Глава 34. ВИРТУАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ :: vuzlib.su

Глава 34. ВИРТУАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ :: vuzlib.su

67
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава 34. ВИРТУАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ

.

Глава 34.
ВИРТУАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ

В последнее время
широко обсуждается вопрос о появлении но­вого вида продукции, получившей
название виртуальной. Эта продук­ция (или услуги) может создаваться благодаря
последним достижени­ям в области обработки информации, организационной динамики
и развития производственных систем. Выпуск такой продукции стано­вится
доступным в любое время, в любом месте и в бесчисленном ко­личестве вариантов
моделей и форматов. Идеальный виртуальный продукт — это то, что производится
моментально и адресно, по требо­ванию заказчика. Общей чертой этой продукции
является то, что она оплачивается потребителем мгновенно.

Виртуальный
продукт (как физический продукт, так и услуги) су­ществует даже до того, как он
произведен. Его концепция, дизайн и изготовление сохраняется в памяти
работников, программах компью­теров и гибких производственных линий. Другая
отличительная осо­бенность виртуальной продукции — возрастание роли потребителя
как сопроизводителя продукции — может быть прослежена на при­мерах многих
отраслей. В каждом случае заказчик может не только контролировать результаты,
но в процессе производства устанавли­вать прочные и длительные связи с
поставщиком. Всего лишь за два десятилетия создание интегральных схем прошло
путь от новых про­ектов, которые разрабатывались месяцами группами
специалистов, а затем выполнялись в дорогостоящих лабораториях, до виртуаль­ной
продукции, создаваемой в течение нескольких часов и «строя­щейся» за несколько
минут инженером, которому нет необходимос­ти покидать свой кабинет, используя
настольную «фабрику».

Виртуальная
продукция становится результатом комбинации мно­гочисленных и разнообразных
достижений в технологиях. Например, новые процессы в печати связаны с
использованием лазеров, ксеро­графии, интегральных схем, микропроцессоров,
высокоскоростных коммуникационных процессов, технологий дисплеев и достижений в
программном обеспечении. Одним из основных принципов производ­ства виртуальной
продукции является интеграция производственных процессов с поставщиками,
выпускающими абсолютно взаимозаме­няемую продукцию.

Большую
значимость для потребителей имеет не только виртуаль­ная продукция, но и
появление корпораций нового типа, предназна­ченных для производства такой
продукции. Для того чтобы создавать виртуальную продукцию, компания должна
полностью перестроить свою деятельность, уметь контролировать все более сложные
виды информации и осваивать новые организационные и производствен­ные навыки.
Принципы образования виртуальной организации при­водятся на рис. 34.1.

Рис. 34.1.
Виртуальная организация: принципы образования

Виртуальная
корпорация зародилась в воображении футуристов, превратилась в вероятность для
теоретиков управления и теперь стала экономической необходимостью для общества.
Это сообщество функ­циональных партнеров, управляющих проектированием,
производст­вом и реализацией продуктов и услуге использованием современных
информационных технологий и системы контрактов, с независимы­ми рабочими
группами и структурами. Отличительными чертами вир­туальной организации
являются:

·
непостоянный характер функционирования;

·
осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и
локальных информационных систем и телеком­муникаций;

·
взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтере­сованными
организациями через серию соглашений, договоров и вза­имное владение
собственностью;

·
образование временных альянсов организаций в смежных об­ластях деятельности;

·
частичная интеграция с материнской компанией и сохранение отношений совместной
собственности до тех пор, пока это считается выгодным;

·
договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

Виртуальная
корпорация является в основном совместной собст­венностью и стратегическим
альянсом, связывающим воедино спе­цифические цели и скоординированные усилия
всех входящих в нее организаций. Базовая цель виртуальной корпорации —
объединение ключевых технологий и компетенции для того, чтобы наиболее полно
удовлетворить спрос на потребительском рынке. Группы работников, объединенные с
помощью компьютерных сетей, способны участво­вать в едином производственном
процессе, не только находясь в одном месте, но и одновременно в разных местах,
разбросанных по всему миру.

Новые построения
виртуального характера делают расплывчаты­ми формальные линии организаций, что
часто трудно определить, где кончается одна организация и начинается другая.
Индивидуальные организации работают вместе с помощью компьютерных программ и
информационных технологий, что делает неизбежным появление ин­формационных
сверхсистем и порождает уверенность в широких воз­можностях альянсов
партнерских организаций. Виртуальные органи­зации все чаще заключают
субконтракты с внешними структурами с тем, чтобы использовать преимущества
организаций малых размеров, их гибкость и адаптивность. Внешних контрактов
заключается так много, что они становятся каркасом, «зонтом» организации. Это и
определяет ее основное качество — широкую распределенность в про­странстве и во
времени.

Нередко
случается, что виртуальная организация благодаря ин­формационным технологиям и
телекоммуникациям распространяет­ся по всему миру. Это создает условия для
работы в реальном масшта­бе времени, позволяет проводить совещания с
использованием ком­пьютерных сетей. Системы пейджеров, радио- и телевизионных
пе­реговорных средств, современная оргтехника позволяют мгновенно преодолевать
огромные расстояния, устанавливая связь с нужными работниками в заданное время,
в любом месте их нахождения. Вирту­альные организации обеспечивают серьезные
конкурентные преиму­щества за счет существенного снижения затрат на основные и
обо­ротные средства.

Виртуальная
корпорация позволяет компаниям отказываться от не­эффективных или неприбыльных
участков работы (путем их передачи другим компаниям) и концентрироваться на
том, что отвечает их основ­ной компетенции, например, на проектировании
продукта или его про­даже. Такие конкурентные преимущества возможно
использовать при комбинации способности рабочих групп, интеллектуального
потенциа­ла тех или иных команд. Виртуальная корпорация подталкивает фирмы
концентрировать свои усилия на таких сферах деятельности, к которым они лучшим
образом приспособлены. Внешние контракты позволяют привлекать те организации,
которые преуспевают в других областях и выполняют конкретные работы лучше, чем
все остальные.

Такой подход к
организации дела может быть рассмотрен на следующем примере. Компания «Найк»
осуществляет продажу спортивной обуви и одеж­ды. Основная деятельность «Найк» —
разработка моделей продукции, марке­тинг и торговля. На протяжении всего своего
существования компания не за­нималась производством своих продуктов. Эти
продукты производятся более эффективно с помощью большого числа
компаний-поставщиков, располо­женных в Азии или других регионах и
специализированных на определенных моделях обуви и одежды. Все компании,
образующие альянс, связаны между собой договорными отношениями. Эти отношения
могут включать частич­ное владение собственностью родительской компании, но они
продолжают­ся только до тех пор, пока родительская компания и
компании-поставщики считают это выгодным (прибыльным).

Данная система
организации бизнеса сделала возможным для «Найк» со­средоточить большой объем
капитала на инвестировании в производственное оборудование для других компаний
и в то же время разгрузить основную ком­панию в интересах обеспечения
эффективных продаж. Если какой-нибудь оп­ределенный тип продукции потеряет свой
рынок, «Найк» может выйти из аль­янса с производителем. Наибольшее преимущество
состоит в том, что «Найк» может концентрироваться на деятельности, которую она
выполняет лучше:

проектировании, маркетинге
и продаже продуктов. Благодаря этому «Найк» довела до совершенства свою
деятельность по реализации продуктов.

Родительская
компания может иметь временные альянсы в самых различных областях. Важнейшие
черты виртуальной организации в данном случае — в ее временной природе и
частичной интеграции с родительской компанией. Глобальный охват рабочих групп,
неболь­ших и средних организаций позволяет варьировать возможностями,
отказываться от неэффективных производственных процессов, выпол­няемых не лучшим
образом, и передавать их другим партнерам. В раз­ных звеньях виртуальной
корпорации происходит сосредоточение на тех функциях и фазах процесса
производства, которые именно там могут осуществляться наилучшим образом.

Виртуальные
организации требуют нового мышления руководи­телей: отказа от всестороннего
контроля, перехода от соподчиненности к неформальной координации, взаимного
доверия, преобладания де­ловитости над карьерными устремлениями, преодоления
пережитков иерархического управления.

В структурах
виртуального характера важно поддерживать и спо­собствовать развитию нового
элемента — управления знаниями. С его помощью решается двуединая задача: 1)
приобретение знаний, под­нимающих уровень деятельности организации; 2) их
хранение, рас­пределение и преобразование в форму, удобную для внутрифирмен­ного
пользования. Этого можно достичь с помощью тщательно раз­работанной концепции
централизации, институционализации и прак­тического использования накопленных
знаний. В практике компаний известны случаи введения должности штатного
эксперта (так называ­емого брокера знаний), который выступает в роли
координатора между сферами предложения и потребления знаний. В интересах
управле­ния знаниями образуются межфункциональные проектные группы, создаются специальные
компьютерные системы. Деятельность по ис­пользованию уже накопленных знаний и
обеспечению поступления новой информации создает предпосылки формирования обучающей­ся
организации.

В виртуальной
организации служебные обязанности будут посто­янно меняться так же, как и
полномочия. Даже само определение служащего по найму изменится по мере того,
как потребители и по­ставщики будут проводить в компании больше времени, чем
сами работники этой компании.

Рынки сложной
продукции XXI века потребуют оперативного и глобального решения вопросов
адресной доставки потребителям раз­нообразных вариантов продукции. Эта
продукция будет различаться не только по форме и функциям, но и по
предоставляемым сопутст­вующим услугам, включая возможность заказчика
присутствовать при разработке дизайна продукции. Производственная компания не
ста­нет изолированным участком, а скорее точкой пересечения в ком­плексной сети
поставщиков, потребителей, инженеров и других функ­циональных услуг.

Единственная
возможность обеспечить заказчика виртуальной продукцией, которая
соответствовала бы изменяющимся потребно­стям, заключается в том, чтобы
поддерживать базу интегрированных и постоянно меняющихся данных о потребителе,
продукции, про­изводстве и конструктивных методологиях. Это подразумевает но­вые,
более сложные формы исследования рынка и новые особенно­сти дизайна продукции,
которые представляют интерес для заказ­чика. Одной из главных задач для многих
компаний является разработка систем и программного обеспечения, позволяющих
заказчи­ку взять на себя обязанности по дизайну, которые прежде лежали на
компании-производителе.

В этой связи
можно говорить о виртуальной корпорации как о модели информации и
взаимоотношений. Создание виртуальной про­дукции потребует применения более
развитой информационной сети, собирающей данные о рынках и запросах
потребителя, сочетания ее с новейшими дизайнерскими методами и интегрированной
компьюте­ризацией производственных процессов. Эта система приводится в действие
с помощью интеграционной сети, которая включает не толь­ко
высококвалифицированных работников компании, но также по­ставщиков,
дистрибьюторов, розничных продавцов и даже потреби­телей. Вот почему назрели
глубокие изменения как дистрибьюторской системы компании, так и ее внутренней
организации, требующие уси­ления ориентации на потребителя. С внешней стороны
сеть постав­щиков должна быть интегрирована именно с теми заказчиками, ко­торые
имеют с данными поставщиками общее оборудование, проек­ты, коммерческие тайны.
Очевидно, что поставщики будут в большой зависимости от заказчиков, но по этой
причине заказчики будут в рав­ной степени зависимы от своих поставщиков. В
конечном счете в от­личие от современных прототипов виртуальные корпорации
будуще­го будут выступать не столько в роли отдельного предприятия, сколь­ко —
постоянно меняющегося центра сосредоточения общих направ­лений деятельности в
огромной структуре взаимоотношений.

Корпорации,
рассчитывающие сохранить конкурентоспособность, должны оперативно добиться
совершенства как используемой инфор­мации, так и системы взаимоотношений с
партнерами. Технологии сами по себе, без соответствующих изменений остальной
части кор­порации успеха не принесут. Вот почему процесс модернизации кор­порации
должен быть комплексным, охватывающим одновременно исследования и развитие,
производство, маркетинг, сбыт, обслужива­ние, распределение, информационные
системы, финансы. Сущест­венно меняются требования к сотрудникам виртуальной
корпорации. Указанным корпорациям будет необходим большой штат высококва­лифицированных,
надежных и образованных работников — людей, понимающих и применяющих новые
формы информации, способных приспосабливаться к переменам и эффективно
сотрудничать с други­ми рыночными агентами. Виртуальные корпорации будут
функцио­нировать успешно только в условиях совместной работы в такой ко­манде,
в которой работники, руководство, заказчики, поставщики и государственные
органы стремятся к достижению общих целей.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ