7.2. Комплексное задание с решением :: vuzlib.su

7.2. Комплексное задание с решением :: vuzlib.su

156
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


7.2. Комплексное задание с решением

.

7.2. Комплексное задание с решением

Вы являетесь владельцем и директором
предприятия по сборке определенного типа электронных приборов. Экономя
управленческие издержки, вы ограничили объем управляющего персонала двумя
человеками. Осуществляя общее руководство, Вы сами выполняете функцию
бухгалтера. Вы наняли профессионального маркетолога, который отвечает за
поставки комплектующих и обеспечение продаж. Заключен контракт с рекламной
компанией, которая разработала и реализует рекламную кампанию для Вашего предприятия.
Продажа готовой продукции осуществляется на комиссионной основе: это означает,
что предприятие оплачивает продавцу определенную сумму вознаграждения,
определяемую с помощью фиксированного процента. Помимо этого, в штате Вашего
предприятия работает секретарь. Основной производственный персонал предприятия
состоит из нескольких сборщиков и испытателей. Все сотрудники работают на
условиях фиксированной месячной оплаты. Условия оплаты и штатный состав
предприятия приведен в табл. 1 (Здесь и далее в рамках данного упражнения
используется собственная сквозная нумерация таблиц).

Таблица 1. Штатное расписание предприятия

Заработная плата директора (грн/мес.)

1,200

Заработная плата маркетолога (грн/мес.)

600

Количество сборщиков

2

Заработная плата одного сборщика (грн/мес.)

600

Количество испытателей

2

Заработная плата одного испытателя
(грн./мес.)

650

Заработная плата секретаря (грн/мес.)

250

Задача, которая стоит перед Вами, как
директором и владельцем предприятия, заключается в том, чтобы спланировать
деятельность предприятия на ближайший год. Для этого Вы должны провести анализ
безубыточности

в целом за год и

для каждого месяца.

Следующим шагом является детализированный
(помесячный) прогноз баланса и отчета о прибыли, а также отчета о движении
денег.

По существу, Вы должны проверить
состоятельность своего бизнеса с точки зрения

а) способности получить прибыль и

б) способности генерировать достаточный объем
денежных средств для того, чтобы оставаться платежеспособным в течение всего
планируемого года.

Оперативные исходные данные по производству и
продаже готовой продукции приведены ниже в табл. 2 и 3.

Таблица 2. Планируемое распределение годового
объема

продаж по месяцам

янв.

фев.

март

апр.

май

июнь

июль

авг.

сен.

окт.

нояб.

дек.

всего

7%

6%

7%

7%

7%

12%

14%

8%

6%

7%

9%

10%

100%

Таблица 3. Оперативные исходные данные

Цена единицы продукции (грн)

2,120

План продаж на год (единиц продукции)

2,000

Доля получения денег от клиентов за продажи
данного месяца

86%

Стоимость комплектующих элементов (% от
цены)

87%

Начальный запас комплектующих (в комплектах
на единицу продукции)

21

Планируемый остаток комплектующих (в
комплектах на единицу продукции) на конец года

40

Доля оплаты деньгами за комплектующие

87%

Планируемый остаток комплектующих на конец
месяца

(% от объема продаж следующего месяца)

15%

Комиссия продавца

1.50%

Затраты на рекламу в год

42,400

Арендная плата за месяц

3,000

Накладные издержки без аренды и амортизации
за год

(% от годовой выручки)

5%

Дополнительно предприятие несет издержки в
виде начислений на

заработную плату в размере 37.5%,

объем выручки в месяц в размере 1.5%.

Амортизационные издержки начисляются исходя из
годовой нормы амортизации 25% в соответствии с подходом, принятым в настоящий
момент в Украине.

Налог на прибыль начисляется и оплачивается с
помощью следующей процедуры. Начисление налога на прибыль производится каждый
месяц по итогам деятельности предприятия за данный месяц в размере 30% от
величины полученной операционной прибыли. Если предприятие в конкретном месяце
имеет убытки, то налог на прибыль не выплачивается. В случае, если предприятие
имеет операционные убытки в течение одного или нескольких месяцев, расчет
налогооблагаемой базы производится “нарастающим итогом”: для каждого конкретного
месяца, начиная с того месяца, в который зафиксированы убытки, производится
алгебраическое (т.е. с учетом знака) суммирование операционной прибыли за все
предшествующие месяцы; как только итоговое значение становится положительным,
начисляется налог на прибыль исходя из заданной процентной ставки. Оплата
налога на прибыль производится до 20 числа каждого последующего месяца.

Продажа готовой продукции предприятием
производится в соответствии с ранее полученными заказами небольшими партиями.
Это означает, что на складе предприятия на конец каждого месяца не остается ни
одной единицы готовой продукции. Другими словами содержание и величина статьи
баланса “ТМС” определяется исключительно комплектующими элементам, которые
приобретаются и хранятся на предприятии в виде отдельных комплектов (каждый
комплект представляет собой количество элементов сборки необходимое для
изготовления одного компьютера).

Баланс предприятия на начало года представлен
в табл. 4.

Таблица 4. Баланс предприятия на начало года.

АКТИВЫ

Оборотные средства

Денежные средства

4,620

Дебиторская задолженность

42,000

Товарно-материальные средства

38,732

Предоплаченная аренда помещений

36,000

Основные средства

Начальная стоимость

8,400

Накопленная амортизация

2,520

Остаточная стоимость

5,880

Активы, всего

127,232

ПАССИВЫ

Краткосрочные задолженности

Кредиторская задолженность

54,000

Начисленные обязательства

5,706

Банковская ссуда

Задолженности по налогу на прибыль

1,315

Текущая часть долгосрочного кредита

6,000

Долгосрочные задолженности

Долгосрочный банковский кредит

24,000

Собственный капитал

Уставной капитал

31,000

Нераспределенная прибыль

5,211

Пассивы, всего

127,232

В процессе планирования деятельности
предприятия необходимо руководствоваться следующими допущениями:

Погашение долгосрочного кредита осуществляется
равными порциями в конце каждого квартала. Стоимость долгосрочного кредита
равна учетной ставке НБУ, срок кредита — 5 лет.

Предприятие имеет возможность получить
банковскую ссуду через кредитную линию при ежемесячной выплате процентов по
процентной ставке 4%.

Производственные накладные затраты (без
амортизации) за год распределяются по месяцам равномерно.

Административные издержки состоят
исключительно из заработной платы директора и секретаря с начислениями.

Маркетинговые издержки включают:

затраты на рекламу, которые распределяются
равномерно по месяцам,

комиссию продавца и

заработную плату маркетолога с начислениями.

Предоплаченные расходы состоят исключительно
из расходов, понесенных при заключении контракта на аренду помещений. Сумму
предоплаченных расходов предоплаченных расходов делится на 12 месяцев, и каждая
порция включается в производственные накладные издержки.

Предприятие планирует иметь на денежном счету
не менее 9,000 тыс. грн.

Конечным результатом решения задачи должным
быть:

величина операционной прибыли за год и точка
безубыточности за год;

целевой объем продаж из расчета операционной
прибыли 300,000;

отчет о прибыли формате на основе вложенного
дохода и в традиционном формате по месяцам;

баланс предприятия по месяцам;

отчет о прибыли предприятия по месяцам,
составленный с помощью прямого метода,

В том случае, если прямое планирование в
соответствии приведенными исходными данными не сможет обеспечить предприятию
благополучное состояние (величину денежного счета не менее 9,000 грн.) следует
прибегнуть к краткосрочному кредитованию, воспользовавшись имеющейся кредитной
линией. Для этого следует повторно составить финансовые отчеты, т.е. повторить
п.п. 3-5 из указанного выше списка заданий.

Решение.

Решение проведем с помощью многошаговой
процедуры. На каждом шаге будет локализирована какая-либо конкретная задача.

Шаг 1. Разделение издержек на переменные и
постоянные

Для проведения анализа безубыточности прежде
всего следует разделить издержки на переменные и постоянные. Для этого
необходимо внимательно изучить характер зависимости каждого вида издержек от
объем реализации готовой продукции предприятия.

Расчет величины амортизации приведен в табл.
5.

Таблица 5. Расчет величины амортизации.

янв.

фев.

март

апр.

май

июнь

Начальное значение

5,880.00

5,757.50

5,635.00

5,512.50

5,397.66

5,282.81

Амортизация

122.50

122.50

122.50

114.84

114.84

114.84

Остаточн. значение

5,757.50

5,635.00

5,512.50

5,397.66

5,282.81

5,167.97

июль

авг.

сен.

окт.

нояб.

дек.

Начальное значение

5,167.97

5,060.30

4,952.64

4,844.97

4,744.03

4,643.10

Амортизация

107.67

107.67

107.67

100.94

100.94

100.94

Остаточн. значение

5,060.30

4,952.64

4,844.97

4,744.03

4,643.10

4,542.16

В табл. 6 приведено разделение издержек на
переменные и постоянные для указанных в условии задачи данных.

Таблица 6. Постоянные и переменные издержки
предприятия

Переменные издержки на единицу продукции

Комплектующие

1,844.40

Комиссия продавца

31.80

Начисления от величины валовой выручки

31.80

Всего переменных издержек

1,908.00

Постоянные издержки

за год

за месяц

Заработная плата рабочих с начислениями

41,250.00

3,437.50

Аренда помещений

36,000.00

3,000.00

Амортизация (итог табл. 5)

1,337.84

Накладные издержки без аренды и амортизации
в год

212,000.00

17,666.67

Административные издержки

23,925.00

1,993.75

Маркетинговые издержки

52,300.00

4,358.33

Всего постоянных издержек

366,812.84

30,456.25

Шаг 2. Проведение анализа безубыточности за
год

Анализ безубыточности производится с помощью
традиционной схемы с использованием данных, помещенных в табл. 6. В табл. 7
помещены результаты анализа безубыточности и целевого планирования объема реализации
для достижения величины операционной прибыли в размере 300,000 грн.

Таблица 7. Анализ безубыточности и целевое
планирование прибыли

за год

не ед. прод.

Проценты

Выручка

4,240,000.00

2,120.00

100.00%

Переменные издержки

3,816,000.00

1,908.00

90.00%

Вложенный доход

424,000.00

212.00

10.00%

Постоянные издержки

366,812.84

Чистая операционная прибыль

57,187.16

Точка безубыточности (в единицах продукции)

1,730

Точка безубыточности в грн.

3,667,600

Запас безопасности

13.50%

Целевой объем продаж (в единицах продукции)

3,145

Целевой объем продаж в грн.

6,667,400

Из результатов расчета видно, что точка
безубыточности составляет 1,762 единицы продукции, что при планируемом объеме
продаж 2,000 обеспечивает предприятию запас безопасности в размере 13.5%. В то
же время, для достижения целевой прибыли 300,000 грн. предприятию следует
продавать в год 3,145 штук.

Шаг 3. Составление графика обслуживания долга

При составлении графика обслуживания долга
необходимо руководствоваться следующими соображениями:

погашение основной части долга происходит
равными порциями в конце каждого квартала,

проценты по кредиту выплачиваются банку в
момент погашения основной части долга,

процентная ставка за квартал вычисляется путем
деления годовой процентной ставки на четыре.

График погашения кредита для исходных данных
задачи приведен в табл. 8. Процентная ставка кредита была принята на уровне
36%.

Таблица 8. График погашения кредита

Месяц

март

июнь

сентябрь

декабрь

Начальный баланс долга

30,000

28,500

27,000

25,500

Выплаты основной части

1,500

1,500

1,500

1,500

Процентные выплаты

2,700

2,565

2,430

2,295

Суммарные выплаты

4,200

4,065

3,930

3,795

Конечный баланс

28,500

27,000

25,500

24,000

Шаг 4. Составление отчета о прибыли предприятия

При составлении отчета о прибыли предприятия
следует принимать во внимание все приведенные выше допущения и исходные данные.
Рекомендуемый формат отчета о прибыли соответствует общепринятому
международному стандарту. Величина выручки в каждый месяц оценивается исходя из
распределения продаж по месяцам. В табл. 9 представлен отчет о прибыли
предприятия непосредственно для исходных данных задачи. Из отчета следует, что
предприятие имеет убытки в течение нескольких месяцев, хотя в целом за год
предприятие имеет положительную прибыль. Наличие прибыли еще не является
гарантией достаточного количества денег у предприятия.

Шаг 5. Составление прогнозного баланса
предприятия

Данный шаг является наиболее трудоемким.

Расчет прогнозных статей баланса производится
следующим образом.

Значение статьи “Уставной капитал” содержится
в начальном балансе и не будет изменяться по месяцам.

Значение нераспределенной прибыли на конец
каждого месяца равно значению нераспределенной прибыли на начало месяца плюс
величина прибыли за месяц, даже если эта прибыль имеет отрицательное значение.

Величина долгосрочного долга берется из
начального баланса и не изменяется по месяцам.

Величина текущей части долгосрочного долга
берется непосредственно из графика обслуживания долга.

Величина задолженности по налогу на прибыль
определяется величиной налога на прибыль, начисленного по результатам
деятельности предприятия в предыдущем месяце.

Величина банковской ссуды предприятия берется
из графика обслуживания краткосрочного кредита, если таковой имеется.

Расчет величины статьи “начисленные
обязательства” производится с учетом тех операционных издержек, которые
начисляются в текущем месяце, а выплачиваются в следующем. К этим статьям
относятся:

месячная заработная плата рабочих с начислениями
— 3,437.5 грн.,

административные издержки в месяц — 1993.75
грн.,

заработная плата маркетолога в месяц с
начислениями – 600 х 1.375 = 825 грн.,

начисления от величины валовой выручки – 4,452
грн.

В сумме все эти значения дадут 10,708.25 грн.

Заметим, что комиссионные продавцу и
маркетинговые издержки оплачиваются до окончания месяца.

Значение статьи ТМС определяются из условия,
что предприятие должно иметь остаток ТМС на конец месяца, равный определенной
процентной доли (в рассматриваемом примере 15%) от потребностей в комплектующих
следующего месяца. (Данный расчет нарушает общую последовательность вычисления
пассивных статей, так как значения ТМС необходимы для расчета величины
кредиторской задолженности).

Расчета значения кредиторской задолженности в
конце каждого месяца производится с помощью баланса ТМС, на основании которого
величина произведенных закупок равняется сумме материальных затрат за месяц (из
отчета о прибыли) и величины ТМС на конец месяца за вычетом значения статьи ТМС
на начало месяца. Поскольку часть закупок предприятие оплачивает деньгами,
величина кредиторской задолженности равняется неоплаченному остатку стоимости
закупок. Например, в январе величина закупок ТМС равнялась 258,216 грн. ТМС на
начало и конец месяца составили соответственно 38,732 и 33,199. Следовательно,
предприятие закупило в течение месяца комплектующих на (258,216 + 33,199) –
38,732 = 252,683 грн. Поскольку по условию 87% предприятие оплачивает деньгами,
сумма долга поставщику на 31 января должна составить 252,683 х 0.13 = 32,849
грн.

Суммарное значение пассивов баланса проекта
рассчитывается путем суммирования всех вычисленных компонент.

При расчете дебиторской задолженности
учитывается объем продаж предприятия за текущий месяц. Поскольку часть
продукции потребитель оплачивает деньгами, сумма его долга на конец месяца
составляет стоимость товара, которая еще не оплачена деньгами. Например, объем
продаж в январе составляет 296,800 грн., и по условию задачи потребитель
оплачивает деньгами только 86% стоимости приобретенного им товара, сумма
дебиторской задолженности на 31 января составит 296,800 х 0.14 = 41,552 грн.

Расчет предоплаченных расходов на аренду
производится путем последовательного вычитания из начального значения величины
арендных платежей каждого месяца.

Основные средства в первый месяц
рассчитываются как величина основных средств за вычетом месячной амортизации. В
каждый последующий месяц величину месячной амортизации, вычисленную при расчете
отчета о прибыли, следует прибавлять к статье накопленная амортизация, и
остаточная стоимость основных средств будет каждый раз определяться вычитанием
накопленной амортизации из начальной стоимости основных средств.

Последними подлежат оценке денежные средства.
Поскольку величины суммарных активов и пассивов совпадают, среди активных
статей остается неизвестным только значение денежных средств. Поэтому величина
денежного счета определяется путем вычитания из суммы активов баланса значений
всех известных активных счетов.

Следует отдельно прокомментировать отношение к
денежному счету. Прежде всего, ясно, что величина должна быть положительной,
более того, она должна следовать ограничениям на величину денежного счета,
принятым в исходных допущениях. Если это не так, то в исходные данные проекта
вносятся изменения, которые должны изменить ситуацию. В качестве единственного
способа рекомендуется использование краткосрочного банковского кредита на
условиях, оговоренных в исходных данных.

В табл. 10 приведен прогноз баланса
предприятия. Как видно из таблицы, предприятие не в состоянии удовлетворить
требованию по ограничению на величину денежного счета. Более того, во многих
месяцах денежный счет отрицателен, т.е. предприятие признается
неплатежеспособным. Это заставляет прибегнуть к краткосрочному банковскому кредиту.

Шаг 6. Составление прогнозного отчета о
движении денежных средств

Для составления отчета о движении денег
рекомендуется использовать прямой метод. В табл. 11 приведен отчет о движении
денег предприятия. Ниже приведены комментарии к расчету каждой статьи отчета.

Денежные средства, полученные от покупателей.
Для расчета используются значения дебиторской задолженности на начало и конец
месяца, а также величина выручки за период. Расчет производится с помощью
формулы, выражающей баланс ресурсов:

Дебиторская задолженность на начало года +
Выручка в течение года –

Дебиторская задолженность на конец года.

Денежные средства, выплаченные при закупке
материалов. Данный расчет производится с помощью объединения двух ресурсных
соотношений: 1) ТМС и 2)счетов кредиторов. На основании баланса ТМС имеем
следующее соотношение:

ТМС в составе реализованной продукции = ТМС на
начало года + Закупки – ТМС на конец года,

откуда немедленно следует:

Закупки = ТМС в составе реализованной
продукции – (ТМС на начало года – ТМС на конец года).

В то же время на основе баланса счета
кредиторов получим

Денежные средства, выплаченные при закупке =
Закупки +

(Счета кредиторов на начало – Счета кредиторов
на конец).

Объединение двух расчетных соотношений
приводит к искомому значению денежных средств, выплаченных при закупке ТМС. В
частности, для января имеем:

Закупки = 258,216 – (38,732 – 33,199) =
252,683 грн.

Денежные средства, выплаченные при закупке ТМС
=

= 252,683 + (54,000 – 32,849) = 273,834 грн.

Денежные средства, затраченные не оплату
операционных расходов, рассчитываются путем сопоставления двух балансовых
статей: “предоплаченные расходы” и “начисленные обязательства” и всех статей
отчета о прибыли, которые относятся к операционным (т.е. не финансовым
расходам). Эти статьи включают

оплату прямого труда,

производственные накладные издержки,

административные издержки,

маркетинговые издержки.

Следует подчеркнуть, что суммы этих расходов
свободны от амортизации – амортизация в отчете о прибыли указана с помощью отдельных
позиций.

На основании баланса ресурсов легко следует
формула для расчета денег, потраченных на операционные издержки:

Денежные средства, затраченные на оплату
операционных расходов =

= Сумма начисленных операционных издержек +
Изменение статьи “предоплаченные расходы” — Изменение статьи “начисленные
обязательства”.

В нашем случае для января изменение статьи
“предоплаченные расходы” составляет 33,000 – 36,000 = — 3,000. Изменение статьи
“начисленные обязательства” равно 5,706 – 10,708 – 5,706 = 5,002. Сумма
операционных издержек, начисленных компанией за январь, составляет

Оплата прямого труда с начислениями

3,438

Производственные накладные издержки

17,667

Арендная плата

3,000

Начисления от величины валовой выручки

4,452

Административные издержки

1,994

Маркетинговые издержки

8,810

Всего

39,361

В результате получим:

Денежные средства, затраченные не оплату
операционных расходов =

39,361 – 3,000 – 5,002 = 31,359.

Выплата процентов осуществлялись предприятием
в течение календарного года. Следовательно, все начисленные проценты, которые
фигурируют в отчете о прибыли, привели к денежным оттокам за период.

Выплаты задолженности по налогам определяется
путем сопоставления суммы начисленного налога на прибыль на начало и конец
месяца.

Мы исчерпали все статьи раздела “Операционная
деятельность” отчета о движении денежных средств. Итоговое значение чистого
денежного потока от операционной деятельности получилось отрицательным:
(9,260). По существу, предприятие заработало денежные убытки, т.е. убыток
предприятия в размере 899 грн. сгенерировал отрицательный денежный поток.

Финансовая деятельность предприятия связана с
разделами долгосрочных обязательств и собственного капитала. Принципиально это
может быть эмиссия новых акций и облигаций, выкуп акций или облигаций у их
владельцев, погашение (полное или частичное) долгосрочных кредитов, погашение
отсроченного налога на прибыль и выплата дивидендов (проценты вошли в
операционную деятельность). В нашем случае предприятие ограничилась следующими
видами финансовой деятельности потоками.

Погашение долгосрочного банковского кредита
имело место в размере 6,000, по 1,500 в каждый квартал. Это видно путем
сопоставления величины текущей части долгосрочного банковского кредита на
начало и конец каждого месяца.

Существенным элементом составления отчета о
движении денежных средств является проверка. Как было отмечено ранее, чистый
денежный поток (итог отчета о движении денежных средств) должен быть равен
изменению, которое получается у суммы денежного счета и статьи “рыночные ценные
бумаги” в течение года. Эта проверка иллюстрируется следующей таблицей.

январь

Денежные средства на начало месяца

4,620.00

Чистый денежный поток

(9,259.59)

Денежные средства на конец месяца

(4,639.59)

Представленные в таблице данные совпадают с
соответствующими данными баланса и отчета о движении денежных средств, что
подтверждает правильность составления отчета о движении денег.

Обеспечение платежеспособности предприятия за
счет краткосрочной банковской ссуды.

Анализируя результаты прогноза, обнаруживаем
недостаток или отрицательное значение денежного счета, на основании чего делаем
вывод о том, что предприятие не сможет функционировать без дополнительного
источника финансирования. Положение предприятия может быть спасено, если оно
привлечет дополнительные денежные средства в какие-либо месяца года, с тем,
чтобы вернуть долг в течение других месяцев года, когда будут большие денежные
поступления.

В качестве источника дополнительного
финансирования принимаем краткосрочную банковскую ссуду, реализуемую с помощью
кредитной линии, оговоренной в исходных допущениях. Следует учесть, что при
оценке суммы кредита необходимо руководствоваться требованием, иметь на
денежном счету не менее 9,000. Ясно, что брать сразу же большую сумму денег в
долг, чтобы реализовать это требование “с запасом”, не разумно, так как
приходится платить большие проценты (4% в месяц). Поэтому необходимо стремиться
к минимально возможной сумме ссуды. Эту сумму можно найти подбором,
рассматривая последовательно несколько итераций. Необходимо помнить, что
дополнительное финансирование повлечет за собой изменение отчета о прибыли, так
как сумма процентных платежей в случае дополнительного заимствования
увеличивается, что приводит к изменению баланса и отчета о прибыли в каждый
месяц. В дальнейшем принимаем, как это делается на практике, что предприятие
получает ссуду в начале месяца и погашает ее полностью или частично в конце
месяца. По условиям кредитования, независимо от погашения основной части долга,
предприятие выплачивает проценты, которые рассчитываются путем умножения
процентной ставки на ту сумму, которую предприятие было должно банку в течение
месяца.

В табл. 12 приведена окончательная итерация
банковского кредита, который спасает предприятие.

В табл. 13 и 14 соответственно помещены отчет
о прибыли и баланс предприятия, рассчитанные в условиях дополнительного
кредитования. Как видно из сравнения данных первого и второго вариантов
прогноза, во втором случае предприятие имеет меньшее значение чистой прибыли за
год, что закономерно, так как предприятие испытывает дополнительные процентные
издержки.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ