6.4. ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ НА БАЗЕ ВЫБОРКИ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ :: vuzlib.su

6.4. ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ НА БАЗЕ ВЫБОРКИ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ :: vuzlib.su

77
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


6.4. ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ НА БАЗЕ ВЫБОРКИ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

.

6.4. ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ НА БАЗЕ
ВЫБОРКИ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

На уровне домашних хозяйств
потребление изучается на ос­нове выборочного обследования их бюджетов.
Программой об­следования предусмотрен сбор информации, характеризующей не
только доходы, но и расходы населения. Расходы домохозяйств включают расходы на
потребление и расходы, не связан­ные с потреблением. К последним относятся
налоги, отчисления на пенсии и социальное страхование и другие страховые
взносы, денежные переводы, подарки.

Потребительские расходы охватывают
все текущие рас­ходы на товары и услуги независимо от того, полностью или
частично они были оплачены в течение обследуемого пери­ода и предназначались ли
они для потребления внутри до­машнего хозяйства. Потребительские расходы
состоят из рас­ходов на покупку продуктов питания (в том числе расходы на
питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов
на оплату услуг. В их составе не учитываются покупка ювелирных изделий, оплата
материалов и работ по стро­ительству и капитальному ремонту жилых или подсобных
поме­щений. Бесплатные услуги по образованию, медицинские и дру­гие услуги в
потребительские расходы не включаются.

В программе обследования расходы
продуктов литания со­держат потребление хлеба и круп, мяса и рыбы, животных
жиров и растительного масла, молока и молочных продуктов, яиц, фру­ктов и
овощей, сахара и кондитерских изделий, безалкогольных напитков и пр.
Потребление продуктов питания учитывается в на­туральных единицах и по
стоимости.

Натуральные показатели вычисляются в
среднем надушу насе­ления или в среднем на потребительскую единицу. К
стоимостным показателям относятся стоимость питания в домашних хозяйствах,
которая состоит из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для
личного потребления внутри домашнего хозяйства, расходов на питание вне дома и
стоимость натураль­ных поступлений продуктов питания. Кроме того, используются
структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских
расходах, структуру расходов по видам проду­ктов питания, и показатели,
характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и
углеводов в по­требленных продуктах.

Рассмотрим некоторые натуральные
показатели потребле­ния населением конкретных товаров и услуг. Недавно еще
счита­лось, что по общей калорийности питания (более 3000 ккал в су­тки в
среднем на душу) наша страна находилась на уровне развитых стран мира. По таким
продуктам, как молоко, яйца, ры­ба, сахар, овощи, картофель, уровень их
душевого потребления был не ниже, а по некоторым и выше уровня потребления во
мно­гих странах. Лишь по мясу и плодам в России уровень был ниже, т. е.
сложилась преимущественно углеводистая модель питания – в основном
хлебопродукты, сахар, крупа и картофель, поэтому до 30% населения имели
избыточный вес (овощей и бахчевых куль­тур потреблялось на 29% ниже
рекомендуемых норм, а фруктов и ягод ниже на 31%).

В большинстве же развитых стран
давно перешли на белково-витаминное питание с большим содержанием белков
животного происхождения, жиров, витаминов, необходимых аминокислот. Всего для
нормальной жизнедеятельности человек должен по­глощать более 100 компонентов в
соответствующих пропорциях (только витаминов около 15 видов, а среди минералов
— железо, марганец, кобальт и др.). Лишь соблюдение потребления в рам­ках норм
обеспечивает рациональное питание (восполняющее затраты энергии человека, а
также оптимальное соотношение пищевых и биологически активных веществ),
необходимое для нормальной жизнедеятельности человека как физического (био­логического)
существа и как социального субъекта.

Душевое потребление основных
продуктов питания в стране (табл. 6.1) резко сократилось (исключение составляет
только картофель), и по этому показателю Россия оказалась отставшей на много
лет. По некоторым продуктам потребление не отвечает не только рациональным, но
даже минимальным нормам (это мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты,
фрукты и ягоды, овощи и бахчевые, масло растительное).

Сократилась и общая калорийность
питания: с 3085 ккал в 1990 г. до 2550 ккал в 1993 г. и до 2293 ккал в 1995 г. Снизилось су­точное потребление белков, жиров и углеводов, ощущается
не­достаток большинства витаминов и ряда минеральных веществ, низкий уровень в
продуктах пищевых волокон.

Таблица 6.1

Динамика потребления основных
продуктов питания в среднем на душу населения в России

Продует питания

1990г.

1995 г.

1998г.

Рациональная норма

Мясо и мясопродукты

70

53

58

70

Молоко и молокопродукты

378

249

245

360

Яйца

231

191

198

265

Сахар

32

27

44

35,3

Картофель

94

112

111

105

Овощи и бахчевые

85

83

83140

Фрукты

37

30

27

75

Важным показателем является уровень
индивидуального по­требления как средний размер потребления на душу населения.
Он рассчитывается в виде отношения годового объема потреб­ленных товаров по
видам к средней годовой численности насе­ления как в целом, так и по отдельным
его социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий, другим
призна­кам (полу, природно-климатическим и социальным условиям). В частности,
по полу и возрасту рекомендуется выделять следую­щие группы населения: от 0 до
6 лет; от 7 до 12 лет; от 13 до 16 лет; от 17 до 29 лет; от 30 до 39 лет; от 40
до 49 лет; от 50 до 54 лет; от 55 до 59 лет; от 60 до 64 лет; от 65 лет и
старше.

В потреблении продовольственных
товаров наука о питании выделяет 5 групп работников в зависимости от вида их
трудовой деятельности: I — занятые преимущественно умственным трудом
(руководители предприятий и фирм, специалисты, работники культуры и науки); II
— занятые легким физическим трудом (ра­ботники сферы обслуживания, продавцы
промышленных товаров, медсестры, санитары); III — занятые средним по тяжести
трудом (врачи-хирурги, водители транспортных средств, работники обще­ственного
питания, продавцы продовольственных товаров и др.); IV — занятые тяжелым
физическим трудом (строительные рабо­чие, основная масса сельскохозяйственных
рабочих, плотники, такелажники, горнорабочие, работающие на поверхности, и др.);
V — занятые особо тяжелым трудом (шахтеры, сталевары, валь­щики леса,
землекопы, грузчики, труд которых мало механизиро­ван, и т.д.).

Существенно меняется по группам и
нормативная калорий­ность пищи. Так, если для мужчин в возрасте от 18 до 29 лет
норма в группе I составляет 2800 ккал. в сутки, то для группы II — уже 3000;
для группы 111 — 3200; для группы IV — 3700 и группы V — 4300 ккал. Для
возрастной группы мужчин от 30 до 39 лет суточная потребность в энергии
снижается на 100 ккал., а для группы от 50 до 59 лет она снижается уже на 250
ккал. У женщин потребность в энергии меньше, чем у мужчин, примерно на 15%, ay
людей, ве­дущих малоподвижный образ жизни, потребность в калорийности пищи ниже
средней на 25—30%. Нормы калорийности для пенси­онеров—1900 ккал. Критической
же считается калорийность пищи, равная 2000 ккал., или около 8400 кДж (в
Международной систе­ме единиц оценка энергетической ценности пищи и расход энер­гии
человека в процессе его жизнедеятельности даются в джоу­лях: 1 ккал. =4,184кДж).

Помимо потребления товаров и услуг
надушу населения при­меняется расчет и на условную потребительскую единицу, или
на эквивалентного потребителя. В качестве таковой признано по­требление
взрослого мужчины, занятого механизированным тру­дом. По отношению к нему
разработана шкала коэффициентов потребления продовольственных и
непродовольственных товаров. Приняты 6 коэффициентов потребления для детей: до
1 года — 0,2; от 1 до 3 лет—0,5; от 5 до Улет—0,6; от 7 до 11 лет—0,8; от 11 до
14 лет—0,95; от 14 до 18 лет—0,98 потребительской еди­ницы, а также 4
коэффициента в зависимости от пола, возраста и рода занятий для взрослых:
первый — 0.9; второй — 1,0; третий — 1,1; четвертый — 1,2 условной единицы.
Так, семья из четырех че­ловек (отец, мать и двое детей в возрасте до 6 и 13
лет) состав­ляет 3,2 потребительской единицы. В международной статистике по
Оксфордской шкале такая семья оценивается в 2,7 единицы (первый взрослый
принимается за 1, второй взрослый и каждый следующий — за 0,7, каждый ребенок —
за 0,5).

Шкала переводных коэффициентов
потреб­ления имеет большую историю, ее зарождение относится к прошлому
столетию. В частности, шкала переводных коэффициентов потребления детей и
подростков в адекватные потреби­тельские единицы была разработана Э. Энгелем и
опубликована в 1895 г. При подготовке шкалы он учитывал идеи А. Кетле. За еди­ницу
брался новорожденный до 1 года, и эта единица была названа «кета» в
честь А. Кетле. За каждый год жизни к коэффициенту при­бавляется одна десятая
«кеты» (до 25 лет — у мужчин и до 20 лет — у женщин). Таким образом,
для возраста 20 лет и мужчины, и женщины имеют коэффициент 3,0; мужчины в
возрасте 25 лет — 3.5 (для женщин он остается равным 3,0). Если перейти к
другой шкале, где за единицу принимается мужчина в возрасте 25 лет, то для
новорожденных коэффициент составит 0,29, для женщин в возрасте 20 лет и старше
— 0,86.

К этой шкале близка шкала переводных
коэффициентов С. Прэ и X, Хаутеккера, предложенная ими в 1955 г. По ней переводные коэффициенты следующие: для возрастало 1 года — 0,50; от 1 до 4 лет — 0,60;
от 5 до 9 лет — 0,70; от 10 до 13 лет — 1,40; от 14 до 17 лет — 1.30 (для
мужчины) и 1,40 (для женщины); для взрослого человека — 1,00 (для мужчины) и
1,30 (для женщины). Характерно, что для женщин принят более высокий коэффициент
потребле­ния, чем для мужчин. Это связано с тем, что здесь имеются в виду все
потребительские расходы, а не только на продовольствие, которому уделялось
внимание при разработке других шкал.

Изучение потребления
непродовольственных товаров по про­грамме выборки бюджетов домашних хозяйств
осуществляется по следующим видам: расходы на одежду, белье, обувь, ткани, ме­бель
и предметы домашнего обихода, товары культурно-бытового назначения,
транспортные средства, гигиенические, парфюмер­ные и фармацевтические средства,
табачные изделия, строитель­ные материалы и другие непродовольственные товары.
Натураль­ные показатели потребления вычисляются по потреблению обуви и тканей.
По остальным непродовольственным товарам рассчи­тываются лишь стоимостные
показатели, а также структура по­требления.

К товарам недлительного пользования
относятся, напри­мер, одежда, обувь, ткани, чулочно-носочные изделия — норма­тивный
срок их службы установлен до трех лет. К товарам одно­кратного пользования
относятся продукты питания.

Товарами длительного пользования
считаются предметы сроком службы в три и более лет. Для ряда товаров
длительного пользования, используемых, как правило, совместно членами
домохозяйства, средний уровень потребления преимущественно рассчитывается на
домохозяйство. Это показатели обеспечен­ности населения соответствующими
предметами. Их расчет ве­дется в натуральных единицах (на домохозяйство, на
100, на 1000 домохозяйств или на 10 000 человек). Обеспеченность понимается как
степень распространенности данных товаров в личном поль­зовании граждан. Такого
рода показатели лишь косвенно харак­теризуют потребление.

За рубежом обеспеченность населения
предметами длитель­ного пользования чаще определяется долей домохозяйств, вла­деющих
как минимум одним предметом данного вида (например, одним холодильником, одним
телевизором и т. д.), и вычисляется как отношение числа домашних хозяйств,
имеющих данный вид предмета, к общему их числу. Такой показатель точнее
раскрывает обеспеченность населения товарами длительного пользования, поскольку
в нем не фигурируют дополнительные (вторые, третьи и т. д.) экземпляры данного
товара, находящиеся в пользовании одного домохозяйства.

При наличии дифференцированных
показателей обеспечен­ности тем или иным предметом по группам населения средняя
обеспеченность находится как средняя взвешенная величина, где весами выступает
доля групп населения в общей его числен­ности (в численности домохозяйств).
Произведение показателя средней обеспеченности и коэффициента
распространенности (доли домохозяйств, имеющих данный предмет) покажет размер
средней обеспеченности предметом на одного человека (на одно домохозяйство).
При этом с цепью соизмеримости показателей по предметам индивидуального и обще
домашнего пользования последние нужно скорректировать (разделить) на средний
раз­мер хозяйства. Если умножить натуральные показатели обеспе­ченности на
общую численность населения, то получим общее количество (парк) предметов,
имеющихся у населения.

Наличие конкретного предмета на
момент расчета (обычно на конец года) определяется по балансовой формуле

где  —
наличие предмета на конец и начало года:

        — его поступление (покупка и все другие источники)
в тече­ние года;

         — выбытие.

Выбытие оценивается методом
непрерывной инвентариза­ции исходя из принятого срока службы данного предмета.
Сроки службы предметов длительного пользования вычисляются исходя из
технико-эксплуатационных данных с учетом их морального из­носа. Так, если срок
службы предмета установлен в 5 лет, то после его истечения с момента продажи
данный предмет считается вы­бывшим из физического объема общего фонда
обеспеченности этим предметом.

Годовое потребление предметов
длительного и недлительного пользования представляет собой стоимостное
выражение годового износа предметов. Эта величина исчисляется на основе норм
годового износа, представляющих собой величину, обратную нормативному сроку
службы предметов. Если, допустим, норма­тивный срок службы телевизоров
установлен в 10 лет, то годовой их износ равен 10% общей стоимости находящегося
в пользовании населения парка телевизоров. Годовой износ исчисляется также
путем деления стоимости наличного парка предметов у населения на срок их
службы. В расчете на душу или домохозяйство износ этих предметов (их
потребление) определяется отношением среднедушевой или средней на хозяйство
обеспеченности данным предметом в стоимостной форме к нормативному сроку
службы.

Практика равномерного списания
стоимости предметов в те­чение установленного срока их службы исходит из того.
что фак­тический срок службы интересующих предметов не отличается от
установленного нормативного- Исследования же показывают, что фактический срок
службы подчиняется закону нормального распределения, т, е. купленные в
некотором базовом году пред­меты определенного вида (например, телевизоры)
начинают вы­бывать из потребления уже в первые годы их эксплуатации (за­долго
до установленного срока). По мере увеличения периода их фактического
использования доля выбывающих предметов в об­щем количестве купленных в базовом
году возрастает, достигая наивысшего уровня в области нормативного срока
службы. За­тем эта доля начинает уменьшаться. Поскольку установить ре­альный
годовой износ отдельных видов товаров крайне сложно (нужны специальные
исследования), на практике пока поступают в соответствии с изложенным ранее
порядком.

В социальной статистике США тем не
менее начинают прини­мать во внимание специальные поправочные коэффициенты при
определении величины годового износа предметов, полученные в ходе исследования
большого массива выборочных данных и за длительный срок. При этом
ограничиваются только товарами длительного пользования, и лишь они учитываются
в составе до­машнего имущества населения.

Подобные предложения имеются и в
России. В товары дли­тельного пользования предлагается включать только
технически сложные изделия (часы, радиотовары, магнитофоны, телевизоры,
электробытовые машины и приборы, транспортные средства ин­дивидуального
пользования, фотоаппараты и кинокамеры и др.). Вне списка остаются мебель,
ковры и ковровые изделия, меха, ювелирные изделия и т. д. Введенные
ограничения, считают не­которые специалисты, позволяют строго очертить рамки
этой группы и сделать ее более однородной. Однако товары длитель­ного
пользования удовлетворяют разные потребности человека и поэтому они изначально
разнородны, но все они должны учиты­ваться в совокупном потреблении населения.

Имеются также рекомендации о том,
как учесть выбытие предметов длительного пользования в зависимости от фактиче­ских
сроков их службы на базе метода, применяемого статисти­кой при изучении
возрастной структуры основных фондов. При этом методе строится график
«линии дожития» (по годам или аг­регированного за период).

С этой целью вычисляется доля
оставшихся у населения предметов в общем объеме годовых продаж на протяжении
всего динамического ряда. «Линия дожития» и будет отражать вычис­ленные
доли в динамике. Исходная информация получается с по­мощью выборочных
исследований фактического наличия у насе­ления тех или иных предметов. По
координатам графика «линии дожития» находятся возрастная структура
предметов и средне­годовые остатки продаж по годам (они и характеризуют процесс
выбытия предметов). Сумма структурных составляющих, делен­ная на 100, дает
средний фактический срок службы предметов, а сумма среднегодовых остатков —
оценку самого их парка по ви­дам. Стоимостная оценка предметов, как и основных
фондов, осуществляется по полной и остаточной их стоимости, в действу­ющих и
сопоставимых ценах.

Учитывая практические трудности
точного расчета стоимости ежегодно изнашиваемой части наличного парка
предметов, их го­довое потребление нередко оценивается по стоимости годовых
покупок этих предметов. Недостаток такого способа состоит в том, что объем
потребления оказывается завышенным, так как стоимость ежегодно продаваемых
предметов, как правило, выше стоимости их годового износа. Это превышение
обусловлено тем, что в объем продаж включается не только продажа предметов,
идущих на восстановление ежегодно изнашиваемой их части, но и продажа их
потребителям, впервые приобретающим данный предмет. Размеры годового
потребления и годовых покупок будут совпадать только в том случае, когда и
обеспеченность, и годовое потребление остаются неизменными.

Превышение объема годовых покупок
(продаж) над размерами годового потребления предметов выражается соотношением
этих двух величин и представляет собой коэффициент покупки. Если размер
годового потребления того или иного предмета ум­ножить на коэффициент его
покупки, то получим размер годовой покупки данного предмета в натуральном
выражении в среднем на душу населения. Последний показатель, умноженный на цену
данного предмета и численность населения, отражает стоимост­ный объем годовой
покупки предмета. Сумма таких покупок по раз­ным предметам определяет общий
объем покупок за год.

Потребляемые населением товары
удовлетворяют различные потребности. По степени их значимости они делятся на
товары пер­вой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.), товары, ме­нее
необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.), предметы роскоши
(деликатесные продукты питания, особо мод­ная одежда, ювелирные изделия,
дорогостоящая мебель и др.).

Возрастающую роль в потреблении
населения играют разно­образные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги
— особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной
деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со
временем их потребления (услуга оказывается).

В статистике потребления объектом
исследования высту­пают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворя­ющие
потребности человека. Услуги же коллективного характе­ра, удовлетворяющие
общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т.
п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим
стан­дартам они включаются в объем валового выпуска (производства) и
потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах
производства и использования доходов Системы наци­ональных счетов, в том числе
и сектора домашних хозяйств.

Не входят в объем производства (и
соответственно потребле­ния) домашние и личные услуги, создаваемые членами
домохо­зяйства для собственного конечного потребления, поскольку их производство
полностью автономно и не влияет на остальную экономику. К ним относятся:
уборка, украшение и техническое обслуживание жилья: приготовление и подача
пищи; уход за детьми, воспитание и самообучение; уход за больными, инвалида­ми
и престарелыми; транспортировка членов домашнего хозяй­ства или их вещей;
ремонт и техническое обслуживание потреби­тельских товаров длительного
пользования, выполняемые на дому,

В объеме услуг, производимых для
собственного конечного использования, учитываются два вида услуг, включаемых по
счету производства в общий выпуск товаров и услуг. Это услуги по про­живанию в
собственном жилище (они оцениваются приближенно, в размере затрат на
обеспечение проживания в жилище) и домаш­ние услуги, производимые наемными
работниками (слугами, по­варами, садовниками и т.п.). Их стоимость определяется
оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в нату­ральной
форме (питание, жилье и т. п.).

Различаются услуги материальные
(производственные), во­площающиеся в материально-вещественной форме (ремонт
одежды, обуви, предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения), и
услуги нематериальные, которые проявляются в форме деятельности,
удовлетворяющей бытовые, культурные, образовательные, медицинские и другие
потребности человека.

Услуги подразделяются на платные
(рыночные) и бесплатные (нерыночные).

Программой выборочного обследования
бюджетов домаш­них хозяйств предусмотрен учет расходов на оплату жилища и
жилищно-коммунальных услуг, расходов на пошив и ремонт одеж­ды и обуви, на
ремонт электротоваров, культтоваров, металлоиз­делий, квартир, на возведение и
ремонт домов и других постро­ек, на техническое обслуживание и ремонт
автомобилей и других мототранспортных средств, на оплату за обучение в системе
об­разования, медицинские услуги, санаторно-курортные услуги,
культурно-просветительные услуги, услуги пассажирского тран­спорта и связи,
услуги правового характера и прочие виды личных услуг. К показателям
потребления платных услуг относятся размер оплаты в среднем на 100 лиц и
структура расходов по видам услуг.

Текущая статистика не располагает
данными об услугах, ока­зываемых населению частными лицами. На практике эта
инфор­мация собирается в результате выборочного обследования се­мейных
бюджетов, программа которого предусматривает статью «Расходы на оплату
услуг, приобретаемых у частных лиц». Эта ин­формация распространяется на
всю совокупность семей и ис­пользуется для нужд статистики потребления
населения и наци­онального счетоводства,

Сравнение фактического потребления отдельных
товаров с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовле­творения
потребности населения в данном товаре. Коэффициент удовлетворения потребности в
i-м товаре имеет вид:

где  —  фактическое потребление i-го товара в среднем
на душу на­селения:

      — нормативный уровень потребления/-го товара в
среднем надушу населения, здесь  ( — объем потребления i-го товара за определенный
период;  — средняя
численность населения за тот же период); если имеются нормативы потребления по
группам населения, то

где  — нормативный уровень потребления i-го товара в
m-й группе;

       — средняя численность населения m-й
потребительской группы.

Динамика общего и среднедушевого
потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитыва­ются
индивидуальные индексы изменения потребления:

общего объема потребления i-го
товара

где  и  — объемы потребления i-го товара в натуральном
выра­жении в отчетном и базисном периодах;

среднедушевого потребления i-го
товара

где  и  средняя численность населения за соответствующий
отрезок времени в отчетном и базисном периодах. Разница между числителем и
знаменателем индексов пока­зывает абсолютное изменение общего и среднедушевого
по­требления i-го товара:

Статистика услуг позволяет
определить как общее, так и среднедушевое потребление отдельных услуг
населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка, особенно
если речь идет о платных (рыночных) услугах.

Обеспеченность населения услугами
измеряется так же, как и товарам и: фактическое потребление услуг в среднем на
душу насе­ления сравнивается с нормативным (эталонным) его значением:

В случае необходимости берется
среднее нормативное по­требление

Отметим еще раз, что в задачу
статистики не входит ни раз­работка, ни обсуждение норм потребления населением
товаров и услуг. Очевидно, что они призваны отражать современные научные
представления о потребностях людей. Их разработка является сложным делом. Но
какими бы они ни были, это единственный ин­струмент оценки удовлетворения
потребностей населения. На ос­нове норм потребления отдельных товаров и услуг
строится нор­мативный потребительский бюджет (я расчете на душу населения).
Иногда нормативы устанавливаются статистическим путем. Так, международная
практика в качестве норматива (эталона) по­требления бытовых,
жилищно-коммунальных и других услуг ис­пользует среднюю геометрическую из
данных потребления этих услуг по трем странам с лучшими показателями исходя из
того, что средняя геометрическая предпочтительнее средней ариф­метической в тех
случаях, когда изучаемое явление имеет устойчи­вые темпы роста. Этот же метод
можно использовать при оценке уровня потребления услуг по отдельным территориям
внутри стра­ны, когда в качестве норматива выступает средняя геометрическая из
уровней по трем регионам с лучшими показателями.

Аналогично индивидуальным индексам
потребления товаров строятся индексы потребления отдельных видов услуг:

в расчете на душу населения

где  — индекс среднегодовой численности населения.

При этом должна быть обеспечена
сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах, чтобы
можно было оп­ределить динамику физического объема их потребления при пога­шении
влияния цены. Это достигается или путем прямого ис­пользования сопоставимой
(базисной) цены, или путем пересчета

стоимости потребляемой услуги в
отчетном периоде в цены (та­рифы) базисного периода, т. е. методом
дефлятирования.

Наряду с показателем расходов на
конечное потребление в ана­литических целях введен показатель фактического
конечного по­требления, представляющий собой стоимость фактически потребленных
хозяйственными (институционными) единицами продуктов и услуг независимо от
источников финансирования. В целом этот показатель равен показателю расходов на
конечное потребление.

Помимо показателя общего конечного
потребления с учетом его величины рассчитывается показатель конечного
потреблении на душу населения. Этот показатель нередко фигурирует в
международных сравнениях, хотя в последнее время в статистических пуб­ликациях
все чаще указывается показатель валового внутреннего продукта на душу
населения. Не следует, однако, преувеличивать аналитическое значение таких
средних показателей — они необхо­димы как общий фон для системы
дифференцированных оценок потребления населения с учетом его доходов, пола и
возраста, социального положения, занятий, территории проживания и т. д.

Коэффициент удовлетворения
потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам () в агрегатной форме
определяется путем сравнения стоимости фактического потреб­ления этих товаров и
услуг ( и ) со стоимостью их норма­тивного набора ():

где  — цена товара,

  — количество фактически потребленных товаров;

 — количество фактически потребленных услуг;

  — фактический тариф за определенную услугу;

      — норматив потребления определенного товара в
расчете надушу населения;

    — норматив потребления определенного вида услуг в
расчете на душу населения;

     — средняя численность населения за период.

Стоимость нормативного набора
рассчитывается исходя из установленных норм потребления в среднем на душу
населения (норм, заложенных в нормативный потребительский бюджет) и численности
населения.

Разность числителя и знаменателя  определяет стоимость общего
недопотребления товаров и услуг по сравнению с норма­тивным его уровнем.
Возможны компенсационные зачеты по­требления одних товаров и услуг другими
(например, сверхнор­мативным потреблением хлебных продуктов или картофеля).

Однако они приводят к искажению
истинной величины недопот­ребления. В связи с этим предлагается расчет
показателя удов­летворения потребностей на душу населения:

При этом каждое фактическое
потребление товаров и услуг принимается в объеме не выше нормативного, и,
следовательно, критериальным значением  будет 1,0 (в общем виде такой подход рассмотрен в
главе 4). Разность значений числителя и знаменателя  покажет истинный размер недопотребления в среднем
на душу населения по сравнению с нормативным уров­нем: умножив эту разность на
среднюю численность населения , получим размер недопотребления в целом. Сравнив
этот раз­мер с результатом предыдущего расчета недопотребления на ос­нове , найдем величину возможных
компенсационных зачетов в потреблении.

Оба показателя удовлетворения
потребностей (общий и на душу населения) можно исчислить и в форме средней
арифмети­ческой величины, где в качестве осредняемых величин выступят
индивидуальные (по видам товаров и услуг) коэффициенты удов­летворения
потребностей населения, а весами — доля стоимости нормативного потребления
каждого вида товаров и услуг в общей стоимости всего их набора. Это позволяет
провести сравнительную оценку индивидуальных коэффициентов и, более того,
выявить влияние каждого из них на общий показатель. Их можно предста­вить
следующим образом:

где

Выбор формы расчета показателя
удовлетворения потребно­стей населения (агрегатной или средней) обусловлен
постановкой задачи исследования. Если нужны лишь общий коэффициент и оценка
всего недопотребления товаров и услуг до нормативного уровня всем населением
или в среднем на душу, то выбирается агрегатная форма его расчета. Если
представляют интерес инди­видуальные коэффициенты удовлетворения потребностей,
оценка их раздельного влияния на общий показатель, то выбирается форма
коэффициента как среднего из индивидуальных показателей.

Существенным фактором,
воздействующим на уровень удов­летворения потребностей населения в товарах и
услугах, выступает насыщенность ими потребительского рынка, измеряемая коэф­фициентом
и индексом насыщенности.

Коэффициент насыщенности
определяется по данным на­блюдения органами государственной статистики за
изменением цен основных продовольственных и непродовольственных товаров по
выборочной сети магазинов в 130 городах. Он рассчитывается как отношение
количества городов, в которых на момент регист­рации цен товар был в продаже, к
общему числу обследуемых го­родов. Данный показатель не учитывает наличие
товаров в неор­ганизованной торговле — на городских и неформальных рынках.

Индекс насыщенности определяется как
соотношение коэф­фициентов насыщенности за соответствующие периоды с учетом
сопоставимости ассортимента товаров.

Важной задачей статистики является
исследование структуры потребления населения. У каждой группы населения своя
структура и свой определенный тип потребления. Обычно структура потребления
населения обусловливается структурой его потребительских расходов. В укрупненном
виде выделяются следующие виды расходов: продукты питания, непродовольст­венные
товары, алкогольные напитки, оплата услуг.

Для оценки структурных различий в
потребительских расходах можно использовать интегральный коэффициент
структурных сдвигов К. Гатева (Болгария):

где  и  — доли отдельных видов расходов домохозяйств в
отчетном и базисном периодах,

Этот показатель будет равен нулю,
если сравниваемые структу­ры остались неизменными; он будет равен единице, если
сравни­ваемые структуры полностью изменились, т. е. . Его мо­жно применить и для характеристики
различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, обусловленных
дифференциацией доходов населения. В этом случае рассматри­ваемый коэффициент
рассчитывается по следующей формуле:

где  и   — доли отдельных видов расхода домохозяйств двух
разных групп населения в одном из исследуемых периодов;

  и  — номера сравниваемых групп населения по душевому
доходу.

Существенна дифференциация в
потреблении и структуре расходов домохозяйств в зависимости от их состава.
Имеется достаточно устойчивая тенденция снижения среднедушевых по­требительских
расходов с ростом числа членов хозяйства. По мере прибавления еще одного
человека они уменьшаются в среднем примерно на 24%. Уменьшается среднедушевая
плата за жилье, это же относится к покупке мебели, предметов культурно-бытового
назначения и вообще к каждой вещи, не имеющей характера инди­видуального
пользования. Происходит «относительная экономия» большого
домохозяйства. Если принять потребление благ обще­домашнего пользования для
хозяйства без детей в среднем на каждого члена за 100, то при одном ребенке эта
величина умень­шается до 81 %, двух — до 63, трех — до 53 и четырех — до 46 %.
Домохозяйства, имеющие детей, направляют на товары культур­но-бытового
назначения 9% своих денег, а без детей — 39%.

В целом разрыв в уровне
среднедушевых потребительских расходов домохозяйств, состоящих из одного
человека и имеющих, например, 5 человек, доходит до 30% в пользу первых — это
об­стоятельство наряду с фактором дохода определяет различия в уровне среднедушевого
потребления в высоко- и малообеспе­ченных домохозяйствах. Для первых, как
правило, характерен меньший его численный состав (в среднем 2,3 человека); для
вто­рых — практически в 2 раза больше (4 человека).

Уровень среднедушевых
потребительских расходов мало­обеспеченных хозяйств составил примерно 30% их
величины в высокодоходных хозяйствах. Если учесть отмеченную ранее «от­носительную
экономию» большого хозяйства, то различие не­сколько сократится. Различие
в размере и составе домохозяйств и влияние этого фактора на среднедушевое
потребление можно устранить с помощью условных потребительских единиц (они
рассматривались ранее), обеспечивающих эквивалентность по­требления в домашних
хозяйствах.

Характер потребления зависит и от
длительности существо­вания домохозяйства. На первых порах оно ориентировано на
Удовлетворение самых настоятельных потребностей. По данным социологических
обследований, спустя пять лет после регистрации брака супругов 2/3 домохозяйств
имеют обычно холодиль­ник, больше половины — телевизор, около половины — мебель­ный
гарнитур, более 1/4 — стиральную машину и другие предметы длительного
пользования. Далее укрепляются экономические основы домашнего хозяйства,
изменяются потреби­тельские ценности. Со старением супругов некоторые потребно­сти
снижаются. Родительская семья все больше ориентирована на удовлетворение нужд
хозяйств своих детей.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяПокупка часов
    Следующая статьяГ. Познание :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ