Прогнозирование технологий — выбор способов интеграции и коммуникации :: vuzlib.su

Прогнозирование технологий — выбор способов интеграции и коммуникации :: vuzlib.su

190
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Прогнозирование технологий — выбор способов интеграции и коммуникации

.

Прогнозирование технологий — выбор способов интеграции и
коммуникации

Технологическое планирование является средством
одновременного вовлечения множества нитей технологических разработок фирмы, а
также усиления связей между НИОКР, маркетингом и стратегическим планированием.
В результате может быть получено управление технологией со сбалансированными
правой и левой частью: спросом и предложением. Технологический прогноз должен
играть роль шарнира в этом технологическом планировании, позволяя найти более
точный подход к формулированию стратегии основополагающей деятельности фирмы.

Принятие любого решения, касающегося бизнеса, невозможно без
попытки заглянуть в будущее. Следовательно, фирма не может обойтись без
прогнозирования — вопрос только в наиболее подходящем методе. Стратегическое
планирование позволяет сформулировать и запланировать реализацию общей
стратегии бизнеса. Принимаемые при этом решения влияют на долгосрочное
перспективное развитие фирмы, и, таким образом, долгосрочное прогнозирование
отвечает потребностям процесса стратегического планирования фирмы. В этом
случае предвидение опасностей и благоприятных возможностей, порождаемых
долгосрочными изменениями технологической среды, становится составной частью
процесса стратегического планирования, использующего в том числе долгосрочные
прогнозы развития технологий. Конечно, конкретное восприятие фирмой
прогнозируемого развития технологии как опасной или благоприятной перспективы
зависит от воздействия, которое оно может оказать на возможность достичь
корпоративной стратегической цели. Таким образом, области, охватываемые
стратегическим планированием, расширяются за пределы технологического
прогнозирования. На основе долгосрочных прогнозов выбираются технологии,
способствующие достижению долговременных целей фирмы, принимаются решения о
дальнейших НИОКР, какие исследования начать, а какие прекратить, результаты
прогнозов дают пищу для размышлений о возможном влиянии будущих разработок на
перспективы деятельности фирмы в целом.

Следовательно, прогнозирование развития технологии является
частью более широких прогнозов.

Так, перспектива технологических изменений может поставить
перед специалистами фирмы, разрабатывающими её стратегию, ряд вопросов. При
ответе на эти вопросы они непременно сталкиваются с проблемами менеджмента,
отражающими взгляды высшего руководства фирмы на возможное воздействие технологических
изменений на текущую и планируемую деятельность фирмы. В основе этих взглядов
лежат предположения о реальных будущих технологических возможностях фирмы,
исходя из общего прогноза развития технологии.

— Как повлияет новая технология на:

— продукцию?

— производственные процессы?

— материалы?

— подходы к управлению в нашей отрасли промышленности?

— каждый из вышеперечисленных параметров в различных
секторах рынка?

— Как использовать технологию в качестве стратегического
оружия?

— Кто является лидерами в данной технологии?

— Как они ее защищают?

— Кто из остальных соперников приближается к лидерам?

— Как можно ускорить технологические разработки по всем
аспектам бизнеса фирмы?

— Каковы приоритеты для различных областей деятельности?

— Как объединить стратегии НИОКР с целями компании?

— Как обеспечить создание клиентуры и удовлетворение ее
потребностей путем планирования и управления полной цепочкой предложения
товаров и услуг и каков вклад технологии в этот процесс?

Методика прогнозирования развития технологии описана как
механизм, позволяющий четко рассмотреть будущее технологии. Не обязательно
предсказывать, какую точно форму примет данная технология к некоторой заданной
дате в будущем. На основе эвристических методов можно указать возможные пути
технологических изменений и, соответственно, оценить потенциал и осуществимость
будущих разработок.

Периодический пересмотр и возможная переориентация
долгосрочных стратегических планов и целей фирмы должны приводить к
аналогичному пересмотру и возможной переориентации ее технологических планов и
целей. В таком случае необходимо синхронизировать периодичность прогнозирования
развития технологии с циклами стратегического планирования. В целом,
прогнозирование развития технологии нельзя рассматривать как одноразовую акцию.
Прогнозы необходимо пересматривать, совершенствовать или повторять по мере
отслеживания общей обстановки, а также обновлять технологическую базу данных
фирмы за счет появления дополнительной информации. Жизненно важной частью цикла
пересмотра является постоянный или регулярный мониторинг внешней среды. Как
показано на рис. 2, прогнозы развития технологии основаны на информации,
почерпнутой из базы данных фирмы. В свою очередь, результаты прогнозирования
могут пополнять базу данных за счет введения дополнительной информации.

Как видно из рис.1 и 2, целью технологического планирования
является разработка технологической стратегии, которая соответствует
долгосрочной стратегии деятельности фирмы в целом и обеспечивает ее реализацию.
Технологическая стратегия должна, как минимум, определить, какую технологию
необходимо разрабатывать и какого положения — лидера или ведомого — добивается
фирма. Она также устанавливает, в каких областях следует прекратить НИОКР,
какие закупить «ноу-хау» или лицензии, как распределить инвестиции
между основным, прикладным и инновационным направлениями деятельности фирмы.

Рис.2. Связь между НИОКР и экономической стратегией: 1 —
определение потенциальных опасностей и благоприятных возможностей со стороны
окружающей среды; 2 — определение сравнительных преимуществ предприятия; 3 —
рассмотрение стратегических альтернатив; 4 — выбор стратегии; 5 — создание организационной
структуры и климата; 6 — разработка краткосрочной и среднесрочной политики,
планов и программ; 7 — оценка стратегии; 8 — поиск возможностей, определяющих
технологию, конкурентоспособность и социальные факторы.

Направление НИОКР должно определяться не интересами
технологии, з необходимостью усиления достигнутого и поддерживаемого фирмой
конкурентного преимущества.

Возможно два уровня прогнозирования развития технологии.
Первый уровень — стратегического менеджмента, на котором для рассмотрения отдаленного
будущего используют поисковые и спекулятивные методики прогнозирования —
например, метод экспертных оценок Дельфи. Второй уровень — формулирование
стратегии исследований, на котором для выбора путей достижения цели
используются нормативные (ориентированные) или экспликативные методы —
например, метод дерева с ветвями относительной важности.

Большинство пользователей задаются вопросом относительно
точности технологических прогнозов. С точки зрения авторов, прогнозы развития
технологии не должны точно предсказывать, каковы будут технологические
возможности к какой-то определенной дате в будущем. Надеяться на точность
долгосрочных прогнозов наивно. Последние работы показали тенденцию ухода от
детерминистского использования прогнозов развития технологии, поскольку их
склонность вводить в заблуждение перевешивает способность прояснить элементы
технологии, которые могут оказать влияние на будущее фирмы. Однако неизбежная
неопределенность и неточность прогнозов развития технологии терпима, если их
использовать для понимания и подготовки к непредвиденным обстоятельствам. Кроме
того, успех долгосрочного планирования определяется установленными целями и
приоритетами их достижения и в меньшей степени — строгостью метода
прогнозирования.

Прогнозирование развития технологии должно быть составной
частью процесса формулирования конкурентоспособности при разработке общей
стратегии фирмы (четырех обширных вариантов стратегий развития технологии,
показанных в табл. 2). Технологическое планирование фирмы способствует тому,
что деятельность подразделений НИОКР фокусируется на достижении поставленных
целей, способствуя успешной реализации долгосрочных планов фирмы в рамках
конкурентной стратегии фирмы.

Реализация всего вышесказанного зависит от приоритетов
руководства фирмы. Принятие стратегии — определяющее судьбу фирмы решение, в
котором отражаются ожидания, убеждения и обязательства высшего руководства.

Высшее руководство ответственно за принятие стратегии,
влияющей на технологическое планирование. Оно устанавливает долгосрочные
корпоративные цели, которые, в свою очередь, определяют общий объем, степень и
распределение по времени технологических потребностей фирмы и соответствующую
деятельность подразделений НИОКР. Установлено, что для фирм с
высокоэффективными НИОКР характерна высокая степень вовлеченности высшего
руководства в формулирование долгосрочных целей НИОКР и в определение основных
направлений исследований. Показано, что в случаях эффективного стратегического
менеджмента технологий высшее руководство фирмы не только считало себя
ответственным за принятие и одобрение технологических решений, но и участвовало
в регулярном пересмотре технологических планов, чтобы убедиться в соответствии
направления НИОКР кратко- и долгосрочным целям фирмы. В случаях неэффективной
деятельности контакты между подразделениями НИОКР и высшим руководством
оказывались слабыми, что препятствовало включению технологических аспектов в
общую экономическую стратегию фирмы. Чтобы поднять технологию на стратегический
уровень, технологически грамотное высшее руководство должно создать режим
поддержки технологий, которые необходимо рассматривать как оружие в
конкурентной борьбе.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ