Тема 2. Особенности разработки и принятия решений в группе  - Параграф 7. Определение группы :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Тема 2. Особенности разработки и принятия решений в группе  - Параграф 7. Определение группы

.

Тема 2. Особенности разработки и принятия решений в группе  - Параграф 7. Определение группы

Большинство из существующих определений группы носит описательный характер, фактически перечисляя ее свойства, между которыми существуют логические связи «И» или «ИЛИ». Например, французские социальные психологи Д.Анзье и Ж.Мартен называют следующие свойства группы:

а) ограниченное число членов, такое, чтобы каждый из них был способен выработать индивидуализированное представление обо всех остальных и аналогичным образом быть воспринятым каждым из них;

б) совместное активное достижение относительно постоянной общей цели, которая оценивается как именно как цель группы и отвечает различным персональным интересам;

в) эмоциональные взаимоотношения между членами группы, возможность возникновения подгрупп на основе выраженной симпатии или антипатии;

г) сильная взаимозависимость образующих группу лиц, связанных чувством солидарности и морального единства даже вне совместных действий;

д) дифференциация ролей между членами группы;

е) выработка общих культурных норм и специфической групповой культуры.

Групповая сплоченность

Существует концепция двух взаимосвязанных, но не совпадающих групповых структур (Д. Хоманс). Внешняя структура предназначена для адаптации группы к внешней среде, отвечает за реализацию имеющихся общих целей, выполняет продуктивную (инструментальную) функцию. Внутренняя структура определяет существование группы как психологической целостности, разрешает межличностные противоречия, сплачивает членов группы.

Для получения наилучших управленческих решений, направленных на реализацию всех стоящих перед группой целей необходимо подобрать верное соотношение между этими двумя структурами.

 

Результат взаимодействия внешней и внутренней структуры группы измеряется характеристикой «групповая сплоченность», введенной в 40-х годах Л.Фестингером как «результирующая всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней».

Для измерения уровня групповой сплоченности существуют различные методические подходы.

1) изучение эмоциональной оценки группы в целом и привлекательности собственного членства в ней путем шкал-вопросов типа: «Насколько привлекательна для Вас эта группа?», «В какой степени Вы привязаны к членам данной группы?», «Хотите ли Вы остаться членом данной группы?», «Хотели ли бы Вы при прочих равных (сохранении содержания работы, ее оплаты и т.д.) перейти в другую группу?» и т.д. Итоговые показатели определяются путем усреднения индивидуальных данных;

2) соотнесение числа контактов в группе (с учетом их привлекательности по шкале от «очень нравится» до очень не нравится») к общему числу возможных контактов. Социометрический коэффициент групповой сплоченности обычно измеряется как частное от деления числа взаимных положительных выборов на их теоретически возможное количество.

Основными факторами, с помощью которых можно усилить или, наоборот, ослабить сплоченность группы и тем самым повлиять на качество групповых решений, являются кооперативное поведение, цели группы, сходство ценностных ориентаций и взглядов.

Кооперативное поведение.

Возможный диапазон - от кооперации до конкуренции. Закон М.Дойча: «Характерные процессы и эффекты, определенные типом социального отношения (кооперативным или конкурентным), имеют тенденцию усиливать вызвавший их тип социального отношения», т.е. кооперация вызывает кооперацию, конкуренция - конкуренцию.

Цели группы.

Два важнейших вопроса:

насколько групповая цель соответствует индивидуальным. Чем большее совпадение, тем привлекательнее группа для ее членов;

как зависит деятельность группы от точности представлений ее членов об общей цели. Оказывается, что важнее не истинное содержание стоящих задач, а представление о них. Этим во многом определяется активное использование внутрифирменного диалога.

Сходство ценностных ориентаций и взглядов.

Основная идея - чем ближе ценностные ориентации и взгляды в группе, тем больше симпатия между ее членами и, соответственно, больше сплоченность группы.

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.