Методы группового творчества :: vuzlib.su

Методы группового творчества :: vuzlib.su

32
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Методы группового творчества

.

Методы группового творчества

При создании соответствующей среды большинство людей могут
стать вполне способными к творчеству. Это и есть теория, которая лежит в основе
группового творчества — методов стимулирования людей находить творческие идеи
или решения. Эти методы включают: «мозговой штурм», синектику (метод
коллективного решения проблем), обратный «мозговой штурм», создание
сводки параметров, формирование фокус-групп и др. Не описывая все методы в
деталях, остановимся на наиболее популярном методе (который вы можете
использовать и сами), называемом мозговым штурмом.

В не критикующей среде способность к творчеству будет
расцветать даже в группе кажущихся нетворческими взрослых. Мозговой штурм
создает нужную среду: он является коллективным заседанием, когда любая критика
и попытки оценить или проверить справедливость высказываемой идеи запрещены по
определению.

Проблема большинства деловых собраний в том, что они стремятся
сконцентрировать внимание скорее на процессе оценки, чем на творчестве.
Рассмотрим два вида поведения на таких собраниях: выдвижение идей и их оценка.
Собрание созвано, чтобы решить проблему. Один человек выдвигает идею — это и
есть мода выдвижения идей в действии. Немедленно остальные в группе
комментируют предложение — «за» и «против» — это мода
оценки. Трудность заключается в том, что на собраниях взрослых людей стремится
доминировать одна мода — оценка. В самом деле, мы, взрослые, с большим удовольствием
критикуем, судим и оцениваем, чем предлагаем новые идеи. Предложение идей — это
для детей!

В основе мозгового штурма лежит представление, что в каждое
данное время мы можем эффективно действовать только в одной моде — в данном
случае, в моде выдвижения идей. Всякая критичность, проверка справедливости и
любая критика — табу на таких собраниях. Цель — идеи и чтобы их было много.

Дадим несколько советов по организации сессии мозгового
штурма:

— Пригласите эклектическую группу. Старайтесь избегать приглашения
людей одного и того же возраста. Напротив,, желательно включить в список
приглашенных людей из отделов, функциональных подразделений и даже
представителей других стран, работающих в вашей компании. Лучше всего работает
группа из семи-десяти человек. Если возможно, постарайтесь пригласить несколько
человек со стороны — дистрибьюторов, покупателей или экспертов из
промышленности. При этом отдавайте себе отчет в возможной проблеме: на таком
собрании не может обсуждаться информация, являющаяся частной собственностью,
что может ограничивать эффективность работы группы.

— Проводите заседание вне места работы. Располагайтесь вне
офиса, тогда люди не будут бояться, что их постоянно будут отрывать или
придется бегать к телефону. Такое не располагает к творчеству.

— Разошлите материалы перед встречей. Пошлите участникам
некоторую основную информацию заранее, чтобы их мозги уже начали
«перемалывать» проблему и выдавать какие-нибудь результаты.
Убедитесь, что приглашенные участники понимают задачу заседания еще до его
начала.

— Убедитесь, что каждый хорошо понимает правила мозгового
штурма: в частности, должно быть исключено какое-либо осуждение в любой форме —
негативные слова, выражение лица, телодвижения; заставьте каждого участника
согласиться с этими правилами. (Некоторые группы применяют штраф — например,
десять долларов за каждое негативное слово, либо критикующий правонарушитель
надевает дурацкий колпак.)

— Необходим председатель, который ведет заседание. Им можете
быть вы. Роль председателя — приветствовать всех приехавших, еще раз
сформулировать задачи встречи, провести разминку (или какую-нибудь игру, чтобы
привести людей в соответствующее настроение), выступать в качестве рефери
(следить, чтобы ни один не нарушил правило «никакой критики»), фиксируя
выдвинутые идеи на лекционных плакатах.

Часто заседания по типу мозгового штурма плохо организованы:
участникам не ясна цель; приглашены люди одного возраста; их непрерывно
прерывают; председатель недостаточно тверд, чтобы выдержать правило
«никакой критики». К сожалению, результат в этом случае легко
предсказуем: очень мало хороших идей! Напротив, должным образом проведенный
мозговой штурм может стать наиболее эффективным методом генерирования десятков
добротных идей для новых продуктов.

Предложение. Попытайтесь провести мозговой штурм в вашей
компании. Вы можете быть председателем. Пригласите многофункциональную
эклектическую группу. Объясните правила мозгового штурма и следуйте пяти
приведенным выше советам. Вы будете приятно удивлены результатом заседания.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ