6.2. Использование концепции цепочки ценностей :: vuzlib.su

6.2. Использование концепции цепочки ценностей :: vuzlib.su

22
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


6.2. Использование концепции цепочки ценностей

.

6.2. Использование концепции цепочки ценностей

Традиционная система управления издержками
часто сосредотачивает внимание, в основном, на процессах происходящих внутри
предприятия – ее закупках, функциях, изделиях, потребителях. Другими словами,
управленческий учет предприятия рассматривает стадии добавления ценности,
начиная от выплат поставщикам и заканчивая получением оплаты от потребителей.
Ключевым моментом является доведение до максимума разницы (добавленной
стоимости) между закупками и реализацией.

Концепция цепочек ценности коренным образом
отличается от концепции добавленной стоимости. С точки зрения SCM концепция добавленной
стоимости имеет два больших недостатка: она начинается слишком поздно и
оканчивается слишком рано. В самом деле, начало анализа затрат с момента
закупки не дает возможности использования в своих интересах связей и условий
работы поставщиков. Существенное преимущество предприятие может получить,
вмешавшись в работу поставщиков (для их же выгоды) и получив для себя
определенные преимущества по издержкам. С другой стороны, предприятие может
существенно расширить свои конкурентные преимущества, занявшись послепродажным
обслуживанием клиентов. Тем самым могут быть созданы предпосылки для
“привязывания” определенных клиентов к предприятию на долгий срок.

В своем классическом “портеровском” виде
цепочка ценностей выглядит следующим образом.

Рис. 14. Цепочка ценностей по Портеру

Со стратегической точки зрения концепция
цепочки ценностей, в отличие от концепции добавленной стоимости, предполагает,
по крайней мере, четыре направления увеличения прибыли:

связь с поставщиками,

связь с потребителями,

технологические связи внутри цепочки ценностей
одного подразделения предприятия,

связи между цепочками ценностей подразделений
внутри предприятия.

Останавливаясь на последних двух факторах
подчеркнем, что в рамках этого подхода создается возможность проанализировать и
обосновать, как увеличение затрат в процессе одного вида экономической
деятельности может привести к снижению общих затрат. Ярким примером такого
решения является установка компьютерной системы учета и отчетности, которая
путем автоматизации большого количества учетных и отчетных операций сокращает
общие и административные издержки предприятия в целом.

Рассмотрим более общий пример, построенный на
основе деятельности конкретного украинского бумажного комбината. На рис. 15
представлена цепочка ценностей бумажной промышленности.

Рис. 15. Цепочка ценностей в бумажной
промышленности.

Рассмотрим два предприятия, каждый из которых
контролирует различные звенья этой цепочки. Предприятие А контролирует звенья,
начиная со второго и оканчивая восьмым. Предприятие В занимается
непосредственно только деятельностью, охватывающие звенья 4 – 7. Ясно, что
первое предприятие в совокупности несет гораздо более существенные издержки по
сравнению со вторым. В то же время эффект деятельности первого предприятия
потенциально более значимый, так как это предприятие потенциально может
использовать в своих целях и, следовательно, корректировать направления
деятельности всех звеньев цепочки ценностей.

Общая методология использования цепочки
ценностей включает в себя следующие этапы.

Построение цепочки ценностей данной отрасли и
установление затрат, доходов и активов для всех видов экономической
деятельности, которые являются звеньями цепочки.

Установление затратообразующих факторов,
регулирующих каждый вид экономической деятельности.

Создание устойчивого конкурентного
преимущества либо путем лучшего, чем у конкурентов управления факторами
издержек, либо путем реконфигурации цепочки ценностей.

Первый этап является основополагающим для
всего процесса SCM. Конкурентное преимущество фирмы не может быть существенным
образом исследовано на уровне отрасли в целом. Цепочка ценностей разбивает
конкретную отрасль на отдельные стратегические виды деятельности. Исходная
позиция для анализа затрат – это определение цепочки ценностей конкретной
отрасли и установление затрат, доходов и активов для каждого вида экономической
деятельности (звена цепочки ценностей). При выделении видов экономической
деятельности необходимо руководствоваться следующими критериями:

экономическая деятельность вносит существенную
долю в издержки данной отрасли,

поведение издержек данного вида экономической
деятельности отличается от других,

конкурирующие фирмы осуществляют данный вид
экономической деятельности другим способом,

экономическая деятельность обладает большими
потенциальными возможностями для дифференциации продукции.

Следует подчеркнуть, что цепочки ценностей
строятся для различных уровней подробности. Так на рис. 15 изображена цепочка
ценностей на уровне отрасли в целом. Аналогичные цепочки создаются на уровне
предприятия и отдельного подразделения предприятия. Здесь уместно вспомнить методологию
бизнес-процессов, так как на уровне предприятия более эффективно рассматривать
не функциональную структуру, а структуру основных бизнес-процессов.

Второй и третий этапы общей методологии
рассматриваются в последующих частях настоящего раздела.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ