ход от централизованного руководства к
децентрализованным систе­мам управления. Основные черты этого процесса:
организация в ком­паниях отделений по видам выпускаемой продукции; назначение
выс­ших управляющих по координации производственно-хозяйственной деятельности
нескольких отделений или компаний; подчинение функ­циональных органов высшему
корпоративному руководству. Децент­рализация структуры управления корпорациями
основана на отделе­нии общекорпорационного уровня от производственно-хозяйствен­ного.
В этом случае аппарат управления отделениями наделяется до­статочно широкими
полномочиями, на него возлагается ответствен­ность за результаты
производственно-хозяйственной деятельности, конкурентоспособность продукции
компании. Для высшего руковод­ства создаются возможности заниматься
долгосрочным прогнозиро­ванием, развитием внешних контактов, организацией
деятельности совета директоров.

В рамках
корпорации права и ответственность разделяются меж­ду разными органами,
управляющими маркетингом, техническими разработками, снабжением, производством
и сбытом. Такой подход возможен, в частности, для компаний со стабильным
выпуском огра­ниченного числа однородных продуктов, где экономия на масштабе
производства настолько велика, что целесообразно сконцентрировать производство
в одном подразделении (например, добыча нефти, металлургическое производство).
Другим примером может служить си­туация, когда рынок отличается высокой
степенью концентрации по­требления. В этих условиях становится целесообразным
объединить всю сбытовую деятельность (например, аэрокосмическая промышлен­ность).

Развитие
диверсификации производства, резкое усложнение вну­тренних и внешних связей,
динамизм внедрения технических нов­шеств, борьба за рынки сбыта продукции во
многих случаях исключа­ют возможность использования чисто функциональных форм
управ­ления. С ростом размеров монополистических корпораций, расши­рением
номенклатуры выпускаемых продуктов и рынков их сбыта функциональные структуры
управления в силу разобщенности прав и ответственности по отдельным функциям
теряют способность реа­гировать на происходящие изменения. В процессах
управления воз­никают конфликты из-за приоритетов, принятие решений задержи­вается,
линии коммуникаций удлиняются, затрудняется осуществле­ние контрольных функций.
Отход от строго функциональных схем уп­равления корпорациями в пользу структур,
организованных по отде­лениям, отчетливо прослеживается с повышением уровня
диверси­фикации производства. Причем с переходом к выпуску более разно­родной
продукции функциональная структура заменяется организа­цией управления по
автономным децентрализованным отделениям, которые образуются по признаку
выпускаемой продукции.

Укрепление
первичных производственно-хозяйственных звеньев, установление пределов
децентрализации в корпорациях во многом объясняются необходимостью сокращения
издержек производства и накладных расходов. Усилению влияния высшего звена
руководства способствуют ужесточение финансового контроля и тесная увязка ор­ганизационной
структуры управления с процессом общекорпораци­онного планирования
производственно-хозяйственной деятельности. Главная черта происходящих
изменений в организации высшего зве­на управления — освобождение его от
выполнения значительного чис­ла функций оперативного руководства, которые могут
быть органи­зационно отделены от задач стратегического, перспективного харак­тера.
Уменьшается число подразделений, находящихся в прямом под­чинении главного
руководителя и не связанных непосредственно с ре­шаемыми им общими задачами.
Эти подразделения переходят в под­чинение руководителей групп, отделений или
отдельных членов выс­шего руководства.

Должности высшего
управленческого персонала корпорации дифференцируются следующим образом:
президент или председа­тель, вице-президенты, председатель исполнительного
комитета и др.

Все чаще в
структуру управления корпорациями вводится должность советника президента или
генерального управляющего, независимо­го эксперта, рассматривающего
деятельность компании в широком стратегическом плане и дающего объективные
оценки и рекоменда­ции, которые оказывают существенное влияние на принятие реше­ний.
Одной из разновидностей такой независимой экспертизы слу­жит введение в совет
директоров компании ученых, специализирую­щихся на вопросах экономики, рыночных
отношений, финансов, ка­питаловложений, управления.

В ряде крупных
промышленных компаний, связанных преимуще­ственно с перспективными
направлениями технического прогресса, в последние годы практикуется создание
при высшем руководстве специальных штабных групп, разрабатывающих новые технические
идеи и стимулирующих их реализацию в сжатые сроки. В организа­ции и
направлениях деятельности функциональных штабных служб произошли значительные
изменения. Эти изменения связаны с раз­витием специализации одних
функциональных служб на оказании ус­луг различным подразделениям корпорации, а
других — на планиро­вании и контроле. В структуре управления компанией
появляются и органы, занимающиеся проблемами внешней среды, отношениями с
потребителями и т. д.

Рост выпуска
продукции, развитие диверсификации производст­ва, усложнение рыночных
отношений, большая территориальная разобщенность предприятий корпорации
приводят к децентрализа­ции практически всех основных корпорационных штабных
служб. Уменьшается число функциональных подразделений на уровне кор­порации, и
вместе с тем в отделениях организуются штабные органы по руководству
производством, сбытом, исследовательскими и проектно-конструкторскими работами,
материально-техническим снаб­жением, транспортировкой сырья, материалов,
полуфабрикатов и го­товой продукции. Одна из примечательных тенденций —
появление функций организационного развития корпорации (и соответствую­щих
подразделений). Их содержанием является перспективное пла­нирование
организационной структуры управления, проектирование степени централизации и
децентрализации управления.

В практике
управления корпорациями важные последствия име­ет процесс создания
суперотделений. Этот процесс протекает двоя­ким образом: в одних случаях
объединяются два или несколько отде­лений и на их основе создается крупное
самостоятельное подразде­ление корпорации, в других — штабной орган,
образованный из со­трудников в аппарате высшего звена управления
непосредственно ру­ководит производственно-хозяйственной деятельностью ряда
отделе­ний. Образование крупных производственно-хозяйственных групп
(суперотделений) часто связано с тем, что разработка и освоение но­вых видов
изделий, эффективное обслуживание определенных по­требителей продукции требуют
использования технического, про­изводственного и управленческого потенциала
нескольких отделе­ний. Основная деятельность штабного органа такой группы
состоит в финансовом контроле, долгосрочном планировании производства и сбыта
продукции, организации и стимулирования научных иссле­дований и технических
разработок. Важным элементом новых форм организации является развитие
информационных систем управле­ния на базе ЭВМ.

Экономика
индустриально развитых стран опирается на деятель­ность крупных корпораций, а
мировой рынок — это рынок трансна­циональных корпораций, разделенный между
ними. Организацион­ная структура российской промышленности довольно близка к
кор­поративной. Многие смежные предприятия создавались и функцио­нировали в
составе определенной технологической цепочки и рацио­нально организованных
хозяйственных связей. В советский период именно отраслевая система управления
была тормозом для процесса межотраслевой интеграции и образования
многоотраслевых объеди­нений типа корпорации. В настоящее время с ликвидацией
ведомст­венных барьеров межотраслевые формы организации производства должны
получить необходимое развитие.

Перестройка
организационной структуры российской экономи­ки на базе крупных межотраслевых
корпораций стала настоятель­ной практической задачей. Для многих современных
предприятий образование корпораций является условием выживания: сохранения
кадров, научных подразделений, социальной инфраструктуры, по­лучения заказов,
обеспечения материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции. Для
экономики в целом такое направ­ление организационного развития стало
предпосылкой подъема и прогресса.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ