Ориентация руководства :: vuzlib.su

Ориентация руководства :: vuzlib.su

104
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Ориентация руководства

.

Ориентация руководства

Ориентация высшего руководства фирмы играет важную роль в успешном
объединении НИОКР с общей стратегией фирмы. Существует дуалистическая концепция
относительно интеграции НИОКР со стратегическим планированием, исходя из двух
противоположных ориентации руководства, которая допускает сосуществование
модели интеграции технологии и модели интеграции менеджмента. Модель интеграции
технологии характерна для тех случаев, когда система ценностей фирмы направлена
на достижение технического совершенства.

Таблица 2.

Варианты стратегии развития технологий

Первые на рынке

Интенсивные исследования и поддержка разработок

Тесное сотрудничество между подразделениями НИОКР и
планирования производства

Современные технические возможности Высокая доля
инвестиций в НИОКР Высокий риск неудачи отдельных продуктов

Гибкое создание опытных образцов, возможность быстрого
увеличения объема

Следование за лидером

Интенсивные разработки

Тесное взаимодействие между подразделениями, занимающимися
НИОКР. производством и маркетингом

Умеренные технические возможности

Эффективная система получения научно-технических данных о
конкурентах

Быстрая реакция процесса разработки продукции и технологии

Эффективная прикладная деятельность

Интенсивная деятельность по проектированию и производству
продукции

Отсутствие собственных научных исследований и
незначительная деятельность по разработке технологических процессов

Готовый доступ к пользователям

Тесное сотрудничество между отделами сбыта и
проектирования продукции

Создание новых областей эффективного применения продукции

Минимизация затрат на разработку и производство

Специализация менеджеров на отдельных вопросах
производства

«И я тоже»

Отсутствие научных исследований и незначительная
деятельность по разработке технологических процессов

Высокая эффективность производства и низкая себестоимость,
большой объем производства

Преобладание производственной деятельности, меньшее
развитие проектно-конструкторских разработок

Низкие цены, эффективная доставка продукции

быстрое воспроизведение чужих разработок и их модификация
для снижения затрат

Соответствующая интеграция осуществляется путем продвижения
технических специалистов, руководствующихся приоритетами технической
ориентации. В этом варианте существенное влияние на формулирование стратегии высшим
руководством фирмы оказывают технологические факторы. Модель интеграции
менеджмента присуща фирмам, в которых технологии и НИОКР отводят второстепенную
роль и соответствующие направления НИОКР и технологических разработок
определяются корпоративной стратегией, а не желанием развивать технические
ценности, стремясь к техническому совершенству. В этой модели управление НИОКР
осуществляется с помощью стратегического планирования, а ресурсы распределяются
в соответствии с долговременными целями фирмы. Эти две модели представляют
собой крайние случаи интеграционной стратегии, а реальная практика
располагается где-то между ними.

Описание технологии как главной составляющей изменений
внешней среды дополняется рассмотрением характера возникающего движения. Утверждается,
что технология определяет отличительную компетенцию фирмы, поэтому руководство
должно рассматривать технологию как стратегический капитал и оружие в
конкурентной борьбе. В последнее время пересматривается эта роль
«технологического капитала» в долгосрочном конкурентном успехе фирмы.
Высокая эффективность деятельности фирмы во многих отраслях промышленности
связана с превосходством ее продукции, которое достигается общей корпоративной
вовлеченностью в инновационную деятельность, в разработку и обеспечение крепкой
технологической базы, на которой строится исключительная технологическая
компетенция фирмы. Технология рассматривается как средство поддержания
конкурентного преимущества, обеспечивающего ценность продукции.

Эти взгляды отличаются от принятого мнения относительно
слабой пригодности этого средства в случае ориентации на рынок. Можно
предположить, что первоначально изложенные советы не были услышаны или
оказались трудными для реализации. И при этом большая часть американской
промышленности все еще страдает не только маркетинговой близорукостью, но и
слишком большим вниманием к возможным ловушкам, а не существу маркетинга.

В сущности, утверждается, что доминанта рынка ставит технологические
проблемы в зависимость от запросов клиентов, которые тем самым узурпируют
влияние на стратегические решения. Авторы придерживаются компромиссной позиции,
при которой повышенный интерес к корпоративной технологии сдерживается здравым
учетом потребностей рынка и потребителей, а основной проблемой является
установление баланса между приоритетной ориентацией и текущим функционированием
фирмы.

В достижении такого баланса важную интеграционную роль
играет высшее руководство фирмы, формулирующее и определяющее реализацию
долгосрочных стратегических планов. Ориентация высшего руководства влияет не
только на приоритеты технологических вопросов в корпоративной стратегии,
воздействуя также на интеграционные усилия, влияя на направление НИОКР и на
общий подход фирмы к разработке продукции и к инновациям. Как полагают, в
настоящее время в общем в балансе чаще превалируют рыночные подходы, поскольку
для достижения успеха фирма должна направлять свою инновационную деятельность
на удовлетворение потребителей.

Таким образом, сама направленность НИОКР на удовлетворение
известных потребностей клиентов уже служит механизмом интеграции технологий в
общую стратегию бизнеса. Направление инновационной деятельности в этом случае
определяется давлением рынка, и НИОКР являются технологической реакцией фирмы
на требования рынка, фокусируясь на модификации продукции или процессов либо
расширении областей их использования. Выполняемые проекты имеют прикладной
характер или характер опытно-конструкторской работы. Эти взгляды предполагают,
что технология развивается преимущественно как реакция на потребности рынка,
так что если фирма способна прогнозировать будущие потребности, она имеет
надежный указатель направлений своего будущего технологического развития.

Однако в результате недавно проведенного опроса,
относительно преимуществ рыночной ориентации внимание было привлечено к двум
ключевым проблемам стратегического менеджмента.

Во-первых, подчинение исследовательской стратегии фирмы
проблемам рынка подрывает инновационную способность фирмы в долгосрочной
перспективе.

Во-вторых, потребитель не является надежным источником
инновационных идей.

Как следует из результатов нескольких эмпирических
исследований, давление рынка является главной силой, создающей инновационные
достижения коммерческой важности. Было показано, что «учет потребности
пользователей» — одна из двух характеристик, присущих всем исследованным
успешным инновациям. В работе, посвященной так называемой «активной парадигме
потребителя», также утверждается, что именно рынок должен определять
направление инновационной деятельности. Однако несмотря на впечатляющие
результаты исследований в пользу модели давления рынка, роль покупательских
потребностей в определении направления долгосрочных исследований еще
недостаточно понятна. Влияние потребителей действительно определяет направление
опытно-конструкторских разработок. Однако это влияние не может и не должно
распространиться на ранние стадии поисковых исследований, на которых основана
сама инновация. Целью ранних стадий исследований может быть создание
«стратегического окна» в разработки возникающей технологии, для
которой прогнозные оценки потенциальных областей применения представляют
интерес для фирмы. В этом случае потребности пользователей могут быть неясны
или еще плохо определены. Следовательно, если исходить только из этих
потребностей, такое направление исследований становится неоправданным.
Существует мнение, согласно которому первоначальные инновации во вновь
возникающих областях технологии появляются непосредственно под давлением
технологии (онотологическая точка зрения) а не под давлением рынка
(телеологическая точка зрения). Проделанный анализ последовательности
публикаций научных статей, патентов и новых инвестиций в некоторые отрасли
химической промышленности подтвердил, что научные разработки могут вызвать
«волны изобретений», которые только впоследствии открывают новые
рыночные возможности. При общем определении направлений деятельности НИОКР
фирмы следует еще и еще раз помнить о соблюдении баланса между рынком и
технологией. Когда руководство придерживается дуалистической точки зрения на
ориентацию фирмы, оно может достичь синергизма, который соответствует точке
между двумя экстремумами.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяНаружная реклама
    Следующая статьяИ. В. гёте :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ