Оценка эффективности организационных проектов :: vuzlib.su

Оценка эффективности организационных проектов :: vuzlib.su

22
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Оценка эффективности организационных проектов

.

Оценка
эффективности организационных проектов

Оценка
эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых
решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры,
разрабатываемых проектов или плановых мероприятий и проводится с целью выбора
наиболее рационального варианта структуры или способа ее совершенствова­ния.
Эффективность организационной структуры должна оценивать­ся на стадии
проектирования, при анализе структур управления дей­ствующих организаций для
планирования и осуществления меропри­ятий по совершенствованию управления.

Подход к оценке
эффективности различных вариантов организа­ционной структуры определяется ее
ролью как характеристики сис­темы управления. Комплексный набор критериев
эффективности си­стемы управления формируется с учетом двух направлений оценки
ее функционирования:

·
по степени соответствия достигаемых результатов установлен­ным целям
производственно-хозяйственной организации (начиная с уровня выполнения плановых
заданий);

·
по степени соответствия процесса функционирования системы объективным
требованиям к его содержанию, организации и резуль­татам.

Критерием
эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры
служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей
системы управления при относительно меньших затратах на ее функционирование.
Критери­ем же эффективности мероприятий по совершенствованию органи­зационной структуры
служит возможность более полного и стабиль­ного достижения установленных целей
или сокращения затрат на уп­равление, эффект от реализации которых должен за
нормативный срок превысить производственные затраты.

Принципиальное
значение для оценок эффективности системы управления имеет выбор базы для
сравнения или определение уровня эффективности, который принимается за
нормативный. Здесь мож­но указать несколько подходов, которые могут
дифференцированно использоваться применительно к конкретным случаям. Один из
них сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффектив­ность
организационной структуры эталонного варианта системы уп­равления. Эталонный
вариант может быть разработан и спроектиро­ван с использованием всех имеющихся
методов и средств проектиро­вания систем управления, на основе передового опыта
и применения прогрессивных организационных решений. Характеристики такого
варианта принимаются в качестве нормативных, при этом сравнитель­ная
эффективность анализируемой или проектируемой системы оп­ределяется на основе
сопоставления нормативных и фактических (про­ектных) параметров системы с
использованием преимущественно количественных методов сравнения. Может
применяться также срав­нение с показателями эффективности и характеристиками
системы управления, выбранной в качестве эталона, определяющего допусти­мый или
достаточный уровень эффективности организационной структуры.

Однако возникают
некоторые трудности применения указанных подходов, которые обусловлены
необходимостью обеспечения сопо­ставимости сравниваемых вариантов. Поэтому
часто вместо них ис­пользуется экспертная оценка организационно-технического
уровня анализируемой и проектируемой системы, а также отдельных ее под­систем и
принимаемых проектных и плановых решений, или ком­плексная оценка системы
управления, основанная на использовании количественно-качественного подхода,
позволяющего оценивать эф­фективность управления по значительной совокупности
факторов. Экспертная оценка может являться составным элементом комплекс­ной
оценки эффективности системы управления, включающей все перечисленные подходы
как к отдельным подсистемам, так и к системе в целом.

Показатели,
используемые при оценках эффективности аппарата управления и его
организационной структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные
группы.

1. Группа
показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся
через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление. При
оценках эффективности на основе показателей, характеризующих конечные
результаты дея­тельности организации, в качестве эффекта, обусловленного функци­онированием
или развитием системы управления, могут рассматри­ваться объем (увеличение
объема выпуска продукции), прибыль (уве­личение прибыли), себестоимость
(снижение себестоимости), объем капитальных вложений (экономия на капитальных
вложениях), ка­чество продукции, сроки внедрения новой техники и т. п.

2. Группа
показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в
том числе непосредственные результаты и за­траты управленческого труда. В
качестве затрат на управление учиты­ваются текущие расходы на содержание
аппарата управления, эксплу­атацию технических средств, содержание зданий и
помещений, под­готовку и переподготовку кадров управления, а также единовремен­ные
расходы на исследовательские и проектные работы в области со­здания и
совершенствования систем управления, на приобретение вычислительной техники и
других технических средств, используемых в управлении, затраты на строительство.

При оценке
эффективности процесса управления используются показатели, которые могут
оцениваться как количественно, так и ка­чественно. Эти показатели приобретают
нормативный характер и мо­гут использоваться в качестве критерия эффективности
и ограниче­ний, когда организационная структура изменяется в направлении
улучшения одного или группы показателей эффективности при неиз­менности
остальных. К нормативным характеристикам аппарата уп­равления могут быть
отнесены следующие: производительность, эко­номичность, адаптивность, гибкость,
оперативность, надежность.

Производительность
аппарата управления может определяться, в частности, как количество
произведенной организацией конечной продукции или объем выработанной в процессе
управления инфор­мации, приходящийся на одного работника, занятого в аппарате
уп­равления.

Под экономичностью
аппарата управления понимаются относи­тельные затраты на его функционирование,
соизмеренные с объемом или результатами производственной деятельности. Для
оценки эко­номичности могут использоваться такие показатели, как удельный вес
затрат на содержание аппарата управления в стоимости реализован­ной продукции,
удельный вес управленческих работников в числен­ности
промышленно-производственного персонала, стоимость вы­полнения единицы объема
отдельных видов работ.

Адаптивность
системы управления определяется ее способностью эффективно выполнять заданные
функции в определенном диапазо­не изменяющихся условий. Чем относительно шире
этот диапазон, тем более адаптивной считается система.

Гибкость
характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с
возникающими задачами свою роль в процессе принятия решении и налаживать новые
связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений. В принци­пе
гибкость структуры управления может оцениваться по многообра­зию форм
взаимодействия управленческих органов, по номенклатуре решаемых подразделениями
задач, по уровню централизации ответ­ственности и другим признакам.

Оперативность
принятия управленческих решений характеризу­ет своевременность выявления и
решения управленческих проблем, которая обеспечивает максимальное достижение
поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и
обес­печивающих процессов.

Надежность
аппарата управления в целом характеризуется его безотказным (соответствующим
поставленным целям) функциониро­ванием. Если считать качество определения целей
и постановки про­блем достаточным, то надежность аппарата управления может отно­сительно
полно характеризоваться его исполнительностью, т. е. спо­собностью обеспечивать
выполнение заданий в рамках установлен­ных сроков и выделенных ресурсов. Для
оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем могут применяться
такие пока­затели, как уровень выполнения плановых заданий и соблюдение ут­вержденных
нормативов, отсутствие отклонений при исполнении ди­рективных указаний,
нарушений административно-правового и тех­нологического регламента и т. п.

3. Группа
показателей, характеризующих рациональность организа­ционной структуры и ее
технико-организационный уровень, которые могут использоваться в качестве
нормативных при анализе эффектив­ности проектируемых вариантов организационных
структур. К ним относятся звенность системы управления, уровень централизации
функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансиро­ванность
распределения прав и ответственности, уровень специали­зации и функциональной
замкнутости подсистем и т. п.

Для оценки
эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы
управления и ее организацион­ной структуры объекту управления. Это находит
выражение в сба­лансированности состава функций и целей управления, содержатель­ной
полноте и целостности процессов управления, соответствии чис­ленности и состава
работников объему и сложности работ, полноте обеспечения
производственно-технологических процессов требуе­мой информацией,
обеспеченности процессов управления техноло­гическими средствами с учетом их
номенклатуры, мощности и быс­тродействия.

Важными
требованиями, которые должны быть реализованы при формировании системы
показателей для оценки эффективности ор­ганизационной структуры, являются
обеспечение структурно-иерар­хического соответствия показателей системе целей
организации, спо­собность адекватного отражения динамичности управляемых процес­сов,
сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности
отдельных мероприятий по совершенствова­нию системы управления и ее
организационной структуры допуска­ется использование не связанных в единую систему
частных показа­телей. Основное требование к их выбору — максимальное соответст­вие
каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприя­тия и полнота
отражения достигаемого эффекта.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ