1.2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ :: vuzlib.su

1.2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ :: vuzlib.su

110
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


1.2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

.

1.2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ
СТАТИСТИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Социальная статистика, как и любая
область науки, связана с другими областями знания различными отношениями. Понима­ние
этих отношений способствует более точному определению предмета, объекта и
методологии социальной статистики. Наи­более тесными являются связи социальной
статистики с другими отраслями статистики, прежде всего с теорией статистики,
раз­рабатывающей общеметодическую базу для отраслевых стати­стик. Единые по
своей сущности методические приемы конкре­тизируются и модифицируются
применительно к задачам и условиям анализа социальных явлений и процессов. В
последу­ющих разделах курса будет показано, насколько своеобразную форму
приобретают общеизвестные статистические методы, если они используются в
социальной статистике. Нередко арсенал ме­тодов исследования, предоставляемых
теорией статистики, ока­зывается недостаточным. В таких случаях социальная
статистика заимствует необходимые методы у других отраслей знания — со­циологии,
психологии и др.

Существует полная или частичная
общность объекта иссле­дования социальной статистики с объектами ряда наук —
демо­графии, социологии, статистики населения, экономики труда, этнографии,
медицинской статистики и др. С ними социальная статистика имеет некоторые точки
соприкосновения и в отноше­нии предмета исследования, хотя они выражены
значительно слабее общности объектов исследования. В большей мере близость наук
может проявляться в вопросах определения методо­логии, методики, объекта
исследования.

Частичная общность наук исторически
обусловлена. Это может быть проявлением «остаточных» связей наук,
выделившихся в са­мостоятельные области знания в процессе дифференциации на­учных
знаний и обособления предмета исследования. Это может быть следствием сближения
наук, их интеграции, когда в ранее достаточно далеких друг от друга областях
знания при их разви­тии обнаруживались точки соприкосновения в вопросах
методологии, а также в предмете и объекте исследования.

Однако такая общность отнюдь не
означает тождественности. Например, и статистика населения, и социальная
статистика об­ращаются к населению как объекту исследования. Вместе с тем если
для первой основной интерес представляет все население страны, то для второй
—отдельные его категории. Статистика на­селения исследует динамику численности
жителей, состав насе­ления, его воспроизводство. Все это вопросы, относящиеся к
на­селению в целом. Социальная же статистика, акцентирующая внимание на
различных сторонах условий жизни, должна соот­ветственно обращаться прежде
всего к тем группам населения, для которых условия жизни наиболее актуальны и
специфичны. Так, вопросы социального обеспечения касаются в первую оче­редь лиц
пенсионного возраста и инвалидов. Программы просве­щения и образования
адресованы детям школьного возраста и молодежи, программы охраны материнства и
детства — моло­дым семьям и т. д.

Статистика населения традиционно
подходит к изучению на­селения как биологической популяции, а социальная
статистика исследует социальные аспекты жизни людей. Заметим, что грань между
этими подходами весьма условная: изучая рождаемость, смертность, брачность,
разводимость, механическое движение населения (миграцию), нельзя обойтись без
анализа социальных факторов.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ