Индекс потребительских цен :: vuzlib.su

Индекс потребительских цен :: vuzlib.su

84
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Индекс потребительских цен

.

Индекс потребительских цен

Индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI) —
основной показатель инфляции, он измеряет из­менение цен товаров и услуг,
входящих в фиксированную потребительскую корзину, охватывающую товары и ус­луги
постоянного спроса (продукты питания, одежда, топливо, транспорт, медицинское
обслуживание и т.д.).

Индекс потребительских цен строится обычно на основе
выбранной корзины товаров и услуг. Если Pi (0) -цена i-го товара (услуги) из
потребительской корзины в фиксированный момент времени (базовый период), a Pi
(t) — его цена в момент времени t («сейчас»), и wi — вес, присвоенный данному
товару в потребительской корзи­не (сумма всех весов равна 1), то индекс может
иметь вид

I = Σ wi Pi (t) / Pi (0).

Выбор состава потребительской корзины является непростой
задачей, и основывается на специальных ста­тистических исследованиях, поскольку
он должен отра­жать типичный для данной страны состав потребляемых благ,
изменение цен на которые действительно объектив­но показывало бы направление
происходящих экономи­ческих процессов.

В США, например, статистика охватывает 19000 роз­ничных
торговых фирм и 57000 домашних хозяйств в ка­честве представительной выборки из
примерно 80% на­селения страны. В составе потребительской корзины 44,1%
представляют товары, а 55,9% — услуги. Ввиду того что цены на продукты питания
и энергоносители подвер­жены наибольшим изменениям (как циклическим, так и по
причине различных экономических шоков), отдельно также поставляется индикатор
CoreCPI, в котором из состава корзины исключены продукты питания и источ­ники
энергии (CPI EX FOOD&ENERGY).

CPI публикуется ежемесячно, обычно в десятый ра­бочий день
месяца. Основная форма выпуска — величина изменений по отношению к предыдущему
месяцу, как для CPI, так и для CoreCPI. Как правило, отклонения на 0,2 от
ожидавшегося значения бывает достаточно, чтобы выз­вать заметную реакцию
валютного рынка.

Основные особенности поведения CPI в бизнес-цик­ле:

— наибольшая волатильность (изменчивость) имеет место для
цен на продукты питания и источники энергии, волатильность цен больше для
товаров (где вклад foods&energy составляет до 50%), чем для услуг (где
вклад foods&energy не превосходит 6%);

— инфляция в сфере услуг запаздывает от инфляции на товарном
рынке примерно на 6 — 9 месяцев;

— инфляция имеет свой собственный цикл, запазды­вающий по
отношению к общему циклу роста экономи­ки.

Рис. 10.1. Индекс потребительских цен, США

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ