Картель :: vuzlib.su

Картель :: vuzlib.su

62
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Картель

.

Картель

В течение
последних десятилетий весьма распространенной фор­мой объединения ряда
предприятий одной отрасли является картель. При образовании картеля его
участники не утрачивают производствен­ной и коммерческой самостоятельности;
между ними заключается со­глашение по ряду вопросов: цены на производимую
продукцию, квоты,

разграничение
рынков сбыта, условия найма рабочей силы и т. д. Наибо­лее часто картельное
соглашение предусматривает взаимные обяза­тельства сторон по условиям сбыта
продукции.

Участники картеля
продают продукцию самостоятельно, но в рам­ках соответствующих договоренностей:
о сбыте по ценам, не ниже предусмотренных соглашением; о производстве и сбыте
продукции по строго определенным нормам — квотам каждого участника в об­щем
объеме производства или сбыта конкретного вида продукции; о разграничении
рынков сбыта. Нарушение соглашения в виде превы­шения квоты или вторжения на
чужие рынки сбыта влечет за собой уплату штрафа в картельную кассу. Картельные
соглашения содержат также пункты об условиях найма рабочей силы. На более
поздних ста­диях развития картельные соглашения стали предусматривать патент­ные
соглашения, договоры о взаимном обмене научно-технической информацией, ноу-хау
и др.

Картели возникли
в результате концентрации производства и централизации капитала в конце XIX
века. Картелированию промы­шленности способствовали протекционистская политика
прави­тельств, ведущая к ограничению иностранной конкуренции, и стрем­ление
бизнесменов к объединению усилий с целью захвата внешних рынков.

В экономической
литературе по формам собственности разли­чают частные и государственные
картели. Деятельность государст­венных картелей строится на основе инструкций и
правил, выраба­тываемых правительством с учетом интересов промышленников кар­телированной
отрасли. Частные картели основываются на соглаше­ниях между частными
собственниками, могут по своему усмотрению учитывать или не учитывать
требования государственных органов власти в зависимости от типа заключенного
соглашения, места и вре­мени основания картеля, особенностей национального
законода­тельства и т. д. Большинство картелей относится к соглашениям меж­дународного
типа. Причем только некоторые международные кар­тели были созданы как частные
монополии, в основном это согла­шения между национальными правительствами.

Современная форма
картеля предполагает максимизацию при­были его участников на основе такого
распределения квот произ­водства, при котором минимизируются затраты. Как
правило, уча­стники картеля имеют различный технико-экономический уровень
производства, что в конечном счете ведет к закрытию наименее эф­фективных
производств. Традиционно частные картели могут осу­ществлять дотирование
недостаточно эффективных производств.

Существенным
признаком картелей является наличие системы при­нуждения, включающей выявление
нарушений и санкции к нару­шителям. Легче всего нарушения выявляются на
открытых аукцио­нах, где к нарушителям сразу же могут быть применены соответст­вующие
санкции. Закрытые же аукционы усложняют данную про­цедуру, что связано с
необходимостью получения открытой инфор­мации по изменениям квот
соответствующих участников картеля и цен на их продукцию.

Обычно фирмы с
низким уровнем издержек обладают более вы­годными рыночными перспективами вне
картельного соглашения. Если они будут определять картельную цену, то она может
оказаться ниже, чем монопольная цена фирм той же отрасли. На картельную цену
могут оказывать влияние и мелкие фирмы. Фирма, которая слиш­ком мала, чтобы к
ней применялось картельное соглашение, может продавать продукцию со скидкой по
отношению к цене, устанавлива­емой картелем. Такая малая фирма, став членом
картеля, склонна под­держивать картельную цену на высоком уровне с тем, чтобы
затем иметь возможность делать по отношению к ней скидку. Появление достаточно
большой массы таких малых фирм ведет либо к необходи­мости применения к ним
дисциплинарного воздействия со стороны крупных компаний — субъектов соглашения,
либо в конечном счете разрушает само картельное соглашение.

Государственные
картели во многом отличаются от частных. Не­мало случаев, когда государственные
картели осуществляли квоти­рование в интересах малых и высокозатратных фирм, в
противопо­ложность практике преуспевающих частных картелей. Как правило,
эффективные картели приводят к расширению емкости рынка по ряду причин.
Перспективы получения сверхприбыли привлекают до­полнительных субъектов рынка.
Высокие цены позволяют извлекать дополнительные доходы постоянно, в отличие
оттого, что происхо­дило бы в условиях совершенной конкуренции. Фирмы, действую­щие
на данном рынке, часто вводят резервы производственных мощ­ностей, если это
способствует увеличению продаж, так как при це­нах, значительно превышающих
предельные затраты, дополнитель­ные продажи компенсируют возросшие расходы
фирмы. Равнове­сие картельных цен достигается в том случае, когда введение
допол­нительных производственных мощностей повышает стоимость про­дукции до такой
степени, при которой начинается снижение при­были до нормального уровня, и,
следовательно, расширение произ­водства более не является привлекательным для
производителя. Про­блема ввода резервных производственных мощностей существует
также и для частных картелей.

Во многих странах
допускается создание картелей определенных видов в соответствии с общественными
интересами. Большинство индустриально развитых стран оказывает содействие
экспортным кар­телям, которые способствуют защите национальных интересов на меж­дународных
рынках. Национальный доход этих стран, таким образом, может увеличиваться в
результате укрепления позиций таких карте­лей за рубежом. Однако если
большинство стран будет проводить по­добную стратегию, то это в конечном счете
может привести к общим для всех стран потерям.

Создание
государственных картелей практически всегда сопут­ствует установлению импортных
квот. Лицензии на импорт распре­деляются правительством на основе ограничений
на торговлю. В на­стоящее время главными целями установления импортных квот яв­ляются
протекционизм и распределение дефицитной иностранной валюты.

Ряд стран
использует картели в качестве помощи отраслям, пере­живающим спад. Предприятия
таких отраслей могут на один год или даже менее короткий срок создавать картели
при одобрении со сторо­ны соответствующего государственного органа. Такой
временный кар­тель может стать одним из наименее дорогостоящих способов помо­щи
отраслям, серьезно пострадавшим в результате общего спада в эко­номике.
Считается, что разорение плохо работающих фирм во время подъема и
экономического процветания, способствующее переливу капитала из менее
эффективных к более эффективным производст­вам, не имеет ничего общего с
финансовыми трудностями отдельных предприятий в период депрессии; поэтому
«депрессионный» картель играет положительную роль в экономике.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ