Методы проектирования структур :: vuzlib.su

Методы проектирования структур :: vuzlib.su

106
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Методы проектирования структур

.

Методы
проектирования структур

Структура
управления производственно-хозяйственной организа­цией как объект
проектирования — сложная система. Она сочетает в себе как технологические,
экономические, информационные, адми­нистративно-организационные взаимодействия,
которые поддаются непосредственному анализу и рациональному проектированию, так
и социально-психологические характеристики и связи. Последние оп­ределяются
уровнем квалификации и способностей работников, их отношением к труду, стилем
руководства.

Специфика
проблемы проектирования организационной струк­туры управления состоит в том,
что она не может быть адекватно пред­ставлена в виде задачи формального выбора
наилучшего варианта ор­ганизационной структуры по четко сформулированному, однознач­ному,
математически выраженному критерию оптимальности. Это
количественно-качественная, многокритериальная проблема, реша­емая на основе
сочетания научных (в том числе формализованных) методов анализа, оценки,
моделирования организационных систем с деятельностью руководителей,
специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных
решений.

Процесс
организационного проектирования состоит в последова­тельности приближения к модели
рациональной структуры управле­ния, в котором методы проектирования играют
вспомогательную роль при рассмотрении, оценке и принятии к практической
реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений. Про­ектирование
организационных структур управления осуществляется на основе следующих основных
взаимодополняющих методов: 1) ана­логий; 2) экспортно-аналитического; 3)
структуризации целей и 4) организационного моделирования.

Метод аналогий
состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые
оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками
(целями, типом тех­нологии, спецификой организационного окружения, размером и
т. п.), по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относятся
выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций
и определение границ и условий их при­менения.

Использование
метода аналогий основано на двух взаимодопол­няющих подходах. Первый из них
заключается в выявлении (для каж­дого типа производственно-хозяйственных
организаций и различных отраслей) значений и тенденций изменения главных
организацион­ных характеристик и соответствующих им организационных форм и
механизмов управления, которые, исходя из конкретного опыта или научных обоснований,
эффективны для определенного набора исход­ных условий. Второй подход
представляет, по сути, типизацию наи­более общих принципиальных решений о
характере и взаимоотноше­ниях звеньев аппарата управления и отдельных
должностей в четко определенных условиях работы организаций данного типа в
конкрет­ных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характери­стик
аппарата управления для этих организаций и отраслей.

Типизация решений
является средством повышения общего уров­ня организации управления
производством, направленным на стан­дартизацию и унификацию организационных
форм управления, ус­корение внедрения наиболее рациональных, прогрессивных
форм. Типовые организационные решения должны быть, во-первых, вари­антными, а
не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми и кор­ректируемыми с регулярной
периодичностью и, наконец, допускаю­щими отклонения в случаях, когда условия
работы организации от­личаются от четко сформулированных условий, для которых
рекомен­дуется соответствующая типовая форма организационной структуры
управления.

Экспортно-аналитический
метод состоит в обследовании и анали­тическом изучении организации, проводимыми
квалифицированны­ми специалистами с привлечением ее руководителей и других
работ­ников, с тем чтобы выявить специфические особенности, проблемы, «узкие
места» в работе аппарата управления, а также выработать ра­циональные
рекомендации по его формированию или перестройке, исходя из количественных
оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления,
заключений экс­пертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций
в области организации управления. Данный метод, являющийся наи­более гибким и
всеохватывающим, применяется в сочетании с други­ми (в особенности методами
аналогий и структуризации целей) и имеет многообразные формы реализации. В
первую очередь к ним относит­ся осуществление диагностического анализа
особенностей, проблем, «узких мест» в системе управления действующей
производственно-хозяйственной организации или в организациях, аналогичных вновь
создаваемой, с тем чтобы предусмотреть организационное решение выявленных
проблем в разрабатываемой структуре управления. Сюда же относится и проведение
экспертных опросов руководителей и чле­нов организации для выявления и анализа
отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления,
обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими мето­дами
(ранговой корреляции, факторного анализа, обработки спис­ков и т. п.).

К экспертным
методам следует отнести также разработку и при­менение научных принципов
формирования организационных струк­тур управления. Под ними понимаются
основанные на передовом опыте управления и научных обобщениях руководящие
правила, вы­полнение которых направляет деятельность специалистов при выра­ботке
рекомендаций по рациональному проектированию и совершен­ствованию
организационных систем управления. Принципы форми­рования организационных
структур управления являются конкрети­зацией более общих принципов управления
(например, единонача­лия или коллективного руководства, специализации и т. п.).
Приме­рами современных принципов формирования организационных структур могут
служить такие, как «построение организационной структуры, исходя из системы
целей», «отделение стратегических и координационных функций от оперативного
управления», «сочета­ние функционального и программно-целевого управления» и
целый ряд других.

Особое место
среди экспертных методов занимает разработка гра­фических и табличных описаний
организационных структур и про­цессов управления, отражающих рекомендации по их
наилучшей ор­ганизации. К такого рода описаниям относятся, в частности, марш­рутная
технология выполнения управленческих функций или их эта­пов, основанная на
принципах научной организации труда, а также на прогрессивных методах и
технических средствах осуществления управленческих работ и регламентирующая
порядок их выполнения. Этому предшествует разработка вариантов организационных
решений, направленных на устранение выявленных организационных проблем, отвечающих
научным принципам и передовому опыту организации управления, а также требуемому
уровню количественно-качественных критериев оценки эффекта внести
организационных структур. Как правило, при этом осуществляется табличное
представление преиму­ществ и недостатков каждого из вариантов с целью их
последующего обсуждения и анализа.

Метод
структуризации целей предусматривает выработку систе­мы целей организации
(включая их количественную и качественную формулировки) и последующий анализ
организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей. При его
использовании чаще всего выполняются следующие этапы:

1) разработка
системы («дерева») целей, представляющей собой структурную основу для увязки
всех видов организационной деятель­ности, исходя из конечных результатов
(независимо от распределе­ния этих видов деятельности по организационным
подразделениям и программно-целевым подсистемам в организации);

2) экспертный
анализ предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения
организационной обеспеченности дости­жения каждой из целей, соблюдения принципа
однородности целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения
отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений, исходя из вза­имосвязей
их целей, и т. п.;

3) составление
карт прав и ответственности за достижение целей как для отдельных
подразделений, так и по комплексным межфунк­циональным видам деятельности, где
регламентируется сфера ответ­ственности (продукция, ресурсы, рабочая сила,
производственные и управленческие процессы, информация); конкретные результаты,
за достижение которых устанавливается ответственность; права, кото­рыми
наделяется подразделение для достижения результатов (утверж­дение и
представление на утверждение, согласование, подтверждение, контроль).

Метод
организационного моделирования представляет собой разра­ботку формализованных
математических, графических, машинных и других отображений распределения
полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения,
анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их
переменных. Можно назвать несколько основных типов организаци­онных моделей:

·
математико-кибернетические модели иерархических управлен­ческих структур,
описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических
уравнений и неравенств или же с помо­щью машинных имитационных языков (примером
могут служить мо­дели многоступенчатой оптимизации, модели системной, «индустри­альной»
динамики и др.);

·
графоаналитические модели организационных систем, пред­ставляющие собой
сетевые, матричные и другие табличные и графи­ческие отображения распределения
функций, полномочий, ответственности, организационных связей. Они дают
возможность анализи­ровать их направленность, характер, причины возникновения,
оце­нивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов де­ятельности в
однородные подразделения, «проигрывать» варианты распределения прав и
ответственности между разными уровнями ру­ководства и т. п. Примерами могут
служить «метасхемные» описания материальных, информационных, денежных потоков
совместно с уп­равленческими действиями; матрицы распределения полномочий и
ответственности; органиграммы процессов принятия решений; таб­лицы
коэффициентов связей между функциями производства и уп­равления и др.;

·
натурные модели организационных структур и процессов, за­ключающиеся в оценке
их функционирования в реальных организа­ционных условиях. К ним относятся
организационные эксперимен­ты — заранее спланированные и контролируемые
перестройки струк­тур и процессов в реальных организациях; лабораторные
эксперимен­ты — искусственно созданные ситуации принятия решений и органи­зационного
поведения, сходные с реальными организационными ус­ловиями; управленческие
игры—действия практических работников (участников игры), основанные на заранее
установленных правилах с оценкой их текущих и долгосрочных последствий (в том
числе с по­мощью ЭВМ);

·
математико-статистические модели зависимостей между исход­ными факторами
организационных систем и характеристиками орга­низационных структур. Они
построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об
организациях, функционирую­щих в сопоставимых условиях. Примерами могут служить
регрессив­ные модели зависимости численности ИТР и служащих от производ­ственно-технологических
характеристик организации; зависимости показателей специализации,
централизации, стандартизации управ­ленческих работ от типа организационных
задач и других характерис­тик и т. п.

Процесс
проектирования организационной структуры управления должен быть основан на
совместном использовании охарактеризован­ных выше методов. На стадиях
композиции и структуризации наи­большее значение имеют метод структуризации
целей, экспортно-ана­литический метод, а также выявление и анализ
организационных про­тотипов. Более формализованные методы должны быть
использова­ны для углубленной проработки организационных форм и механиз­мов
отдельных подсистем на стадии регламентации. Для проектиро­вания
организационных структур новых организаций преимуществен­но используются
формально-аналитические методы и модели, для со­вершенствования действующих
организаций — методы диагностиче­ских обследований и экспертного изучения
организационной систе­мы. Выбор метода решения той или иной организационной
пробле­мы зависит от ее характера, а также от возможностей для проведения
соответствующего исследования, определяемых наличием его мето­дики, необходимой
информации, а также квалификацией разработ­чиков системы и сроками
представления рекомендаций.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ